По календарю наступила весна.

Но март 2012 года оказался снежным и морозным. Ночные температуры достигали -20 °С, а по Московской области и того ниже. Снег практически не таял и даже к концу марта в городах и деревнях лежал сплошным ковром высотой до полуметра. Вдруг перенесут сроки открытия весенней охоты?

24 марта мы с женой Олей ходили в лес на лыжную прогулку – весной еще и не пахло. Моя собака, дратхаар Донная, прилично разжиревшая за зиму, лазила по уши в снегу и дышала, высунув язык, словно задыхалась от жары. Она совершенно растеряла свою рабочую форму и расстроила меня этим до глубины души. Упреки Оли, что я раскормил собаку и ею не занимаюсь, были вполне обоснованными.

Я даже не огрызался. Для себя сделал вывод: собаку на диету, и гонять, гонять, гонять… Вывод выводом, но как это сделать в городе? В этот период времени я не работал, и подготовка к весенней охоте, в частности подготовка собаки, для меня стала главной задачей.

Кроме перекормленности, у Доннаи была еще и ложная беременность. Соски разбухли, появились грядки таких размеров, которым могли позавидовать владельцы некоторых кормящих сук. Тем не менее я взялся за дело.

Трехразовые (минимум час) прогулки в больничном парке и одна миска еды на день (а то и на два) стали давать положительный результат. Занимались аппортированием и другими элементами дрессуры и послушания. К этому времени погода вспомнила, что есть солнце, что температура бывает и положительной и уже приближается середина апреля – открытие весенней охоты.

Практически за две недели сошел весь снег. Ночные плюсовые температуры и туманы способствовали этому. Тут на меня и свалилось счастье… Или несчастье. Меня пригласили на работу охранником с двумя выходными и рабочей пятидневкой. 15 апреля была Пасха – в эти дни я никогда не охочусь. А 18 апреля я приступил к исполнению своих обязанностей. Так что весенняя охота, несмотря на взятую мной сезонную путевку в Ступинский район, «накрылась медным тазом».

Я сосредоточился на подготовке собаки к предстоящему турне на праздник Победы 9 мая: 6 мая испытания – 94 км Горьковского шоссе, пойма реки Киржач, 7 мая – Марково, 8, 9 Мая – VII чемпионат дратхааров в Каданке (приз Сомова). Всем планам не суждено было сбыться…

Если пройдет все успешно, тогда будет успешной и Московская выставка, а по ее результатам и Всероссийская в Туле. А пока ежедневная подготовка в поле.

21 апреля мы переехали на дачу. Поле рядом, да и работа ближе. Утром, перед работой с 7:00 до 8:00 – отработка с собакой челнока, послушания и т.д. Вечером с 19:00 до 20:00 то же самое. Птицы нет. Несколько раз наводил в поле, на лужах по уткам. Конечно, условно, но проверил чутье, да и не гонит, а это хорошо. Посмотрим, что будет на испытаниях.

К сожалению, у собаки соски до конца не подобрались, хотя спортивная форма вернулась. С послушанием остались проблемы – требуются повторные команды. Жаль, что до испытаний не удалось показать Доннае дупеля. Все равно поеду на состязания, раз уж решил.

Возьму с собой Сергея Соколова с потомком от Доннаи. Он должен привезти подсадных перепелов для тренировки перед испытаниями. Палатки не берем, спать будем в машине, а собаки – посмотрим где.

Предстартовые волнения перерастают в нервозность. Кажется, что все только мешают, жена не помогает собирать вещи, салон «Жигулей» не годится для нашего с собакой ночлега... Предварительно для Доннаи куплен сухой корм на четыре дня. Отъезд на полевые испытания планируется из городской квартиры, а не с дачи. Последняя горячая ванна, трехчасовой сон и выезд в три часа утра в направлении Киржача. В начале шестого утра я уже на Вечовских полях.

Жеребьевка началась вовремя, как и было запланировано. Оргкомитет во главе с Косульниковым раздает стартовые листочки, которые заполняются в течение пяти минут, сдаются деньги и свидетельства на собак. Тянем жребий. У нас с Доннаей восьмой номер. Отлично! И не поздно, и ветерок уже появится в поле.

Испытания проводит экспертная комиссия во главе с Александром Полевым. Сергей Соколов приехал на УАЗе с товарищем и Доннайкиным потомком Радой. У нее четырнадцатый стартовый номер. Придется мне и ее выставлять в поле: Сергей ходит с палочкой – болят ноги.

До старта два-три часа. Решили показать своим собакам подсадного перепела. Хоть и не дупель, но все же первая в этом году охотничья дичь. Реакция нормальная. Правильный челнок, чутье, стойка; Рада чуть тупит с подводкой, но за птицей обе не посунулись, по команде обе на месте. У младшей особенно понравился челнок и быстрый ход. Пару часов на отдых, да и успокоиться не помешает. Пришло время…

Беру свою Доннаю на поводок и иду в поле. Для себя решаю, что разгонять ее не буду: лучше синица в руках, чем журавль в небе. Первый выход в этом сезоне, может столкнуть да чего доброго и погнать птицу. Экспертная комиссия встречает доброжелательно. Отдаю стартовый листок. Собака уложена, засечка времени, свисток – собака идет в поиск.

Через максимум полторы минуты короткая потяжка один-два метра, собака на стойке. Быстро подхожу и посылаю, бросок, и в восьми метрах снимаются два дупеля, по команде собака на месте. Приказано взять на поводок – наше дело исполнять. Комиссия описывает работу собаки. Снова посылаю Доннаю в поиск, пытаясь его сократить, подзывая собаку ближе к себе.

Пять-шесть параллелей, и Донная твердо стоит на стойке. Вновь подхожу и посылаю на подачу. Метрах в восьми-десяти прямо по чутью снимается дупель. И на этом конец наших испытаний: 69 баллов, Д III. Маловато…

Позже узнаю, что произошел технический сбой в головах комиссии, и ошибочно вместо «8» за верность нам была поставлена «6». Для себя будем считать 71 балл. Для первого выхода неплохо, хотя степень диплома не меняется, да и запись в документах так и не поправили. Зато извинились. Приятно.

После зимы не все собаки, даже опытные и одаренные, справились с задачей. Теперь очередь вести молодую собаку, в которой я был уверен больше, чем в старушке… Но не говори гоп...

Мы в поле. Рада работает на хорошем галопе, правильным челноком, слушается свистка и меняет направление движения. На сердце радость за достойного потомка. Но что это?! Из-под собаки в трех-четырех метрах срывается дупель. Собака ошарашена – не посунулась, но как-то сразу сникла. Подозвал, успокоил.

Снова в поиск. Летит по глубокой луже, брызги во все стороны, в пятнадцати метрах, с берега, срывается бекас. Второй спор. Настроение еще больше портится. Но делать нечего – снова в поиск. Последний шанс. И опять, едва прихватив, разворачивается на ветер, успев сделать пару шагов, но не успев стать в стойку. Впереди по чутью в десяти метрах снимается дупель. К моему глубокому сожалению, собака снята за непроявление чутья. Все же молодым собакам необходимо перед первыми после зимы испытаниями несколько раз показать дупеля.

Успокаивало то, что почти из трех десятков, собак только тринадцать получили дипломы, и лишь один из них – Мак Володи Ракитина – диплом II степени. Молодцы!

Петушинские испытания 6 мая закончились. Вечером ужин, разбор полетов и, конечно, воспоминания о былых соревнованиях, о Роговских состязаниях на приз «Российской охотничьей газеты». Второй час ночи. Пора спать. Впереди чемпионат дратхааров.

Что еще почитать