22 марта текущего года в Госдуме РФ состоялись парламентские слушания. Обсуждался законопроект РФ «Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка».

Открыл слушания председатель Комитета В.А. Васильев. Выступающие в основном ратовали за повышение роли общественности в обеспечении правопорядка в России.
Член комитета А.И. Гуров отметил значимость роли граждан и общественных объединений в построении гражданского общества, что одним из отличительных признаков гражданского общества является участие населения в обеспечении общественного порядка, что история России богата опытом вовлечения граждан в охрану общественного порядка.
Мне пришлось в своем выступлении остановиться на важной проблеме: по составлению протоколов на нарушителей природоохранного законодательства.
Дело в том, что до 2002 года организованные объединения охотников и рыболовов силами своих штатных работников охраны (егерей, охотоведов, ихтиологов) и общественных охот, и рыбинспекторов, дружинников по охране природы имели право составлять на нарушителей правил охоты (рыболовства) протоколы об административном правонарушении. Это позволяла статья 23.4 КоАП.
А постановлением Совета Министров СССР от 2 октября 1981 г. № 967 «О дополнительных мерах по усилению охраны рыбных запасов и улучшению организации любительского и спортивного рыболовства» директора, ихтиологи культурных рыбных хозяйств и егеря обществ охотников и рыболовов приравнивались даже к младшим государственным инспекторам.
И это для государства было оправдано. Ну судите сами. В Российской Федерации 4 млн. водохранилищ, 20 млн. озер, более 2,3 млн. рек. Это сотни километров и они приходятся на одного госрыбинспектора (подобное и с охотугодьями). Разве может он обеспечить должную охрану на таких площадях без общественности?! Ответ очевиден. Практика показала, что в конце 1990-х годов на территории России вскрывалось до 60 тыс. нарушений правил охоты за год. По самым скромным подсчетам, работниками обществ и общественными инспекторами вскрывалось не менее четвертой части правонарушений. Протоколы направлялись в государственные органы для ведения учета нарушений, назначения им наказания, вплоть до исключения из состава объединений, тем самым лишая их возможности впредь нарушать законодательство, так как при этом у нарушителей конфисковывались охотничьи ружья в соответствии с законом «Об оружии».
Факты налицо. Опереться на общественность выгодно государству. В настоящее время в процедурах только охоты и охотничьего хозяйства занято более 4 млн. граждан, а рыболовов-любителей – около 30 млн. человек!
К чему привела отмена прав составления протоколов и введение вместо них так называемых «сообщений»? Прежде всего резкое (более чем на 50%) снижение раскрываемости нарушений, к неуправляемому росту незаконного использования объектов животного мира на фоне прогрессирующего сокращения численности видов охотничьих животных, ихтиофауны.
Кроме того, сокращение числа выявляемых правонарушений вызвало снижение обращения налоговых средств, полученных в результате применения административной ответственности, а это приводит к ограничению ассигнования бюджетов на реализацию целевых природоохранных мероприятий по охране, воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания.
Неужели это не вразумляет госчиновников? Кроме того, непонятно, чем отличается госинспектор от штатного ведомственного егеря или охотоведа.
Все они охраняют государственный охотничий фонд, одинаково рискуют своей жизнью, но только госохранник защищен социально, а остальные нет. Налицо несправедливость. Да к тому же действующее законодательство (ст. 1.2 Закона «О животном мире») вменяет пользователям животным миром обязанность по обеспечению его охраны, в то же время исключает возможность их правового осуществления, а пользователь угодий, кстати, значительно больше заинтересован в охране животных, чем госохотинспектор.
Поэтому, учитывая многолетние исторические традиции, высокую эффективность негосударственного надзора за использованием животного мира, а также прямую заинтересованность природопользователей в охране животного мира Государственной Думе РФ необходимо внести в КоАП от 30.12.2001 г. №195-ФЗ дополнения, которые должны предоставлять права составления протоколов об административных правонарушениях, попадающих под действия статьи 8.37 должностным лицам пользователей животным миром.
Необходимость вышеупомянутого дополнения к КоАП подтверждает Резолюция 1-го Всероссийского совещания по проблемам охотничьего хозяйства, Решение международной научно-практической конференции «Современные проблемы природопользования, охотоведения». Эти проблемы известны. Остается надеяться, что кто-то из них проявит законодательную инициативу и внесет изменения в КоАП. Животные ждут помощи!
А. КЛУШИН,
заслуженный работник
охотничьего хозяйства

Что еще почитать