Исторически в сознании мужчины сложилось, что он глава семьи, кормилец и добытчик. Женщины были хранительницами семейного очага и занимались собирательством съедобных плодов, кореньев и трав. Спустя тысячелетия многое изменилось: женщины на равных принимают участие в общественной, трудовой и политической жизни.
Для большинства населения рыбалка и охота перестали быть средством к существованию и превратились в одно из интереснейших увлечений. Но все же большинство людей, взявших в руки ружье и удочку, – это мужчины. Женщин мы чаще видим с ягодным туеском, грибной корзинкой или с букетиком полевых цветов. Наши милые хранительницы семейного очага, собирательство и украшение жилища с давних времен остаются вашим жизненным уделом. Женщинам общество дало обидное наименование «слабый пол». Наверное, это придумали мужчины, чтобы возвысить себя над «слабыми женщинами».
Но в каждом деле есть исключения. Все чаще мы встречаем женщин и с ружьем, и с удочкой в лесах и на речках: им надоело «собирательство и украшательство», они пробуют себя в «добыче», им интересны экстремальные путешествия, трофейная охота и рыбалка, общение с дикой природой, но в силу особой женской логики делают они все немного иначе, как-то изящнее...
Итак, женщины на рыбалке. Я бы разделил их на три категории, даже на четыре. Первые – это молодые мамы-«дачницы» с уже подросшими и окрепшими детьми-школьниками, приезжающие на каникулы в провинциальные городки и деревни. Дети, выросшие «на асфальте» городских улиц, видят деревенских мальчишек и девчонок с удочками на речке и начинают ныть, что тоже хотят ловить рыбу. Конечно, это детский каприз, но чтобы удовлетворить запросы любимого чада, да и самим отдохнуть от огородов, мамы героически соглашаются идти на речку. Для этого берут они удочку, простенькую, примитивную. Удилище, леска, поплавок, грузило, крючок, без всяких катушек и колец. Для них все это сложно. Если снасти не оказалось, вместе с ребенком идут в магазин и покупают уже оснащенную удочку. Брезгливо копают червей, так как других насадок они не знают, но слышали, что рыба клюет на червя. Обязательно берут трехлитровый бидон или ведерко (дети должны видеть живую рыбу), стульчики, зонт от солнца и многое другое нужное. Идут на берег реки или пруда к тем же деревенским мальчишкам, внимательно присматриваются и пытаются повторять их приемы ловли.
Неумелые забросы, попытки понять сигналы поплавка и даже первая пойманная рыба. Обычно это уклейка, ерш, окунь или осторожный карась, но первая рыбка, очертив в воздухе полукруг, бьется на берегу. Сколько радости у ребенка, не меньше у мамы! Хлопанье в ладоши, как аплодисменты любимой маме, которая на глазах ребенка словно волшебница или добрая фея совершила чудо. Ребенок скачет от восторга и уже хочет сам поймать такую рыбу. Несчастный карась сразу же отправляется в бидон, его долго разглядывают, ведь в первый раз видят это чудо, и теперь любимое чадо с удочкой в руке внимательно смотрит на поплавок. А мама-рыболов дает советы и учит ловить.
К концу рыбалки они поймают 5–6 карасей, будет много радости, именно той неподдельной радости, которую и нам, взрослым, дарит и общение с природой, и сама рыбная ловля.
Карасей, конечно, выпустят обратно в пруд. У детей сильнее выражено чувство сострадания ко всему живому, но любимое чадо может захотеть показать свой улов друзьям по улице, и тогда судьба улова очевидна. Бабушка может даже их поджарить для внука, закрепив в нем чувство уважения к себе, чувство «добытчика».
Потом они каждый день будут ходить на рыбалку, изучат окрестности пруда, познакомятся с другими представителями подводного и надводного мира: лягушками, водомерками, стрекозами, бабочками... В сентябре, когда ребенок напишет сочинение на тему «Как я провел лето», рыбалка на пруду будет описана самым подробным образом.
Возможно, мама увлечется рыбной ловлей и удочка не пропадет даром, не будет подарена соседскому мальчишке, а найдет себе достойное место в доме.
Вторая категория женщин-рыболовов более обширна. Их намного больше, они уже прошли стадию «умелых молодых мам», многие вышли из нее. Другие пришли в рыбалку из-за большой любви к собственному мужу. К мужу-рыболову, без которого они не могут прожить и дня. Сначала они были простыми созерцателями этого действа, а потом и сами взяли в руки удочку и тоже поймали рыбу. Рыбалка не может не запасть в чувствительную душу женщины, и они становятся женами-рыболовами. Если рыбалка все же не увлекает, то они все равно остаются созерцателями и любителями природы, не покидая спутников жизни ни в жару, ни в холод, помогая если не делом, то хотя бы сочувствием.
Иногда говорят: «Выслушай женщину и сделай наоборот». И действительно, если она стоит рядом и шепчет на ухо: «Клюет, тащи, а то поздно будет», сделай паузу, дождись верной поклевки – ведь спутница твоя просто созерцатель. Но, увы, таких мало. Теперь женщины с удочкой в руках стараются доказать, что на равных с мужчинами могут заниматься непростым делом, каким является рыбная ловля. Они уже разбираются в насадках и прикормках (особенно в крупах), знают, как недоваривать горох, картофель и каши, «чтобы сидели на крючке». Не боятся «противных червей», а вооружившись сачком, ловко ловят кузнечиков. Сами могут оснастить удочки, подобрать грузила, настроить поплавки и прочно привязать особым узлом крючки.
Обычно начав с простой поплавочной удочки, затем пробуют себя в ловле спиннингом, и прогресс бывает налицо, а вскоре умело обращаются с этой, я бы сказал, сложной для женщин снастью. Также бывают незаменимыми партнерами в ловле на перетяжку, обладая большим терпением, усердием и даже умением маскироваться на берегу. Претензии к одежде остаются дома; брюки, штормовка, сапоги – порой лишь кокетливая шляпа выдает принадлежность рыбачка к слабому полу. Женщины часто становятся обладателями крупных, а иногда трофейных экземпляров, и рыба для них не просто рыба, это уже продукт питания, потому и готовят из нее изысканные блюда.
Если у мужчин на рыбалке все заканчивается простой ухой, порой даже из непочищенной рыбы (ну, для разнообразия и ритуала вольют в котелок 50 граммов водки да погасят головешку «для дымка»), то женщины подходят к приготовлению рыбных блюд с большой фантазией. Здесь уже не просто «караси, жаренные в сметане», а «караси под грибным французским соусом», не просто «уха из налима», а «уха из налима другим манером», а затем и «щука по-польски», и «щука по-итальянски», и «форель, тушенная с мадерою и раковым маслом».
Знаю нескольких женщин, которые ради рыбалки и любимых мужей научились водить автомобиль, чтобы благоверный после удачной ловли мог в компании друзей пропустить рюмочку-другую. Трезвый водитель всегда с тобой. В поездках на недалекие расстояния они освоили велосипед, а в трудных местах пройтись пешком не считают для себя зазорным. Рыбалка закалила и тело, и душу и вообще стала смыслом жизни.
Всех их можно сравнить с драгоценными самоцветами, каждый из которых сверкает гранями по-разному, но как бы в оправах своих мужей. Ведь в повседневной жизни они остаются теми же женщинами – и в домашнем хозяйстве, и на работе, и ничто женское им не чуждо. Только кроме модных глянцевых журналов они еще просматривают и читают охотничьи и рыболовные, да по телевизору кроме сериалов «о верности и любви» смотрят рыбацкие сюжеты.
Если женщин второй категории достаточно много, то третью категорию я бы сравнил с ограненными, чистой воды бриллиантами, сверкающими волшебным, магическим светом, силу для которого дает, безусловно, рыбалка.
Обычно это жены в семьях с давно устоявшимися рыбацкими традициями, постоянно уезжающие с мужьями на давно знакомые места и знающие о рыбалке и рыбе практически все. Бывают среди них и одинокие женщины, по каким-то причинам потерявшие мужей-рыболовов, но не представляющие без рыбалки дальнейшей жизни.
Изучив рыбацкое дело, они прекрасно чувствуют перемены погоды, знают все уловистые места, давно нашли свою «формулу клева» и почти никогда не бывают без рыбы. Таких единицы, их знают в лицо, с ними уважительно, на равных здороваются почтенные рыболовные мужи, с ними советуются, что ловить, где и как ловить, к их именам добавляется уважительно-гордое слово «рыбачка»: «Рыбачка Соня», «тетя Валя – Рыбачка», «Галя Алексинская», «Эра и Герман Сухинические», «Груня Брынская». Все эти женщины любимы и уважаемы среди тех, кто действительно не представляет себе жизнь без рыбалки и охоты.
И четвертая категория почтенных женщин-рыболовов – это «рыбачки-бабушки» и даже прабабушки. Да, не удивляйтесь, есть и такие, которым далеко за 60, а то и за 70 лет. Но эти бабушки не могут жить без рыбалки, грибов и ягод, без общения с природой. На все лето они уезжают в глухие деревеньки, стоящие на берегах рек или озер. Другие отправляются на любимые места и стоят там обустроенными лагерями с весны до глубокой осени. Великовозрастные дети, которым самим за 50 лет, подвозят им газовые баллоны для плиты, продукты, помогают с бытовыми условиями, а старики наслаждаются красотой природы, душевным покоем и любимым занятием. Город им чужд, а здесь они знают каждую тропинку, куст, дерево, все затоны и ямы на реке. На прикормленных местах они с успехом ловят лещей и язей, ставят на щук жерлицы, а в проводку добывают подуста и густеру. Пучки разных полезных трав, нитки сухих грибов, вяленой рыбы, баночки с разным вареньем украшают их немудреные навесы от дождя. Старики похожи на добрых волшебников, которые, как в сказке, прикоснувшись палочкой к мухомору, могут превратить его в белый гриб.
Птицы поют им свои песни в лесу, быстрые рыбы радуют игрой в воде. Они познали и рыболовный, и охотничий мир во всех его прекрасных проявлениях. К ним давно пришла житейская мудрость. Мудрость познания человеческого бытия, познания природы. Их бриллиант уже не удивляет волшебной игрой четких граней. Они увидели мир через этот магический кристалл, и он сгорел для них в рыбацких кострах на утренних и вечерних зорях и превратился в уголь, в золу и пепел и стал самой землей. Таких единицы, и мужчин, и женщин, они мудрецы природы, они познали ее до самой сути, о них слагают легенды, они уходят в бессмертие, и многие поколения будут помнить их имена.
Комментарии (0)