Тикают часы.
Время неудержимой птицей летит вперед.
Уже в прошлом весенняя охота.
За это время были и интересные охоты, и встречи с друзьями-единомышленниками, и разговоры-воспоминания...
Любительская охота во все времена была связана с социальными, экономическими и политическими условиями жизни. И не последнюю роль в ней играли господствующая в обществе идеология и морально-психологическая обстановка.
Охотники были и при крепостном праве. Помещик понимал, хотя крепостной крестьянин и его собственность, но он будет заниматься охотой на его земле как ему не запрещай. И он дозволял ему это занятие в виде поставок дичи к его барскому столу. Отмена крепостного права открыла доступ к охоте еще большему числу населения.
Власти предержащие понимали – охота, как страсть, способствовала выпуску «отрицательного» пара у некоторой части российских граждан, служила многим из них отдушиной.
Царское правительство чувствовало, что жизнью в повестку дня ставятся вопросы лесопользования и охоты. И оно откликнулось на них «Лесоохранительным законом» 1888 и «Охотничьим законом» 1892 годов.
Эти законы оказались настолько глубоки и продуманны, что послужили основой для разработки советского охотничьего законодательства. Первые декреты, определившие порядок и право на охоту, за подписью В.Ленина были обнародованы 29.5.1919 и 20.7.1920 годов.
Сегодня уже не встретишь на базе старичков-охотников, вспоминающих за чашкой чая: «А помните...?» Редкими гостями в хозяйствах стали ученые, преподаватели, врачи, пенсионеры, особенно в охотхозяйствах коммерческих, где разговора о льготах нет и в помине. А на вопрос «почему?» отвечают, что им якобы запрещено их предоставлять.
Мой товарищ по охотам К. Хлудеев, участник Отечественной, инвалид, к.т.н., профессор, бывший директор Московского пушно-мехового техникума (некоторые его воспитанники и сегодня в охотничьем хозяйстве России люди известные, например А. Улитин), страстно был влюбленный в Дубакинское охотхозяйство, как-то с грустью поведал: «Виктор Федорович, стыдно просить, унижаться, а платить такие деньги не с чего».
Он не одинок. Я знаю многих охотников из числа военных пенсионеров, людей достойных, переставших посещать Дубакинское по этой же причине. Некоторые руководители охотхозяйств, принимая таких охотников, искренне удивлялись: «Чего едут? Сидели бы себе дома». Пусть головы их седы и лица иссечены морщинами, но душа-то молода, не поросла мхом равнодушия, и на ее лике нет ни одного седого волоска и морщинки.
Руководителям всех уровней власти имеющих касательство к охотничьему хозяйству, не дело безоглядно кивать на опыт Европы и США: «Там эта отрасль приносит доходы».
Охота – это что-то такое, что и не всякий мудрец объяснит. Охоте, как и любви, «все возрасты покорны». Этой страсти безоглядно предаются как люди утонченные, интеллигентные, богатые, так и бедняк, и сермяжный мужик, тонко чувствующие и понимающие ее очарование и красоту.
В подтверждение этих слов приведу диалог из рассказа В.Сысоева «Браконьер», поразившего меня глубиной страданий страстной охотничьей души. Судите сами.
Местная баба предупреждает дядю Григория: «... ты опять за охотой никак? О-о-ох! попадешься! В...в – те задаст! он намеднись на рынке при всех говорил: дай, говорит, мне до этого Гришки Волчонка добраться, уж я его засажу в острог, будет ему у меня рыбу да дичь всякую воровать!...
– Знаю, – уныло проговорил мужичишка, – знаю, тетка, знаю... Да уж охота-то больно одолела... ни сна, ни покою из-за ея никакого не имею. Хотел было, это, совсем бросить, да нет, невмоготу, что хошь...»
Этот рассказ был напечатан в ежемесячном иллюстрированном журнале «Природа и охота», органе Императорского Общества размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты (т. 1-й, 1881 г.).
Руководители Росохотрыболовсоюза и ВОО могут возразить: «Статья эмоциональна и бездоказательна. В наших хозяйствах льготы определенной категории охотников предоставляются». Так-то оно так.. Я не скрываю, что написал ее под впечатлениями.
А что творится в охотхозяйствах? Цены на путевки и услуги для своих одни, для приезжих, да если они еще из другого общества, в 3-5 раз выше.
В нашем охотничьем законодательстве простому охотнику трудно разобраться. Оно так написано, что допускает двоякие, а порой и противоречивые толкования. Хотелось бы по затронутым проблемам прочитать квалифицированные разъяснения.
Комментарии (5)
Вячеслав Михайлов
Виктор! Материал, как и всегда, необходимый...
Необходимый же для нашего возраста. К сожалению, наши молодые собрания по охотничьей страсти, этого не знают.
Сейчас пишу ответы на вопросы наших собратьев, ровесников эпохи.
Рад, что хотя бы некоторые из них читают не только соцсети, но и официальные новости и документы. Поэтому, думаю, что писать на эти темы надо. С удовольствием читаю ваши материалы, но они, не очень, подходят для большинства современных охотников. Поколение смс не любит читать большие тексты, а вот уместить главное в смс не так то просто. По себе знаю. Успехов и старайтесь соответствовать современности!к
Вадим Фролов
С удовольствием прочитал. Тоска по справедливости гложет всех, кто в ней нуждается и к ней стремится. Единственное, чтобы хотелось поправить, это название. На мой взгляд, охота для охотника - это не окно в природу, а дверь в природу. В окно глядят, а в дверь входят. Как писал Тургенев в романе "Отцы и дети" : Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней работник".
Иван Максимов
Очередной опус на тему "шеф, все пропало...." Да тосковать по старым временам когда Дубакинское хозяйство было относительно доступным, можно, но стоит ли? Сейчас хоть туда хоть попасть можно правда за немалую копеечку. Автор ссылаясь на своего (покойного, кстати) друга пишет о высоких ценах. А где они сейчас и на что низкие? Положение дел в стране таково, что цены на ВСЁ растут как на дрожжах, и уж охоты за три рубля не будет ни в одной точке РФ. Кивать на ущербное законодательство конечно можно, только толка от этого не будет, пока не сменится вектор власти. Правда если он сменится (а это рано или поздно произойдет) не будет ли ещё хуже?
Владислав Шатилов
Я солидарен с Виктором Фёдоровичем. Если у нас не уважают стариков, значит что-то пошло не так! Смириться с этим - значит согласиться, что всё правильно!
1 ответ
Вадим Фролов
"Уважение к минувшему - вот черта, отделяющая образованность от дикости" А.С. Пушкин.