Анализ лицензионного материала по добыче бобра и куницы показал, что эти виды в Ивановской области используются единично. Вместе с тем имеет место нелегальное изъятие пушнины, которое, по оценке Охотуправления, в несколько раз превышает уровень законной добычи. В чем причины этого явления и что предпринять для организации дальнейшего использования бобра и куницы?

Закон «О животном мире» (1995) определил платность пользования объектами охоты, а постановление Правительства РФ от 04.01.2000 № 1 утвердило предельные размеры такой платы с разграничением по видам и группам охотничьих животных. На основании этих документов вышел Указ губернатора Ивановской области от 17.04.2001 № 106-УГ «О размерах платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено», который установил стоимость охоты на животных Ивановской области. Согласно Указу губернатора, за группу пушных видов зверей необходимо заплатить 80 рублей, за добычу одной особи бобра – 30 рублей, куницы – 40 рублей (соответственно, каждая следующая особь этих видов оплачивается повторно).

Состояние численности бобра в области достаточно стабильное и на протяжении последних десяти лет сохраняется на уровне около 4000 голов (предпромысловый период). Динамика численности куницы за этот же период изменялась незначительно, в основном по причинам естественных циклических колебаний, и в настоящее время составляет около 1400 голов (данные ЗМУ). Современные ресурсы животных позволяют добывать ежегодно до 400 голов бобра и столько же куницы.

Интерес к добыче пушнины, особенно ценных видов, у охотников области существовал всегда. Для рационального использования запасов бобра за охотниками закреплялись постоянные участки, где они проводили несложную биотехнию, занимались учетами своих «подопечных», гоняли нарушителей и браконьеров, попутно добывали ондатру, норку и водоплавающую дичь. Того, кто не справлялся с освоением выделяемых бесплатно лицензий, где сокращалось поголовье бобрового ресурса, лишали охотничьего участка, а освободившуюся территорию передавали другому охотнику. Желающих ловить бобров было более чем достаточно. Многим приходилось отказывать в промысле, а «счастливчики» старались не потерять драгоценное право на «застолбленный» участок. С середины 70-х до середины 90-х годов добыча бобра в области ежегодно составляла от 150 до 560 голов.

Примерно так же обстояло дело с промыслом куницы. Бесплатные лицензии выделялись в первую очередь охотникам, имевшим дипломированных и родословных лаек, кто владел навыками капканного лова и сдавал наибольшее количество пушнины. За 70-90-е годы прошлого столетия ежегодно в области добывали от 150 до 320 голов куницы.

Высокие заготовительные цены были основным стимулом охотников-пушников. С отменой государственного плана на закупку дикой пушнины пропал и промысловый интерес у специалистов-пушников. Изменилась политическая и экономическая обстановка в стране. Вместо обязательных госзаказов охотники получили право самостоятельно распоряжаться продукцией охоты, но зато право добычи всех охотничьих животных стало платным. Следствием этого явилось обвальное падение уровня официальной добычи наиболее ценных пушных зверей – бобра и куницы.

Что же произошло с промыслом, и почему сократилась лицензионная добыча охотничьих животных? На мой взгляд, ситуация выглядит следующим образом. Разграничение платных лицензий на группу видов – белка, заяц, хорь, ондатра и т.д. (лицензия формы В) и отдельных видов – бобр, куница, рысь, барсук и т.д. (лицензия формы Б) обязывает охотников выкупать каждую из них, если любители охоты одержимы страстью добывать зверей разных видов. А еще охотпользователи каждую выданную лицензию «сопровождают» платной путевкой и платной отработкой. К этому следует добавить, что пушные звери строго лимитированы, а превышение квоты изъятия, как известно, недопустимо. Таким образом, чтобы законно поохотиться, например, на белку и куницу или на бобра и ондатру, т.е. на виды, обитающие в сходных биотопах, нужно внести немалые суммы в бюджеты государства и охотпользователей либо с миром отпускать зверей, на добычу которых нет лицензии. При этом в Ивановской области плата взимается «по полной программе» за каждое охотничье хозяйство. Говорят, что этот наш опыт – передовой в России. Наверное, так и есть, поскольку никто еще не додумался его повторять. Остается порадоваться вместе с ивановскими охотниками, что пока еще не внедрили плату за охоту в егерских обходах и урочищах!

Вероятный выход из положения, в том числе снижение уровня нелегальной охоты, возможен в изменении статуса бобра и куницы как отдельных объектов охоты. Незначительно увеличив плату за добычу группы пушных видов (например, до 100 руб. по Ивановской области), можно расширить этот перечень за счет внесения в него бобра и куницы. Не исключаю возможности объединения в одну группу пушных зверей также рыси, выдры и барсука. Таким образом, у охотников появится право на законную добычу охотничьих зверей, а Охотуправление, наконец-то, может быть, получит наиболее объективные данные по использованию диких животных. Мониторинг за динамикой численности бобра и куницы через несколько лет подскажет дальнейшее развитие ситуации с этими ценными пушными видами.

Возможно, изложенная проблема характерна только для условий Ивановской области?

Хотелось бы узнать через «РОГ» мнение коллег-охотоведов, особенно из центральных областей, по этому вопросу.


Что еще почитать