Лунный рыбацкий календарь утверждает, что в первые три дня месяца с утра рыба будет клевать также средне, как в конце апреля.
Ко всему прочему, рыб и рыбаков отвлекать от дела в первую майскую пятидневку будут  народные традиции и обряды. Так, в день Ивана Нового (1) рыбаки встают задолго до рассвета и потаенной тропой идут на свое самое уловистое место. Там они бросают медные деньги в воду, творя сокровенные рыбацкие просьбы к водяному и приговаривая: «Рыбачье поле – река и море», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть!». Эти заклинания передавались от прадеда к деду, от отца к сыну и внуку. Начиная с первого майского дня, рыболовы в течение десяти дней купались по утрам в дождевой воде или обтирались сохраненным с марта в погребе снегом, чтобы быть здоровым и везучим на уловы. В начале мая на Тюменщине происходит неводьба. Несколько человек объединяются в рыбацкую артель. Для изготовления невода каждый пайщик вносит определенную часть мережи, веревок для тетивы и прогона, наплавьев и кибасьев (просушенных кусков глины в форме сплюснутого шара с отверстием посередине). Наплавь, или наплавки, изготавливаются чаще всего из коры тополя, называемой сухариной или сухарником.
А Федор Неводник (3) был крайне важным днем для всех воронежцев, кто занят рыбным промыслом. Дело в том, что примерно в это время (начиная с первого майского дня) плотва мечет икру. Примечают, если она разойдется в косяк через четыре дня, то сеять нынешней весной лучше раньше. А если останется вместе неделю и больше, то – позже. В этот день не удят рыбу и не забрасывают сеть – грех...
А рыба, между тем, ленится клевать все больше с каждым днем. Да и то сказать, как ни отвлечься на такое важное мероприятие, как в день Георгия Скотопаса (6) – первый выгон скота в поле!.. Или в день Евсея (7), когда он должен овсы отсеять.
Ну а с Марка Ключника (8) вообще подводные обитатели отбиваются от рук на целых 8 дней – до Мавры Молочницы (16), потому как Марк отмыкает небесную высь и просит влагу снизойти на землю и воды, так как своей воды рыбам не хватает и они жадными ртами хватают небесную влагу. Между тем, бывалые рыбоуды заметили, что в средней полосе России во время зеленения березы нерестится мелкий лещ - лещенок, во время цветения черемухи – средний лещ, а в середине мая, когда колосится рожь – идет на нерест самый крупный лещ - лещак. Рыбаки и вот что приметели: «Когда цветет черемуха, тогда улов лещей», «Цветет черемуха – нерестится сорога», «В разгар цветения черемухи иногда начинается ловля жереха», «Лучший клев рыбы совпадает с цветением черемухи, сирени, яблони и рябины».
И лишь на Мавру Молочницу (16) рыба в поисках молочных рек с кисельными берегами устремляется на озера, где обещает - клевать и хорошо клевать! – на удочку. И с этого момента (Пелагея Девиц Заступница – 17 мая) в течение четырех дней рыбу можно будет отлавливать не только в спокойных озерах и прудах, но и в стремительных струях рек и речек. День Иова Росеника (19) рыбаки встречали перед рассветом на берегу. Коли обильная роса, то и добрый улов будет все лето.
В некоторых местностях Севера на Купальницу (20) проводился праздник весенней путины. Тем не менее, ловцы хлебали постную пищу: себе что поплоше, а лучшее из улова – на продажу. И приговаривали: «Чудак рыбак: рыбу ловит, а сам не ест», «Добра редька, коли рыбки нет», «Рыбка-плотвичка – осетру сестричка», «Был бы осетр – все едино мимо котла уплыл бы». Утром в день Ивана Пшеничника (21) пекли пироги и шли с ними к реке, чтобы разбросать кусочки их по воде на уловистых местах. Если после этой подкормки клев был отличным, то таким он ожидался все лето и осень. По приметам опытных удильщиков в этот день трутся первый раз коропы (сазаны). Одним словом, по рыбацким приметам, май можно считать месяцем наиболее успешного рыболовства.
А кто упустит этот момент, тот с Иоанна Долгого Пшеничника (21) будет долгую неделю ждать, когда рыба начнет клевать хотя бы на пшеницу.
Рыбкам не советую попадаться на удочку тому рыбачью, которое выпивкой обмывает рыбацкое счастье в запрещенные луной дни: со дня Новин (2) по Девичий праздник Ляльник (4), с Симеона Ранопашца (10), про день которого даже специальное антиалкогольное народное наставление есть: «Не пиры пировать, когда хлеб засевать!», по Пелагею Воронью Заступницу (17) и в день первоучителей Кирилла и Мефодия, когда не «водяру жрали», а о предстоящем лете и рыбалке гадали.

НАДЕЖДОЙ ЖИВ РЫБОЛОВ!
В рыбацкой семье не без ухода...
Сорвался свинец – снастям конец.
Скворец летит на проталину, а рыболов-рвач – на чужую лунку.
Грач – птица весенняя, браконьер – всепогодная.
Жизнь сперва дала ему трешницу,
затем ледяную трещину, а напоследок – затрещину.
Девиз рыболовов-прогульщиков: «Трудовые блудни – праздники для нас!».
Вдали от ГУМа городского и на реке можно отовариться.
Надеждой на улов жив рыболов!
Ну, погода, погоди! – негодовали рыбаки.
Береженого рыбака долг перед котом бережет.
Валерий МИРОНОВ

Что еще почитать