Заявление Консультативного совета российских общественных экологических организаций 24 сентября была обнародована новая структура Правительства Российской Федерации. К сожалению, в ней вновь не нашлось места для отдельного федерального органа исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.

В течение 7 лет, с момента печально известной ликвидации Государственного Комитета по охране окружающей среды, Россия продолжает оставаться единственной крупной страной мира, компанию которой составляет разве что Гондурас, не имеющей самостоятельного федерального органа, отвечающего за обеспечение экологической безопасности страны.

Несмотря на поручение Президента В.В. Путина по этому вопросу, многочисленные обращения федеральных законодательных органов власти (комитеты Госдумы России и Совета Федерации), органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, коллегиальных органов РАН, других научных учреждений, позицию ТПП России и РСПП, единодушное мнение специалистов и экспертов, собранные два миллиона подписей граждан нашей страны, по-прежнему остаются под угрозой основы благополучия страны – состояние ее природных ресурсов (их неистощительное использование) и главное достояние любого государства – здоровая среда обитания как залог здоровья и благополучия своих граждан.

До сих пор государственные функции по формированию экологической политики и обеспечению экологической безопасности и сохранению природной среды рассредоточены среди более 5 ведомств различной подчиненности (МПР России и Росприроднадзор, Ростехнадзор, Минрегионразвития, Росгидромет и др.). Это не позволяет формировать, а затем реализовывать целостную государственную политику в сфере экологической безопасности и охраны среды обитания как обязательного условия обеспечения здоровья граждан; рационального (неистощительного) использования природных ресурсов и стабильного существования природных экосистем. Отсутствие единого федерального органа по охране окружающей природной среды порождает безответственность Правительства перед обществом за конечный результат – благоприятное качество окружающей среды, а также осложняет выполнение Российской Федерацией многих международных обязательств в сфере охраны окружающей среды.

Фактическая отмена Госдумой РФ государственной экологической экспертизы – ведущего инструмента обеспечения экологической безопасности страны и ее граждан и перевод экологической экспертизы на ведомственный уровень стали печальным подтверждением продолжающейся политики «ухода» государства из сферы ответственности перед своими гражданами за качество жизни и их здоровье.

Именно по этой причине потребовалось памятное вмешательство Президента В.В. Путина, изменившее трассу нефтепровода у озера Байкал, которое перечеркнуло уже выданные ВСЕМИ ответственными официальными ведомствами разрешения на реализацию этого опасного проекта. Это лишний раз показало всю негодность сформированной системы государственных гарантий качества окружающей среды.

Одним из видимых результатов устранения государства от активного участия в формировании экологической политики и контроля за соблюдением государственных интересов стал переход всех крупных и средних российских компаний на собственное правотворчество в сфере проведения оценок воздействия на окружающую среду. Оказавшиеся на международном рынке один на один со скоординированными действиями конкурентов, использующих инструменты экологической безопасности, российские компании оказались неконкурентоспособными и были вынуждены обеспечивать участие общественности и населения в оценке своих планов и проектов развития вопреки российскому законодательству.

Анализ состояния окружающей среды в стране показывает прогрессирующее ухудшение ее качества, в первую очередь обусловленное отсутствием действенных систем управления в этой сфере. Без возрождения единого федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды одинаково недостижимы экологическое благополучие страны, дальнейший подъем экономики, повышение качества жизни и здоровья населения, обеспечение национальной безопасности России.

Консультативный Совет призывает все партии, участвующие в предстоящих выборах в Госдуму России, все политические и общественные силы страны поддержать необходимость создания единого федерального органа, отвечающего за постановку и комплексное решение задач в сфере охраны окружающей среды.

И.Е. Честин, директор WWF России;

С.И. Барановский, президент Российского Зеленого креста (РЗК);

Н.В. Брызгалова, директор Российского экологического конгресса (РЭК);

Н.Р. Данилина, директор Российского экологического центра «Заповедники»;

В.П. Захаров, сопредседатель Совета Международного Социально-экологического Союза (МСоЭС);

А.В. Зименко, директор Центра охраны дикой природы (ЦОДП);

В.А. Зубакин, президент Союза охраны птиц России (СОПР);

Е.С. Колпакова, координатор Российской сети рек (РСР);

В.А. Савченко, председатель президиума Центрального совета Всероссийского общества охраны природы (ВООП)

Что еще почитать