Изображение Шатун
Изображение Шатун

Шатун

Мой зять купил снегоход. Молодой человек давно грезил зимними путешествиями в тайгу. У меня опыт общения со снегоходной техникой достаточно большой, где-то с середины 80-х годов. Съездив со мной дважды в санях в тайгу, он решил, что пора ездить, как и подобает мужчине, самостоятельно, за рулем.

Тот день случился морозным. Числа 15 декабря, снега много, рыхлый, температура минус 25-30. План был посетить в тайге егеря, переночевать в его избе, а назавтра вернуться. В те годы еще давали разрешения на отстрел волков с использованием снегоходов, поэтому оружие мы брали с собой. У меня был совсем новый браунинг-бар, у зятя – ижевская двустволка. Волки к периоду холодов подтягивались к кромке тайги и встреча с ними была возможна.

Пока ехали от деревни, где мы остановились, по полю, а потом по руслу реки, все было неплохо. Я впереди, счастливый обладатель нового снегохода по проторенному мной следу, красота. От русла реки до зимовья нужно было пробираться по длинному распадку, основательно заросшим тальником и черемухой и во многих местах заваленным упавшим сухостоем.

Обычно егерь дорогу от зимовья (туда он добирался другим путем) до реки каждую осень восстанавливал сам. Нынче что-то не получилось, да и я здесь был уже не новичок. Я начал штурмовать распадок, постоянно оборачиваясь, поглядывая, как получается двигаться у зятя. Ход был трудный. Пухляк сантиметров 60-70, снегоход то и дело норовил завалиться. Нужно было двигаться быстрее, но ход не давали завалы, постоянно пересекающие еле заметную тропу.

Зять, несмотря, что ехал по моему следу, постоянно заваливался и зарывался в снег. Мне приходилось разворачиваться и возвращаться к нему, чтобы помочь вытащить его снегоход. Путешествие превращалось в пытку. Мы очень устали. Мой охотник упал на сиденье снегохода и с тоской сказал: - Зачем я тебя купил?

Так двигаться можно было очень долго, поэтому когда до зимовья оставалось километра два и когда мой попутчик в очередной раз зарылся по самые уши, я велел ему откапываться самостоятельно, а сам решил пробить дорогу до избы и вернуться своим следом. Потом я хотел пустить зятя впереди себя уже по протоптанному следу, а сам думал ехать сзади , страхуя его ошибки.

Я увеличил темп езды и довольно скоро подъехал к зимовью. Егеря там еще не было. Зимовье представляло собой большую таежную избушку с навесом над входом. На стене у входной двери висели два закрытых больших шкафа, железный и деревянный для хранения продуктов. Под навесом хранились сухие дрова и многочисленные предметы охотничьего таежного быта.

Изображение фото: Fotolia.com
фото: Fotolia.com 

С противоположной от входной двери стороны избушки встык была пристроена баня с выходом к ручью, протекающему у подножья небольшой поляны, на которой и примостилась изба. Я решил затопить печь и вернуться за моим напарником. Подошел ближе к избе и вдруг обнаружил крайне неприятную картину. Все пространство под навесом было как после побоища.

Дверцы шкафов открыты, все из них вывернуто и разбросано на земле. Остатки матрацев, подушек, какой-то старой обуви вперемежку с разбросанными дровами и остатками запасов пищи валялись тут же. Я рванулся к двери, открыл ее, в избушке был порядок, все вещи , постели, посуда на месте, сухо, чисто.

Первая мысль – кто-то поразбойничал из мести к егерю. Однако сразу же справа от входа за деревянным шкафом в дровах я обнаружил большое гнездо из пихтовых веток. Чье это гнездо, стало ясно, как только я завернул за угол избушки к двери бани. Под стеной избы была натоптана тропа свежих медвежьих следов. Следы были средних размеров зверя. Шатун.

Я прошел за баню и увидел совсем свежую цепочку следов выше по косогору с направлением вниз по распадку. Медведь , вероятно, услышал шум снегохода, выскочил из гнезда, обогнул баню и двинулся вниз по распадку, параллельно дороге, по которой я только что приехал. Я похолодел.

Внизу, недалеко отсюда мой зять копался со снегоходом. По моему снегоходному следу зверь мог быстро достигнуть его. Я достал карабин, зарядил его. Для шума один раз выстрелил и поставил на предохранитель. Стремглав на снегоходе бросился своим следом вниз, назад. Когда в кустах замелькали снегоход и молодой снегоходчик, я стал успокаиваться, медведя тут не было.

Изображение фото автора
фото автора 

Торопясь, я совсем потерял его следы по косогору. Увидев, что с зятем все нормально, я совсем успокоился. Помог ему выбраться, поставил на след. Поделился новостью, но поскольку мой зять был начинающим охотником и в эти минуты больше снегоходчиком, чем охотником, особых эмоций по поводу рассказанного мною он не проявил. Я же был уверен, что подъедет Дед и мы во всем спокойно разберемся. Егеря из-за уважения к возрасту и отношения к его доброму отзывчивому характеру охотники давно звали Дедом.

Мы с попутчиком довольно быстро и просто доехали по моему следу до избушки. Через несколько минут справа с горы послышался шум старенького Бурана. Подъехал Дед. В нартах у него сидела рыжая лайка Бедка, опытная бельчатница, соболятница, медвежатница. Бедка соскочила с нарт и активно закрутилась вокруг избушки, возбужденно повизгивая. Дед выразил большое огорчение произошедшим хулиганством, предложил отдохнуть, попить чаю, а потом определиться, куда ушел шатун. Что это шатун, сомнений никаких не было.

Бедка по моему снегоходному следу бросилась куда-то вниз и вдруг метрах в ста от нас громко залаяла, точнее, не залаяла, а как у нас говорят, заревела. Мы с Дедом переглянулись, я снял с предохранителя карабин и быстро пошел по снегоходному следу в сторону Бедки. Я тщательно просматривал кусты тальника, косогор справа и слева, Бедку я не видел.

Вдруг на тропе показалась вначале голова медведя, а потом и он сам. Навстречу мне по снегоходному следу на махах, делая большие прыжки, бежал средних размеров бурый медведь. Бедка вцепилась в его левый бок и висела на нем. Толком рассмотреть медведя я не успел. Поймав в прицел голову, ловил момент для выстрела, для надежности присел на колено. Медведь уже был в шагах десяти.

Я рассчитывал на красивый выстрел, после которого зверь падает практически у ног. Сзади были зрители и было перед кем показать себя. Нажимаю на курок, щелчок, осечка…Слышу голос где-то в правом ухе: - Голову убери! Не голову, я весь завалился влево. В это время гремит выстрел. Дед, умница и великий охотник, подстраховал меня и остановил медведя.

Пауза, Бедка повизгивает и рвет шкуру медведя Мы немного молчим, потом начинаем смеяться друг над другом. Смеялись, что все обошлось. Каждый из нас еще раз прокрутил предшествующие события: как я без всякой осторожности, не зная, что шатун сделал логово под навесом, запросто подъехал к избушке, и тогда уже мог бы подвергнуться нападению. Как испугался за зятя.

Нападению мог подвергнуться и егерь, подъехав на 10-15 минут раньше меня. Новый карабин дал осечку и что было бы , если бы я встретил шатуна, когда был один. Дед нашел лишний повод покритиковать все импортное. Сам он всю жизнь охотится с СКС и считает его универсальным, абсолютно надежным оружием.

Изображение фото автора
фото автора 

Впопыхах я не заметил, что когда Дед подъехал, он успел повесить свой карабин на гвоздь у входной двери избушки. Когда я побежал навстречу медведю, он вернулся к избушке, схватил СКС и тоже бросился навстречу шатуну. Мой карабин дал осечку из-за заводской смазки, которую я не отмыл перед поездкой. Было минус 25-30 градусов, смазка загустела и затвор после первого выстрела патрон в патронник не дослал, а я второпях не проверил.

Медведь был небольшой. Вероятно, пестун, который в первый раз должен быть самостоятельно лечь в берлогу. Что-то ему помешало. Избушку он посчитал удобным местом для лежки, тем более тут были какие-никакие пищевые запасы. Быстро привыкнув к новому месту, стал охранять его как собственное. То, что зверь бросился от собаки в сторону избушки, то, скорее всего, он обезумел. От голода и холода. Он был совсем тощий. При разделке туши мы не нашли ни грамма сала. Кишечник был пустой. Не жилец был медведь. Такова судьба большинства шатунов. Но беды мог натворить.
 

Что еще почитать