АНОМАЛЬНЫЙ ГОД

Нового сезона охоты ждешь, как манну небесную. Думаешь, вот в прошлом сезоне я поохотился не важно, но уж в этом-то году я «оторвусь по полной». Июнь порадовал тем, что ток дупелей, который я нашел несколько лет тому назад, не исчез под натиском деревенских кошек, как я предполагал, а просто переместился метров на триста в сторону.

4 июня бабушки вынесли на местный рынок первые лисички и успешно торговали ими по 100 руб. за кг. Пошли затяжные дожди, вода в Вятке к 25 июня поднялась на два метра, от обычного уровня, почти как весной.
1 июля позвонил старый приятель П.В. Сергеев и взволнованно сообщил, что вчера ездил в лес и первый раз в жизни увидел, как вальдшнепиха переносит уже достаточно больших птенцов, прижав их лапками к животу, через лесной ручей. Длина перелета была метров двадцать. После этого, по словам Павла, с места посадки донеслись какие-то странные квакающие звуки. Возможно, так мать собирала своих птенцов. Я порадовался за Пашу. Не каждый день бывают такие интересные встречи.

28 июля в угодьях Кировского городского, Орловского, Слободского, Котельнического, Сунского обществ охотников и рыболовов, ОАО «Кировохота», приписном хозяйстве ВНИИОЗ открыли охоту на болотную и полевую дичь. Вышел и я на охоту с двадцаткой, патроны обычные, не разбросные. Собака сработала 4 дупелей и 6 коростелей, стрелял так, будто в патронах нет дроби. Первопольной собаке работать очень сложно, рано утром ветра еще нет, а в 10 утра становится очень жарко, хоть и дует небольшой ветерок. Трава не кошена, ходить тяжело.

30 июля на охоту отправился с разбросными патронами и 16 калибром, результат – 2 дупеля и 2 коростеля. Случайно наткнулся на выводок тетеревов. Собака первый раз столкнулась с незнакомой дичью, осторожничает. После взлета большого, в 10 птиц выводка, удалось ее уложить только трехкратным громогласным «дауном».

Охота на дупелей закончилась через два дня, клеверище, на котором они жировали, выкосили. Дупель куда-то переместился.

Обзвонил знакомых. Наш известный кировский дратхаарист с приятелем из Москвы взяли на двуе собаки и два ружья за первые два дня охоты больше семидесяти голов дупелей и коростелей. Другие легашатники подтверждают: дупеля в этом году больше, чем в прошлом, за один выход по 12–15 встреч с птицей было обычным делом. Однако из-за высокой травы работать собакам очень тяжело, какой тут стиль у английских легавых, собакам приходится, уподобляясь спаниелям, делать «свечки», чтобы причуять дичь. По имеющимся у меня данным, кое-кто из областного руководства тоже решил приобщиться к правильной охоте с легавой, и это очень отрадно.

Охоту по боровой и водоплавающей дичи открыли 18 августа. Жара под тридцать градусов в тени, такого открытия я не припоминаю. Отохотились сносно. На утренней зорьке рядом с нами кто-то упорно «долбил» по всем пролетающим уткам. Подхожу к стрелявшему.

– Как охота?

В ответ вижу большой палец.

– Вот это отдохнул, – с восторгом говорит он, – почти сотню патронов высадил!

– Как добыча?

– Да, не взял ни одной, зато сам процесс!! Пальчики оближешь.

На следующий день в 12 часов были уже дома, на вечернюю зорьку оставаться не стали, очень жарко.

16 сентября знакомые охотники уехали на разведку, должен начаться пролет утки. Разведчики вернулись почти ни с чем – пролетной утки еще нет. Обошел с собакой всю округу, ни одной встречи с вальдшнепом, коростель еще есть, он очень жирный и очень вкусный.

26 сентября. Тихо, ветра нет, вальдшнепа тоже. Усталый возвращаюсь домой по вытравленному коровами лугу. Ружье на плече, собака отстала, поворачиваюсь, она стоит.

– По кому стоишь, глупая, – кричу я ей, и в этот момент с совершенно голого луга взлетает жирный дупель. Я настолько оторопел, что забыл сдернуть ружье с плеча. Наблюдаю за птицей, может быть, сядет недалеко? Нет, подлец, не сел! Дальнейшие поиски дупелей успеха не имели.

В ночь на 2 октября первый заморозок, вечером, Паша Сергеев наблюдал тягу вальдшнепов, протянули 3 птицы.

14 октября – пролет северной утки еще не начался, а должен бы месяц назад.

15 октября появилась северная утка.

20 октября вырвались на охоту, нашли большую стаю кряковых уток. Вопреки всем прогнозам, после первых же выстрелов вся армада снялась и улетела. Встретил местного егеря, который проводит учет бобра, по его словам, бобры, в отличие от прошлых лет, не ведут заготовку кормов. Странно!!!

28 октября позвонил приятелю, на 15 патронов он взял 9 крякв. Его собака сработала по-видимому последнего в этом году коростеля.

30 октября едем с запасом патронов, мечтая закрыть сезон «под фанфары». Вернулись «не солоно хлебавши». Звоню ранее отличившемуся приятелю, у него тоже неудачный выезд. Вспоминаю, что пару лет назад, уже в сентябре, утки на пролете было столько, что у меня не было возможности попить чайку. Только возьму кружку в руки, опять летят. Кружка с чаем в сторону, ружье в руки, и так несколько раз. Нынче какой-то аномальный сезон.

6 ноября резко похолодало. Ночью слышал крики улетающих на юг лебедей.

Любители погонять косых тоже не в восторге от 2007 года. Зайца мало. Видимо, из-за неблагоприятных погодных условий, летом этого года много молодняка «настовиков» и «колосовиков» погибло.

Любителей «тихой охоты» лето порадовало – лисичек и маслят было в достатке. Однако осенью все ждали такого же изобилия белого гриба, рыжиков и опят. Белый гриб появился, хотя не в таком изобилии, как ждали.

Рыжик был, но тоже в относительно небольшом количестве. Много рыжика, это когда на одной полянке, ползая на коленях можно нарезать несколько ведер. Опята в достаточном количестве появились в октябре. Ценители не традиционных для сбора грибов утверждают, что в этом году рядовок землистых было гораздо больше, чем зеленушек.

Синоптики сообщили, что такой аномальной погоды, как в 2007 году, не было зафиксировано в Кировской области на протяжении 170 лет!