Нашествие бешеных лисиц

В августе по семейным делам побывал в своей родной деревне, затерянной среди балок, лесополос и бескрайних полей Воронежской области. Еще на подъезде к деревне поразило количество лисиц, мышкующих по стерне скошенных полей...

На тридцати километрах пути от села Воронцовка и до деревни Переездное встретились шесть лисиц, пять молодых и одна старая. По приезде сделал тетушке комплимент, дескать, хорошо выглядишь и загорелая. Она едва не расплакалась, объясняя, что весь день напролет с палкой патрулирует двор, оберегая курочек от лисы, которая нахально и регулярно, буквально из-под ног, умудряется утащить несушку.

К нам подошла соседка с такой же бедой. У нее из полсотни несушек лиса схарчила уже половину. Как видим, урон хозяйству внушительный.

Лиса – зверь очень смышленый и необычайно пластичный к окружающей среде. Активный охотничий суточный цикл у нее приходится на темное время суток. Но, вкусив легкой добычи и калорийной пищи в виде домашней птицы, лисы перестроились и стали успешно охотиться днем на улицах деревни. Взрослые звери обучают этой тактике свою молодежь, которая не применет этим навыком воспользоваться.

Да и логова лисы стали устраивать «не отходя от кассы», в черте, к сожалению, вымирающей деревни. Один выводок найден в заброшенном сарае, другой в норе, выкопанной под пустующим домом.

Как и следовало ожидать, такое обилие лисиц привело к тому, что некоторые из них заболели бешенством.
В начале сентября, не позволив ученикам втянуться в учебный процесс, бешеная лиса днем забежала на территорию школы и набросилась, к счастью, не на детей, а на небольшую собачку. Само собой разумеется, в школе произошел необычайный переполох. Собачку каким-то образом отбили, но больная лиса убежала.

Директор школы Ольга Завьялова вызвала врачей санэпидемстанции. На несколько дней школа была временно закрыта. При обследовании было подтверждено бешенство.

Дней через десять об этом опасном инциденте стали забывать, но больная бешенством лисица напомнила о себе снова. На подворье Петра Савчука появилась лиса и вцепилась в дворовую собаку. Хозяин подоспел вовремя, и лиса была забита. Тушку отослали на обследование, и диагноз бешенства подтвердился, собаку пришлось усыпить, хозяину назначена серия уколов вакцины.

Третий эпизод, связанный с бешенством, произошел два дня спустя после нападения на собаку. У жителя деревни Серебрянского Степана неожиданно заболела корова и через некоторое время пала. И опять врачи подтвердили бешенство, корова утилизирована, а хозяину и многочисленным домочадцам назначено лечение. Корова была укушена, возможно, той же лисой, которая схватилась с собакой.

Такая большая, даже чрезмерная плотность лисицы приводит к значительному урону в домовом хозяйстве, а болезнь зверей бешенством вообще прямая угроза здоровью жителей. Нет никаких сомнений, что количество лисиц нужно снижать, и значительно. Единственная панацея – это серьезный охотничий промысел.

Хорошо помню времена, когда плотность лисы в округе была на оптимальном уровне.

В деревне жили хорошие охотники. На счету каждого за сезон числилось несколько добытых лисиц. И мы со старшим братом Николаем вносили свою лепту, приезжая охотиться на родину каждую осень. Снаряжение наше было простое: бинокль и ружье. Лисиц успешно добывали на открытой местности с подхода или нагоном на номер на кустах и бурьяне. Очень скоро местная коалиция лисиц таяла, и нам приходилось делать рейды в соседние Бутурлиновский и Калачеевский районы, благо путевки тогда выдавали областные.

А сейчас местные охотники, зажатые тесными рамками повседневных хозяйственных работ, не имеют времени на систематическую и планомерную охоту на этого зверя. Глубоко убежден, что количество лисы нужно держать на самом низком уровне, как это делают в Западной Европе. Охоту на нее нелишне и стимулировать. Тогда от этого зверя не будет большого убытка заячьему племени, фазанам, куропаткам, да и домашней живности тоже. Ведь чрезмерная плотность лисы подразумевает и высокий процент заболеваемости бешенством.