Изображение Рыбалка и охота на берегу водоема может вызвать много вопросов
Изображение Рыбалка и охота на берегу водоема может вызвать много вопросов

Рыбалка и охота на берегу водоема может вызвать много вопросов

Ширину прибрежной защитной полосы водоемов предложено изменить. Что будет, если это произойдет?

27 января на заседании ГД РФ был принят в первом чтении проект ФЗ № 1057393 "О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации" (в целях синхронизации норм водного законодательства и законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в части установления ширины прибрежной защитной полосы) (далее – Проект, а "водные биологические ресурсы" - "ВБР").

В настоящее время часть 13 статьи 65 Водного кодекса РФ установила, что ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

Предложено его изменить на следующую редакцию: "13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, являющихся местами обитания, размножения, зимовки, нагула, путями миграций особо ценных и ценных видов водных биологических ресурсов (при наличии одного из показателей) и (или) используемых для добычи (вылова), сохранения и искусственного воспроизводства таких видов водных биологических ресурсов, устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона берега.".

В соответствии со статьей 17 ФЗ-166, к водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов.

Здесь же установлено, что категории таких водных объектов и особенности добычи (вылова) ВБР, обитающих в них, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства .

До 2019 г. такая работа велась в соответствии с Приказом Росрыболовства от 17.09.2009 г. № 818, а теперь этим занимается Правительство России в соответствии с Положением об отнесении водного объекта или части водного объекта (проливы, заливы, бухты, лиманы) к водным объектам рыбохозяйственного значения (постановление Правительства РФ от 28.02.2019 г. № 206).

Необходимость новой редакции, как сообщили разработчики, вступившие в силу с 1 января 2019 г. в ФЗ-166. После изменений в ФЗ-166, изменились и подзаконные акты.

Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 206, утверждено Положение об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения.

Теперь водные объекты рыбохозяйственного значения подразделяются на высшую, первую и вторую категории.

Высшая категория - это водные объекты рыбохозяйственного значения, которые являются местами обитания, размножения, зимовки, нагула, путями миграций особо ценных и ценных видов ВБР (при наличии одного из показателей) и (или) используются для добычи (вылова) таких видов ВБР, а также могут быть использованы для сохранения и искусственного воспроизводства указанных ВБР.

Первая категория устанавливается для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые являются местами обитания, размножения, зимовки, нагула, путями миграций ВБР, не относящихся к особо ценным и ценным видам (при наличии одного из показателей), и (или) используются для добычи (вылова) таких ВБР при осуществлении всех видов рыболовства, а также которые могут быть использованы для сохранения и искусственного воспроизводства указанных ВБР.

Вторая категория устанавливается для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые являются местами обитания, размножения, зимовки, нагула, путями миграций ВБР, не относящихся к особо ценным и ценным видам (при наличии одного из показателей), и (или) используются для добычи (вылова) таких ВБР при осуществлении всех видов рыболовства, за исключением промышленного и прибрежного рыболовства, а также которые могут быть использованы для сохранения и искусственного воспроизводства указанных ВБР.

Проект, как раз призван синхронизировать нормы водного законодательства и законодательства о рыболовстве и сохранении ВБР через изменение редакции части 13 статьи 65 ВК РФ.

Говоря проще, суть новой редакции часть 13 статьи 65 ВК РФ, что если водоем (река, озеро, водохранилище) имеет ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб), т.е. в нем есть особо ценные и ценные ВБР, и (или) эти водоемы используются для добычи (вылова) их при осуществлении разрешенных видов рыболовства, за исключением промышленного и прибрежного рыболовства (вторая категория), а также которые могут быть использованы для сохранения и искусственного воспроизводства указанных ВБР, то ширина прибрежной зоны независимо ни от чего устанавливается в размере 200 метров .

Проект вызывает много вопросов, остановлюсь на основных, как мне кажется.

1) Как узнать о том, имеет ли водоем рыбохозяйственное значение и есть ли в нем особо ценные и просто ценные рыбы и ВБР?

Опуская выше написанное, информирую, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 206 реализация его положений возложена на работников центрального аппарата и территориальных органов Федерального агентства по рыболовству (далее- Росрыболовство).

Названным документом к критериям отнесения водного объекта или его части к водному объекту рыбохозяйственного значения относятся:

- наличие в таком водоеме мест обитания, размножения, зимовки, нагула, путей миграций водных биоресурсов (при наличии одного из показателей);

- того, что водный объект или его часть используется для добычи водных биоресурсов, для сохранения или искусственного воспроизводства ВБР.

Для принятие решения о категории водоема нужны обосновывающие его материалы. Ими являются: данные государственного мониторинга водных биоресурсов; данные о видах водных биоресурсов – объектах рыболовства,: о местах обитания, размножения, зимовки, нагула, путях миграции ВБР.

Изображение фото: Семина Михаила
фото: Семина Михаила 

Они должны содержать информациею об источниках таких данных и дате их получения; данных ресурсных исследований, проводимых отраслевыми НИИ и рыбводами. Содержание и состав таких обоснований, а также методику их подготовки и оценки устанавливает Росрыболовство.

Срок рассмотрения заявлений – 30 рабочих дней, но если необходим сбор дополнительных данных, то его один раз имеют право продлить так же на срок не более чем 30 рабочих дней.

Решение об отнесении и об определении категории водоема, в случае с внутренними морскими водами РФ и территориальным морем страны принимает Федеральное Агентство Росрыболовства. Решение же по внутренним водным объектам или их частями вправе принимать территориальные органы Росрыболовства.

Росрыболовство может такие решения принять по своей инициативе, а также на основании письменного заявления юрлица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего рыболовство и (или) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства или другую деятельность, негативно влияющую на водные биоресурсы и среду их обитания.

С таким обращением в Росрыболовство могут обратиться так же региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Решение об изменении категории водоема рыбохозяйственного значения может быть, если изменился видовой состав ВБР, обитающих в водном объекте, а также появились в водоеме либо утратились места размножения, зимовки, нагула, путей миграции ВБР. Причем, достаточно соблюдения хотя бы одного из этих условий.

Кроме того, решение о категории водоема рыбохозяйственного значения может быть при остановлено, если есть информация информация о незавершенных мероприятиях по устранению последствий негативного влияния на состояние водных биоресурсов и среды их обитания.

Информация о категории водного объекта вносится в государственный рыбохозяйственный реестр. Информацию из него можно получить в Росрыболовстве.

Перечень особо ценных и ценных рыб и ВБР, кроме общероссийской и региональных Красных книг, определил Приказ Минсельхоза России от 23.10.2019 N 596 (ред. от 18.02.2020) "Об утверждении Перечня особо ценных и ценных видов водных биологических ресурсов". Приказ этот доступен, а поэтому сообщу о нем не все сведения.

В соответствии с ним, к особо ценным видом рыб, отнесены: белуга, калуга (двух подвидов), осетр амурский, осетр русский, осетр сибирский, севрюга. К ценным ВБР отнесены: рыбы (22 вида), ракообразные (3 видов, 11 подвидов), моллюски 2 вдов и трубачи.

Среди ценных видов рыб, хотел бы обратить внимание на белорыбицу, кутума, камбалу-капкан, камбалу-тюрбо, судака, стерлядь, и сига. Думаю, что об этих обитателях водоемов большинство наших читателей знают.

Напомню только о том, что, к примеру, сиг в Европейской России обитает и добывается в Чудском, Онежском и Ладожском озерах. Во многих водоемах водятся стерлядь, и судак.

За специальные информационные знаки о границах категорий водоемов рыбохозяйственного значения на всем протяжении их границ в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии ответственны государственные органы. Это требования постановления Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 (ред. от 30.11.2019) "Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".

2) Что нельзя делать рядом и на этой прибрежной защитной полосы?

Ответ на этот вопрос имеется в той же статье 65 ВК РФ.

В соответствии с частью 15 этой статьи, имеются восемь запретов,. Среди них запреты на:

- полив огородов и садов сточными водами;

- захоронения органических останков,

- бытовых отходов и токсических веществ;

- хранение и распыление с воздуха гербицидов и пестицидов;

- строительство АЗС и пунктов обслуживания транспортных средств.

Для охотников, рыбаков любителей, да и большинство граждан, особо не нравится запрет, установленный пунктом 4, части. 15, ст. 65 Кодекса - запрет на проезд и остановку автомашин в пределах водоохранной зоны, если в ней нет трасс и стоянок с твердым покрытием.

В случае принятия Проекта в категорию нарушителей могут попасть и сельские жители, которые держат крупный рогатый скот и овец. Животные законов не знают. Их надо поить водою, иногда это делают на ближайшем водоеме. Да и трава, которую кушают буренки и овцы, заготавливаю на сено их владельцы, лучше растет у водоемов. Да и дороги в сельской местности, у водоемов, в большинстве грунтовые.

В регионах, где своевременно заметили Проект, уже забили тревогу. К примеру, в Астраханской области известный любителям рыбалки астраханский журналист в феврале в «Каспий инфо» сообщил:

"По этим грунтовым дорогам передвигаются и крестьяне, занимающиеся сельхозпроизводством в дельте и Волго-Ахтубинской пойме. Я уже не говорю о рыбаках и охотниках, а также туристах, посещающую нашу область, и астраханцах-горожанах, выезжающих на природу на пикники.

Данный закон фактически перекроет доступ к рекам для граждан, ибо другого способа попасть к ним, кроме как по грунтовым дорогам, в Астраханской области, да и в большинстве регионов, нет. Штрафы в случае реализации данного законопроекта просто потекут рекой"

И последнее, за нарушение запретов, указанных в части 15 статьи 65 ВК РФ физическими лицами частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 3 000 до 4 500 руб.

Не надо забывать, что для наступления такой ответственности должны быть выполнены условия, о которых писал выше. Водоем или его часть должны быть отнесены к водному объекту рыбохозяйственного значения, а информация о категории водного объекта внесена в государственный рыбохозяйственный реестр.

Кроме того, такое особое положение водоема должно быть выделено в кадастровом учете.

Ожидать, что в местах, где вы планируете охоту, рыбалку и отдых обязательно должен стоять информационный знак, не стоит. Причин того, что знака нет в месте вашего отдыха , может быть много.

Причем помните, что отсутствие такого знака при исполнении условий привлечения к административной ответственности, не всегда трактуется в пользу нарушителя..

Но, если же правоохранители, проинформировав Вас о нарушении, начали составлять протокол об административном нарушении, внимательно смотрите, читайте, давайте пояснения и даже возражайте, не раздражаясь и не оскорбляя ни кого..

Попросите, чтобы инспектор исполнил при его составлении обязанность укать кадастровый номер водоохраной зоны, положение о которой Вы нарушили. Обратите внимание и на то, а должным ли образом указано расстояние на котором стоял ваш автомобиль от воды.

Замер расстояния от воды до вашего автомобиля должен осуществляться измерительным прибором с сертификатом государственной проверки. Это требование Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об обеспечении единства измерений».

Что еще почитать