Как распределить лицензии?

Сегодня в России нет установленного порядка распределения лицензий

Как они распределяются, охотники хорошо знают, поэтому нет смысла описывать этот процесс. А вот как их возможно распределить по-другому, давайте посмотрим на примере охотничьего законодательства штата Аляска (США), где обитают практически те же звери, что и в России.


Ресурсы отдельных видов охотничьих животных ограничены и не позволяют ежегодно удовлетворять потребности всех желающих поохотиться на тот или иной вид дичи. К примеру, в сезоне охоты 2003–2004 гг. лимит добычи лося в России составлял 22,5 тыс. голов. При численности российских охотников 2,5 млн. человек добыть лося могли немногим более 11% охотников. Попасть в эти 11% у рядового охотника шансов практически нет.


Основным документом, определяющим порядок проведения охоты в этом штате, является ежегодно утверждаемый Охотничий устав Аляски.

Согласно этому документу, если заявки на охоту превышают уровень, который популяция животных может выдержать, объем добычи ограничивается выдачей разрешений. Выдаются три типа разрешений: разрешение по лотерее, разрешение по регистрации и разрешение на охоту для поддержания существования.

При проведении охоты по регистрации количество выдаваемых разрешений не ограничивается. При достижении намеченного к добыче количества охотничьих животных сезон охоты закрывается чрезвычайным распоряжением. Для некоторых охот количество разрешений ограничивается в зависимости от поступления заявок. В большинстве случаев заявки должны подаваться охотниками лично, хотя иногда их можно присылать по почте.

Охота по лотерее лимитируется ограничением числа охотников. Охотники подают заявки на разрешения (в мае или ноябре) и оплачивают невозвращаемый сбор. Разрешения на добычу определенных видов животных разыгрываются в лотерее. При подаче заявки претендент должен иметь лицензию на охоту. Номер охотничьей лицензии указывается в заявке, в противном случае заявка недействительна.

Разрешения на охоту для поддержания существования могут быть выданы, когда дичи недостаточно для удовлетворения всех потребностей. Для получения указанного разрешения охотники должны ответить на вопросы анкеты о зависимости их пропитания от добытой дичи и доступности других ресурсов. Заявки оцениваются в зависимости от ответов на анкету, разрешения выдаются лицам, получившим высшие оценки.

Помимо указанных разрешений выдаются разрешения на общинную охоту. Эти разрешения могут выдаваться группе лиц для охоты на крупную дичь на специальных участках. Разрешения выдаются только резидентам Аляски и только после выделения охотничьего участка. Этот тип разрешений приспособлен к местным обычаям охоты. В данном случае в разрешении устанавливается групповая норма отстрела вместо персональной нормы. Охотники, подписавшие разрешение на общинную охоту в течение данного охотничьего года, не могут охотиться на тот же вид животных в течение того же года по другим разрешительным документам, кроме особых случаев. Другие лица могут охотиться на охотничьем участке общины, но они должны иметь персональные разрешения.

ОХОТА ПО ДОВЕРЕННОСТИ

На Аляске допускается охота по доверенности. Эта охота разрешается только жителям штата на оленя, карибу и американского лося. Слепой, лицо с 70% инвалидностью или не моложе 65 лет (доверитель) может получить разрешение для другого (доверенного) лица на охоту для него. Доверитель и доверенное лицо должны быть резидентами Аляски. В случае инвалидности доверителя, она должна быть письменно подтверждена врачом, с указанием степени инвалидности. Доверенное лицо при наличии необходимых документов может охотиться для себя и доверителя одновременно. Доверитель не имеет права охотиться, когда доверенное лицо охотится для него.

Существуют также специальные льготы для инвалидов. Лица, имеющие физическую инвалидность не менее 70%, на специальных участках могут отстреливать дичь с автотранспортного средства и т.д.

Как видно из приведенной информации, на Аляске существует система распределения лицензий на добычу охотничьих животных, учитывающая интересы охотников всех категорий. Что же определяет в этом вопросе наше российское законодательство? К сожалению, очень немногое.



РАЗОВАЯ ИМЕННАЯ

Согласно Федеральному закону «О животном мире» пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок. По указанному Федеральному закону именная разовая лицензия – это специальное разрешение на однократное использование определенных объектов животного мира с указанием места и срока его действия, а также количества допустимых к использованию объектов животного мира. Именные разовые лицензии на использование объектов животного мира выдаются гражданам специально уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания по их заявке в соответствии с установленным порядком, а также пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов. Никакого механизма распределения лицензий между охотниками указанный Федеральный закон, к сожалению, не определяет.



В РАМКАХ ЗАКОНА

В 1980-х годах Главохота пыталась упорядочить этот вопрос в Инструкции о порядке добычи диких копытных животных по разрешениям (лицензиям) на территории РСФСР. В частности предусматривалось, что лицензии на территории охотничье-производственных участков Главохоты в угодьях общего пользования выдаются для поощрения коллективов работников охотничьего хозяйства, групп общественных охотинспекторов, бригад охотников, в том числе охотников-волчатников и других охотников за достигнутые ими высокие показатели в деле охраны и рационального использования охотничьей фауны. Обществам охотников рекомендовалось производить выдачу лицензий на добычу диких копытных животных преимущественно первичным организациям охотников, зарегистрированным в установленном порядке. Однако нормы, установленные ведомственной инструкцией, выполнялись далеко не полностью и не повсеместно.

Вопрос распределения лицензий можно решить в рамках Федерального закона «Об охоте». Однако американский опыт выдачи этих документов применим лишь в том случае, если все лицензии охотникам будут выдавать государственные органы. Иными словами, все охотничьи угодья должны находиться в ведении государства, а не передаваться юридическим лицам в долгосрочное пользование.



ЧТО ИЗМЕНИТ СИТУАЦИЮ?

Наше охотничье законодательство ориентировано, в основном, на пользователей – юридических лиц, поэтому интересы миллионов охотников в нем, к сожалению, не просматриваются. Между тем пользователем является не организация, осуществляющая ведение деятельности, связанной с охотой, а гражданин, непосредственно осуществляющий процесс охоты, поскольку вид пользования охотничьими животными, установленный законом, это охота, а не ведение связанной с этим процессом хозяйственной деятельности. Однако сложившиеся стереотипы о необходимости ведения охотничьего хозяйства только через предоставление территорий юридическим лицам настолько сильны, что за их границы не в силах выйти большинство специалистов, занимающихся вопросам охотоведения. При этом не учитывается, что основной причиной, ограничивающей возможности граждан заниматься охотой, является как раз создание этих самых охотничьих хозяйств, каждое из которых устанавливает для охотника свои условия посещения их территории.

Общественные объединения охотников, имеющие закрепленную территорию охотничьих угодий, не заинтересованы в расширении прав охотников. Поэтому в этих условиях изменить ситуацию может только активная позиция самих охотников, направленная на расширение их прав.