Kто скажет, что в тренировке перед соревнованиями нет необходимости, — пусть первым бросит в меня камень. Сколько раз получалось так, что мы с друзьями-спиннингистами (будь то сборная Военно-охотничьего общества или команда родного «Рыболовного альманаха») приезжали на рыболовную базу лишь перед стартом накануне вечером и встречали соперников, которые жили там и тренировались на водоеме уже несколько дней. Такой расклад изначально получался не в нашу пользу. Еще бы: одни успели изучить водоем, найти перспективные места, проверить снасти, приманки, а другие — попали с корабля на бал и не знают, куда плыть, где, кого и на что ловить.

Конечно, те, кто не нашел время для тренировки, виноваты сами, и отговорки, связанные с финансовыми и другими проблемами, не должны волновать тех, кто эти проблемы успешно решили. И правильно сделали, что решили, ведь тренировки очень важны. Хотя бы для того, чтобы узнать места... куда не надо плыть, где нет рыбы или же, где стоят сети «для контрольного отлова»; для того чтобы высчитать расстояние до клевого места и прикинуть, сколько до него добираться при попутном и встречном ветре; для того чтобы сделать инвентаризацию в арсенале приманок и убрать с глаз долой те, которые в предстоящих соревнованиях не понадобятся, и наоборот, позаботиться о том, чтобы уловистые вертушечшки, колебалочки и воблерки были под рукой.

Ну а устроителям соревнований необходимо относиться к организации тренировок очень серьезно: обеспечить всех лодками; четко обозначить границы водоема, в пределах которых будет проходить ловля; довести до сведения спортсменов, какая рыба будет приниматься в зачет...

Вспоминаю соревнования «Саратовская блесна», проходившие в середине октября 1999 года в районе так называемого Большого Карамана. Хоть мы и приехали за два дня до старта, потренироваться по-человечески не удалось. В день приезда выяснилось, что все лодки разобраны другими спортсменами, а нам, чтобы обзавестись плавсредствами, предстояло самим ехать за ними куда-то за тридевять морей, спускать на воду, а потом с горем пополам возвращаться обратно на базу. Естественно, чтобы разведать места, где предстояло соревноваться в первом туре, нам не хватило времени. На следующий день тренировка состоялась в районе острова Зелененький, где должен был проводиться второй тур. Но уж больно долго тащили нас в те края на постоянно ломающемся катере и дотащили лишь до ближнего края зоны. Если же учесть, что из-за этого времен на тренировку осталось не больше полутора часов и мы не успели обследовать даже десятую часть акватории, а старт второго тура был с противоположного края зоны, о котором мы вообще понятия не имели, то можно понять, какая польза была от этой псевдотренировки!

Дали старт первого тура, и я направил лодку в совершенно неизвестные места. Множество заводей, омутов, нешироких поток, петляющих среди высоких зарослей тростника, позволяли спиннингисту проявить себя, как любителя ловли на любые приманки. Но надо было знать места, а если не знаешь — найти. Что мне и удалось после трех часов активных поисков. Одна из тупиковых проток подарила пару щучек и десятка три окуней. В поисках еще одной такой же протоки поплыл дальше, дальше и оказался перед разветвлением проток, которое житель Питера мог бы образно назвать «пять углов». Все ответвления были похожи друг на друга, четких ориентиров не было, если не считать рыбачка на резиновой лодке, ловившего у выхода из моей протоки, который мог в любую минуту прекратить ловлю или переместиться в другое место.

Не рискуя заблудиться, я повернул лодку обратно. Времени до финиша оставалось не так много, и я плыл, почти не делая остановок. Как же я расстроился, когда минут через сорок пять, выплывая из протоки, вновь оказался у «пяти углов» и увидел того самого рыбачка в резиновой лодке! Из-за незнания мест, вместо того, чтобы напрямую проплыть от протоки до протоки, я пустился в обход. Очень досадно было потерять столько времени, тем более что буквально за пять минут до финиша в одном очень симпатичном заливчике я вытащил килограммовую щучку. Наверняка, их там было несколько, но времени для ловли уже не осталось.

На следующий день мы соревновались в районе острова Зелененький. И вновь долгая разведка клевых мест, в то время, когда другие доплыли до них напрямую и сразу начали успешную ловлю. Лишь за час до финиша я нашел-таки отличный свал в глубину, где щука охотилась за крупной чехонью. Я поймал трех зубастых, и еще три оборвали леску. Эх, найти бы это место на тренировке...

Первый чемпионат России по спиннингу, проводился в Саратовской области на так называемой Орловской воложке в 2001 году. Чтобы нормально потренироваться, команда «Рыболовного альманаха» приехала на водоем за два дня до старта. Представшая взору акватория поражала обилием возможностей разнообразной ловли. Имелись и десятиметровые ямы, и прибрежная травка, и плесовое раздолье, и острова с протоками и заводинками... В общем, выбирай спиннингист любимый метод ловли и реализуй свое мастерство по полной программе. Самый что ни на есть спортивный вариант.

И когда перед тем как выйти на первую тренировку, я уточнил у организаторов, где нам предстоит соревноваться, то получил вполне определенный ответ, из которого следовало, что акватория ограничена таким-то расстоянием ниже и выше по течению. В связи с этим, наша команда, за которую помимо меня выступали Стас Радзишевский и Володя Огай, визуально разбила акваторию за островом на сектора, каждый получил определенную задачу, и с рассветом мы вышли на разведку.

Я проплавал целый день, не возвращаясь на базу пообедать. Нашел отличное жереховое место под противоположным берегом Волги, понял, где совсем не надо ловить, зафиксировал в памяти несколько щучьих и окуневых мест в протоке между островами и выработал план тактических действий во время соревнований. Друзья тоже не теряли времени даром.

Но вечером судейская коллегия вдруг нам объявляет, что акватория соревнований ограничена берегом ближнего островом. Вот тебе раз! Почему не сказали об этом раньше? Зачем мы посвятили целый день тренировке за островом?!

В ответ на наше возмущение прозвучало банальное: «Опытный спиннингист должен уметь ловить везде и в любых условиях». Вот именно, что «везде», так почему же тогда уважаемые организаторы «вырубили» множество интересных рыбных мест?! Непонятно...

Во второй день времени на тренировку отводилось лишь до обеда, и его, конечно, не хватило, чтобы провести нормальную разведку. Только из-за этого во время соревнований Володя Огай, надеясь на удачу, ринулся под противоположный берег, но, потратив три часа, вернулся оттуда ни с чем, и только из-за этого наша команда смогла занять лишь третье место.

В том, как важно выявить на тренировке несколько уловистых точек, я убедился во время первого чемпионата РОРС, который проходил в конце августа 2000 года на Озернинском водохранилище. За три дня до этого мы с Владом Новиковым приехали туда на вечернюю зорьку. Половили под ближним берегом, прочесали дальний берег, где на маленькую вертушку мне попалось несколько окуньков. Потом вычислили глубинную бровку и принялись джиговыми приманками соблазнять щуку. Были поклевки, сходы и даже обрыв. Правда, мы ничего не поймали, но место отличное нашли и запомнили.

Накануне старта мы тренировались в районе базы «Ремянница», где рыба клевала просто отвратительно. Поэтому сразу после начала соревнований я направил лодку в сторону Волковского моста. До памятной глубинной бровки добрался не меньше чем через час активной гребли. Но в этот раз на мои приманки хищник не реагировал. Отловив часа полтора без поклевки, я вспомнил про окуней, клевавших три дня назад под берегом.

Десять минут гребли, пара забросов под травку, и я ушел от нуля. Окуни клевали, не сказать чтобы очень активно, но двадцать две штуки я поймал, да еще попался щуренок на полкилишко. Если принять во внимание, что несколько спортсменов вообще не поймали ни одной рыбки, то мои кило семьсот были успехом. Во втором туре я действовал по такому же сценарию и в итоге завоевал второе место. Вот она — польза тренировки!

Конечно, когда на месте соревнований в течение нескольких дней тренируется масса спортсменов — рыба сильно выбивается. Но здесь уж ничего поделать нельзя. Кроме как посоветовать спортсменам, найдя перспективное место и убедившись, что рыба там есть и попадается, быстренько его покинуть. И уже на соревнованиях проявить все свое мастерство.