Мой друг завел щенка дратхаара. Собаковод он со стажем, но выращиванием, воспитанием и натаской легавой ему заниматься не приходилось. Поэтому, помня о том, что я многие годы участвовал в работе по племенному разведению собак в МООиР, но, имея преувеличенное мнение о моем опыте общения с дратхаарами, он засыпал меня вопросами об этой породе.
К сожалению, вопросы эти часто ставили меня в тупик. Дело в том, что представления о дратхаарах сложились у меня в советское время, и опирались они на собак мооировского разведения.
Друг мой тоже сохранил в памяти дратхааров того времени, то есть отечественного разведения, потому, оставшись без собаки, остановил свой выбор на этой породе. Перед тем как завести щенка он внимательно изучил стандарт и убедился, что поступает правильно.
Именно такая собака и была ему нужна. Виктора привлекли не «выдающиеся способности к дрессировке», не врожденная склонность к аппортированию, не способность, подобно другим легавым, делать стойку и искать челноком.
Преимущество дратхаара, прежде всего, он видел в том, что тот хорошо одет, не боится холода и комаров. И того, и другого было достаточно на севере, где Виктору приходилось проводить много времени и охотиться. Ведь по стандарту у этой породы длина шерсти по корпусу 3–6 см, хорошо защищен живот, грудь, спина, плечи и бедра покрыты более длинной шерстью, и, что особенно важно, по всему корпусу, шее и бедрам – мягкий подшерсток, более густой в холодное время года и, еще гуще, при содержании на улице. Даже на ушах и темени шерсть достигает полуторасантиметровой длины.
Очень и очень существенным для друга был уравновешенный характер этих собак. Подвижный тип поведения, то есть нервной деятельности, делал их легко управляемыми, и нежелательное возбуждающее действие могло легко быть заторможено. Это, помимо удобства при натаске, делало дратхааров приятными в общежитии. Уравновешенный тип поведения, по логике, косвенно связан с крепким сухим типом их конституции.
С характером, как помнил Виктор, и чему он нашел подтверждение в стандарте, связан поиск дратхаара «на умеренно-быстром галопе, временами переходящим в рысь». Это мой друг считал наиболее приемлемым для себя.
Я знаю, что, по крайней мере, человек пять, которые, или сами держат дратхааров, или в последнее время имели возможность близко познакомиться с ними и видеть в работе, яростно убеждали Виктора не приобретать щенка этой породы. Они рассказывали, что сегодняшние драаты стали сумасшедшими, трудноуправляемыми собаками, с которыми нелегко и в поле, и в быту, что они способны буквально свести хозяина с ума, измотать ему все нервы.
Все эти знакомые считали, что беда породы пришла с Запада, вместе со стихийно завозимыми, неизвестно какими собаками, становящимися у нас производителями. Они уверены, что достойные элитные собаки к нам не попадают – это невероятно дорогое, очень немногим доступное удовольствие.
Не буду описывать мытарств Виктора, скажу только, что ему, в смысле характера, одежды и поведения собаки, которой дарован сумасшедший темперамент и поиск на космических скоростях, не повезло. То есть в свои полтора года она обладает скорее сухо-крепким типом конституции и напрочь лишена тех породных преимуществ, на которые он возлагал надежды.
Вихрем, без устали, проносясь по открытым угодьям, она распугивает все живое, не успевая затормозить и сделать стойку. При всем при том, это очень симпатичное существо, непосредственное, с выразительной, светлоглазой, бородатой мордой, прекрасной, правильных линий, породной головой и великолепной колодкой. Плотно прилегающая, лишенная подшерстка, гладкая шерсть дает возможность любоваться отлично развитой, рельефной мускулатурой.
На вопрос, зачем курцхаару борода, Виктор серьезно отвечает: для того, чтобы я имел возможность получать удовольствие, вытирая ее после каждой трапезы.
Однако, как мы видим, товарищи во многом оказались правы. А значит, порода нестабильна и, выбирая щенка, ты берешь кота в мешке. Но правильны ли их суждения о причинах этого явления?
О собаке Виктора многие говорят, что внешне она почти идеальна и соответствует современным требованиям к шерстному покрову, которые диктует законодательница мод для дратхааров, страна из которой они происходят – Германия. Отсюда, видимо, вытекает и широко распространившееся среди части новоявленных дратхааристов, выражение – «дойч дратхаар», в противовес дратхаарам отечественного разведения.
Можно думать, что исходное «породообразующее» поголовье дратхааров (так же, как и курцхааров), с которым у нас велась племенная работа, было высокого качества, так как, изначально его основу составляли взрослые собаки, вывезенные в качестве «трофеев» из Германии. Назывались «громкие» немецкие питомники, из которых дратхаары были изъяты.
Боюсь утверждать безапелляционно, но мне кажется, что большая часть вопросов и проблем Виктора вызвана тем, что в последнее время дратхаары у нас очень сильно изменились.
Виктор удивляется, почему некоторые из активных дратхааристов серьезно относятся к шоу-выставкам, и подобострастно – к мнению,приглашаемых на них иностранных судей. Некоторые считают экспертизу приезжих более основательной из-за того, что гости видели много заграничных собак. Такая позиция непонятна.
Уверен, что у нас охотничье собаководство, то есть практика испытаний, оценки племенных качеств легавых собак и их разведение имеют надежные традиции и всегда находились на несравненно более высоком уровне, нежели за рубежом. Получается, что западный крен, который оказался столь вредоносным для российской системы образования, представляет реальную угрозу и для нашего отечественного собаководства, угрожая его разрушить, лишив корней.
В этой связи Виктору очень понравились опубликованные в «РОГ» статьи известного дратхаариста и курцхаариста из Псковской области Андрея Ларина. Он со знанием дела эмоционально и обоснованно выступает в защиту отечественной практики разведения этих пород.
Помню, как я удивился, когда первый раз столкнулся с тем, что собака – ирландский сеттер, с прекрасными внешними породными данными, не была включена в план вязок. Тогда, уважаемый ирландист, ученый-охотовед Александр Сергеевич Рыковский, с которым я был близко знаком, сказал: «Да как же можно иначе! Ведь эта собака вывезена из-за границы, и мы почти ничего не знаем о ее предках. Она в качестве производителя опасна для породы и может сильно ей навредить».
И сразу приходит на ум недавний разговор о своеобразном породном стиле работы континентальных легавых с хорошо знакомым всем читателям «РОГ», Вадимом Жибаровским буквально за неделю до того, как его не стало.
Как-то на состязаниях, выставляя своего великолепного курцхаара, он любовался работой собак вместе с известным кинологом и очень авторитетным членом судейской комиссии. Пустили дратхаара, который красиво, правильно, классическим челноком на огромной скорости прочесывал луг. «Пойнтерок!» – сказал судья. Так он выразил свое отношение работе собаки, не отвечающей ее породным особенностям.
У меня создалось впечатление, что сейчас в породе наступила полная неразбериха. Нельзя серьезно относиться к статье эксперта, на которую я наткнулся в «РОГ», но в то же время она демонстрирует уровень представления о породе, сложившегося у некоторых дратхааристов.
Автор вполне серьезно рассуждает о том, что де каждому нашему региону нужны свои дратхаары, шерстный покров которых соответствовал бы климатическим условиям (на юге – голых, на севере – одетых), то есть, мол, хорошо бы иметь этакую «многопородную» породу. О том, что такое стандарт породы, он, видимо, не в курсе.
Как-то я спросил человека, большого и активного энтузиаста дратхааров, принимающего активное участие в их разведении, на чем, по его мнению, основывается сейчас племенная работа по этой породе? Есть ли списки – широкая, полная база производителей и включает ли она всех, или почти всех, собак московского региона и областей европейской части, используются ли при разведении хотя бы собаки, состоящие на учете в разных охотничьих обществах Москвы и соседних областей? И понял, что скорее нет, чем да.
Мне самостоятельно не додуматься, с какой целью в рамках одной породы, то есть разваливая ее, организовывались «дойч» клубы дратхааров и курцхааров. Для установления связи с заграницей и выхода на международную арену? Или чтобы без помех самим решать безо всяких планов, как, кого, когда и с кем вязать из собак иностранного, то есть практически неизвестного, с точки зрения охотничьего собаководства, происхождения?
После разговоров с Виктором о дратхаарах невольно возник вопрос: как обстоят дела у курцхааров? Что представляют собой собаки после выделения в рамках единой породы курцхааров «дойч-курцхааров», каковы последствия?
Частично ответ на вопрос, изменились ли и курцхаары, я нашел в «РОГ», в рассказе влюбленного в породу чрезвычайно деликатного автора Максима Лукашика. Ответ содержится уже в названии его очерка – «Разнообразие курцхааров». Под таким «мягким» заголовком он рассказывает о тех же, что и у Виктора, проблемах, с которыми столкнулся после того, как завел щенка на замену своей замечательной Сандры.
Невольно с ней он сравнивает молодую, уже любимую, собачку и сопоставление это пока не в ее пользу.
Появилась излишняя горячность, упертость и упрямство, которые трудно спокойно выдерживать, то есть все, как у дратхаара Виктора. М. Лукашик говорит, что высокая скорость обыскивания угодий его совершенно не радует.
Знаменательно, что он упоминает В. Жибаровского и соглашается с его мнением, что скорость и верность чутья – антагонисты. Правда, автор объясняет все недоразумения неудачным выбором линии. Но линейное разведение преследует цель сконцентрировать в потомстве, за счет грамотного подбора производителей, лучшие породные качества.
Понимаю, что по-дилетантски затрагиваю, быть может, больную тему. Никого из поклонников континентальных легавых, которых очень много и становится все больше, не хочу обидеть. Но вопросы, которые я затронул, от этого делаются более актуальными.
Надеюсь, что опытные собаководы, связанные с этими породами, не оставят эту заметку без внимания.
Комментарии (4)
Камчатский Бродяга
Да действительно дратхаар хорошо "одет", но на яйцах почему то нет ни одной ворсинки, застудить же можно...
Филипп Стогов
Курцхаарик с бороденкой - это далеко не дратхаар. Дратхаар с шерстью по стандарту безотказно работает в любую погоду, но, к сожалению, с длиной шерсти 6 см. будет ходить в конце ринга. Возбудимость и неукротимость дратхааров, возможно, результат введения в породу импортных кровей, однако, на мой взгляд это результат повального увлечения вольерными испытаниями по кабану и барсуку, широко разрекламированные в свое время Буаманом и Маловым. "Маловщина" в купе с липовыми дипломами по стоечной работе - вот в чем причина нынешних дратхааров.
Aleksei Zhdanov
Во-первых,конечно,пойнтериную манеру поиска надо оставить пойнтеру...помню себя пацаном 80-х годов на выставках Смоленска,Брянска ,Витебска.Ну не нравились дратхаары.то количество шерсти,зачастую неряшливо лежащей...Сразу перед глазами наш русский спаниэль и я ,по два часа после охоты выкалупывающий колючки череду и тп...Сегодня дратхаар другой: окультуренный,можно сказать.Но от этого не потерявший своих охотничьих и физических достоинств.Но ставший более удобным для содержания в квартире(и в вольере круглый год прекрасно чувствует себя в средней полосе(Прихопёрье)) .Он стал более эстетичным,что тоже немаловажно.А я бы и не пересмотрел своего детского отношения к драту,если б не друзья,у которых дома такие собаки.Сейчас у меня сука(кстати ,есть щенки) 3-х лет,которая приносит огромное удовольствие от охоты с ней.Эта огромная страсть по перепелу,делающая охоту по-нему азартной,это безотказность на любой другой охоте,неутомимость и полный контакт с охотником,которого понимает с полужеста.Я воспитал и натаскал свою собаку сам ,хотя у меня небыло опыта(только видел в детстве как отец натаскивал спаниэля).При натаске делал немало ошибок,но своим желанием работать и азартом собака их с лихвой возмещала и постепенно теперь уже я подтягивался до её уровня.По-поводу горячности: да,собака очень сильная и энергичная! с самого раннего возраста требовала больших нагрузок.перед каждым выходом в поле уже в свои 5-6 месяцев она сначала пробегала перед машиной несколько км.потом короткий отдых,водичка и - на поле...иначе - только зря потраченные нервы(для меня это первая натаска) и напрасно наказываемая собака.после года -полутора собака стала спокойнее.Но до двух лет длительные пробежки км по 8-10 и 3-4 раза в неделю были необходимы.Счас реже. Конечно,как сказал тв.Стогов ранее,"Курцхаарик с бороденкой - это далеко не дратхаар",но и "с длиной шерсти 6 см" собака обоснованно "будет ходить в конце ринга"! Всё должно быть гармонично.А обилие шерстного покрова...Даже в дальних охотах современный охотник имеет цивилизованный быт:один автомобиль делает условия довольно комфортными.Жилье ,сарай собаке часто тоже бывет в наличии ...Наши собаки на охотах ещё ни разу не мёрзли,даже когда проваливались под лёд:трусцой до машины км 3,потом сарай-даже не простыли...
1 ответ
Филипп Стогов
Там где дратхаар в колючках, там курцхаар в царапинах, а пойнтер в порезах. Делайте выводы, тем более, что результаты дратхааров на последнем Открытом чемпионате легавых в Белоомуте обнадеживают.