Изображение Козероги Джунгарского Алатау

У каждого из горных охотников есть одно или несколько животных, на которых хотелось поохотиться хотя бы раз в жизни. В верхней части списка среди таковых наверняка значится козерог, и самый вожделенный из них — среднеазиатский, который встречается в Афганистане, Китае, Таджикистане, Кыргызстане и Казахстане.

Среднеазиатский козерог оказался в списке желаний и моего клиента.

Обсудив с ним все за и против, мы принимаем решение осуществить охоту на него в Казахстане, где охотничий сезон на козлов длится с августа по декабрь.

Делаю запрос в офис моего местного партнера, и он подтверждает бронирование охоты на август.

До начала поездки еще несколько недель, и я намереваюсь хорошо подготовиться к изматывающим физическим нагрузкам охоты в горах.

Ежедневные тренировки на выносливость позволяют мне с оптимизмом ждать встречи с горами. Путешествие ведет нас сначала в Алматы.

Проверка ввозимого оружия и другие необходимые формальности  не занимают много времени, и вскоре наш багаж погружен в автомобиль моего местного партнера.

Через четыре часа мы делаем короткую остановку, следующая будет на базе у подножия Джунгарского Алатау. В этом районе охотники традиционно добывают самых больших козерогов в Казахстане.

Александр объясняет, что средняя длина колеблется от 43 до 47 дюймов, но есть шанс найти козла с рогами длиной 51 дюйм и более. Для моего друга Рашида цель — сама горная охота, размер трофея вторичен. Если повезет и Рашид добудет козерога с рогами 47 дюймов, он будет счастлив.

Александр оказывается прекрасным рассказчиком, и мы с удовольствием слушаем его истории о стране. После примерно семи часов езды по хорошей трассе мы еще час едем по песчаной дороге к нашему кэбину.

Гостевой дом чистый и просторный. Две ванные комнаты, два туалета, четыре спальни, кухня и столовая. Александр знакомит нас с двумя профессиональными охотниками и женой одного из них — она будет нам готовить. Ильяс , наш переводчик, присоединился к нам еще в Алматы.

Мы используем оставшееся дневное время, чтобы  проверить оружие. Серия из трех выстрелов по мишени в простом тире за домом говорит о том, что оружие в полном порядке и готово для охоты. Мы рано ложимся спать, так как будильник поставлен на четыре утра.

Позавтракав, выходим из дома в половине пятого. В нашем распоряжении два старых русских армейских джипа, внешний вид которых говорит об их славной истории. Поскольку мы будем отсутствовать весь день, в багажниках много воды, фруктов, бутербродов и другой провизии. Мы трогаемся в путь в кромешной тьме, но уже через час пути встает солнце.

Набрав почти 500 метров высоты, мы наконец останавливаемся на небольшом плато на высоте 2400 метров над уровнем моря. Отсюда нам предстоит идти пешком. Укладываем в рюкзаки самое необходимое: дождевики, солнцезащитный крем и много воды. Рюкзаки наших профессиональных охотников намного тяжелее.

В них дополнительные бутылки с водой и еда в контейнерах, оружие. Для этой охоты Рашид остановил свой выбор на винтовке калибра 7 мм RemMag, которая подходит для стрельбы на больших дистанциях.

Первые 30 минут мы идем вдоль небольшого ручья по утоптанной тропе, прежде чем начинаем набирать высоту. И тут же меняется грунт под ногами. Скальники сменяются участками щебнистого грунта. Осыпь за осыпью, идти трудно.

Снова и снова мы делаем небольшие перерывы, во время которых наши проводники обшаривают окрестности в бинокль. Козероги каждую ночь спускаются на водопой со склонов хребтов и гор вниз, к речкам и ручьям, а с восходом солнца медленно поднимаются  обратно на дневку. И это именно то, чем мы хотим воспользоваться.

Примерно через два часа мы видим первых животных. На расстоянии 400 метров перед нами стоит самка козерога с детенышем. Интересно наблюдать, с какой грацией и легкостью они поднимаются вверх по склону.

Не требуется много времени, чтобы увидеть других животных. На горном хребте перед нами в свете солнца виднеется небольшая группа козерогов. Я насчитал десять голов и среди них четырех рогачей. Два из них точно трофейные козлы.

Нас отделяет около трехсот метров по вертикали и восемьсот метров по горизонтали. Расстояние не самое большое, и это придает дополнительные силы Рашиду начать подъем. Но несмотря на его отличную физическую форму, последние метры перед главным водоразделом горной цепи даются ему с большим трудом.

Около полудня мы достигаем высшей точки маршрута. Какой потрясающий вид открывается перед нами! Лучшая награда за пот, ноющие мышцы ног и стиснутые зубы. Высота более 2800 метров, мы должны найти тенистое место, которое защитит нас от беспощадного солнца. Отыскалось оно быстро, и, наконец, пришло время отдыха.

Даже козероги не видны в это время суток. Как и мы, они предпочитают отдыхать в тенистых местах. У нас есть возможность тщательно исследовать горы и хребты в бинокли. Однако проходят час за часом, но кроме нескольких стервятников и стремительных соколов в небе мы никого не видим.

Увы, первый день охоты заканчивается безрезультатно. Так как мы хотим вернуться по свету, в пять часов вечера начинаем спуск. Еще полтора часа, и мы на базе. Здесь нас ожидает сюрприз. Из трубы флигеля, стоящего в стороне от жилого дома, мы видим дым.

Наши хозяева уже приготовили для нас сауну — настоящее удовольствие и лекарство для обезвоженного организма и уставших тел. Сразу после вкусного ужина мы отправляемся спать: завтра выезжать из лагеря на полчаса раньше.

Следующий день начинается по плану, но поездка в темноте ночи на этот раз длится дольше, чем вчера. Хотя с восходом солнца мы видим перед собой те же горные вершины,  но сегодня восхождение к ним будет совершаться с противоположной стороны. Местность отличается от той, которую мы уже видели: гораздо больше травянистых участков.

Немного похоже на горный поход в австрийские Альпы. Подъем в гору идет от самого подножья, чередуясь с выположенными полками на склонах. Картина резко меняется после того, как мы достигаем первого вытянутого гребня хребта.

На другой стороне хребта осыпной склон, который теперь нужно преодолеть. Наши проводники выводят нас на другую сторону, и мы продолжаем идти под скальниками главного хребта, медленно поднимаясь к водоразделу. Снова и снова делаем короткие перерывы, чтобы осмотреть в бинокли складки и вершины хребта.

Мы находимся всего в 200 метрах от гребня, когда на фоне неба появляются первые силуэты козерогов. Мы хорошо спрятаны за скалами, и ветер дует прямо сверху в нашу сторону. Все идеально складывается для успешной охоты. Вид свободно пасущихся животных доставляет радость.

Один из рогачей в группе просто великолепен. Просто гигантский козерог! Ильяс радостно переводит: не менее 47 дюймов.

Однако рогач не стоит на месте, пока мы обсуждаем его трофейные качества. Расстояние до него увеличивается примерно до 350 ярдов, но выступающий как нос парохода отвесный утес меняет направление движения стада, и теперь козероги подворачивают в нашу сторону.

Рашид уже давно наготове — следит за козерогом через оптический прицел. Расстояние по дальномеру 220 ярдов, и, к счастью, старый самец встает к нам боком.

Потрясающая картина! Владыка гор осматривает свою территорию, уверенный в своей силе и могуществе. Наш проводник ободряюще кивает — дает разрешение на выстрел. Рашид задерживает дыхание.

В этот момент каждый из нас чувствует напряжение в воздухе, всё замирает, и даже время останавливается на мгновение. Грохот выстрела разрывает тишину. Рогач падает навзничь и скатывается добрых 50 метров вниз по крутому склону в нашу сторону.

Чуть позже мы у добытого козерога. Смесь восторга, изумления и невероятной радости читаются на лице Рашида. Мы даем ему несколько минут побыть наедине с его трофеем. Но радостное возбуждение охватывает и нас. Это как раз те моменты, за которые я так люблю свою работу. Приходит время дружеских объятий и поздравлений счастливчика.

Рашид искренне всех благодарит, и мы приступаем к измерению старого бойца. Даже наши профессиональные охотники поражены, когда видят результат на измерительной ленте. Новый рекорд — 51 дюйм. Я испытываю легкое чувство гордости и радуюсь, что этот результат теперь будет записан в Книгу рекордов.

Великолепный  трофей, поражающий не только длиной рогов, но и широчайшим развалом. Пока наши проводники снимают с него шкуру, Рашид успевает десять раз рассказать мне историю охоты, как будто я в ней не участвовал. Мне трудно удержаться от легкой улыбки, но я понимаю его состояние и желание поделиться с другими своим энтузиазмом.

После того как мясо разложено по рюкзакам, шкура свернута и мастерски закреплена на рюкзаке, мы начинаем спуск. Конечно, спускаться немного удобнее, чем идти в гору, но нагрузка на ноги возрастает, поэтому мы движемся с перерывами. Лишние килограммы дают себя знать на каждом шагу, но вот последние метры сделаны, и…

Я никогда не видел людей, которые бы с такой жадностью и удовольствием набрасывались на арбузы, ждущие нас в машинах. Ну а что можно ожидать от людей, сначала поднимавшихся несколько часов в гору, проведших на высоте более 2500 метров над уровнем моря жаркий день, а потом с приличным весом на спине совершившим двухчасовой спуск?

В общем, никто из нас не жаловался на отсутствие интереса к этим благословенным ягодам. Мы добираемся до нашего жилья уже после захода солнца, но это такая мелочь по сравнению с тем, что у нас в багаже.

На следующее утро мы спим дольше обычного, а ближе к вечеру спускаемся на равнину, где согласно информации наших гидов, есть шанс встретить сибирскую косулю, которая в то время обычно кормится на свежей траве. К сожалению, удача не на нашей стороне, и мы не видим этих грациозных животных.

Зато мы наблюдаем за табуном лошадей, которые здесь практически ведут жизнь диких животных. Ильяс рассказывает нам, что лошади эти специально выведены для производства мяса, так как  конина в Казахстане более популярна, чем говядина. Что ж, понятоно! Другая страна, другая культура и другие традиции.

На следующий день мы делаем еще один успешный подход к козерогам, и новый трофей размером 47,5 дюйма пополняет наш багаж. С двумя фантастическими трофеями мы возвращаемся в Алматы.

Но это не все, что мы привозим домой вместе с трофеями.  Я уверен: память, подкрепленная снятым видео со сценами охоты и альбом с фотографиями прекрасной горной страны, доставит нам и нашим близким много счастливых минут.