Прошло шесть лет.
Настала пора для реализации давнишней мечты.
На разных охотничьих сайтах отыскал информацию о таких охотах.
Решил попытать удачу в районе водохранилища Чограй, расположенного в Кумо-Манычской впадине на границе Калмыкии и Ставрополья, где проходит коридор миграции пролетного гуся.
У друзей и знакомых одолжил гусиных чучел (больше 80 штук), взял с собой лежачий скрадок и накидку из мешковины для маскировки.
Прочего снаряжения тоже набралось немало.
Чтобы не зависеть от стороннего транспорта, ехать решил на своем уазике. Он хоть и небыстрый, зато всюду пройдет. Со мной поехал надежный товарищ и напарник по охотам Александр.
Утром третьего декабря мы выехали из дома. Мокрый снег лупил в стекла, дорога была скользкая, ехали мы не спеша и так, в четыре руки, практически без остановок, за сутки доехали до Элисты. В Калмыкии тоже шел снег, но светило солнце, и он таят. Оформили путевки и поехали на юг.
Во время обеда разговорились, с заехавшим перекусить калмыком-пенсионером. Узнав, что мы охотники и ищем гусей, он сказал, что Чограй частично покрыт льдом, так что гуси сейчас отдыхают на незамерзающих соленых озерах.
Пригласил нас на свою точку (место, где держат овец), которая расположена на берегу маленькой речки, неподалеку от этих озер. Гуси там прямо над точкой иногда летают, и уток на этой речушке огромное количество.
Дед оказался душевный, скучно ему было в одиночестве на точке жить, а тут общение, разговоры. Естественно, мы согласились и поехали вслед за его «Нивой» по калмыцкой степи. Снега уже не было, только небо оставалось пасмурным от тумана.
Дороги Калмыкии своеобразные, ровные, прямые как стрела, и вокруг плоское пространство. Десятки километров проезжаешь, и ничего вокруг не меняется, будто на месте стоишь.
Добрались мы до точки уже к вечеру. Попотчевал нас хозяин «дотуром» — местным супом из бараньих потрохов. А мы его ответно угостили перемолотым свиным шпиком с чесноком и укропом да Тверской можжевеловой настойкой…
Утром встали с рассветом, пошли смотреть окрестности. Речушка вся заросла тростником, только по руслу шла узкая открытая вода, где плавали лебеди. Утки летали над зарослями тростника, стрелять их бессмысленно — не достать, гусей тоже нигде не видно. Расспросили про дорогу, позавтракали и поехали на соленое озеро.
Поплутали немного по паутине степных дорог, но все-таки добрались до места. Оказалось, что вода из-за малого уровня отошла на сотни метров от берега и подойти к урезу воды практически нельзя: жидкая грязь засасывала сапоги. Д
а и смысла не было: все равно укрыться там негде. В бинокль мы видели стаи гусей, сидящих на воде, слышали их гогот. А дальше дело техники и удачи.
Вся прибрежная полоса была покрыта гусиными следами. Что они здесь делали, непонятно. Решили остаться и понаблюдать за путями подлета, чтобы определиться, где можно покараулить на вечерней и утренней зорьке.
Мы понимали, что чучела здесь лишние, кормовых присад нет, садиться некуда. Но наблюдали, любуясь бесконечными просторами. После нашей осенней слякоти здесь сплошная благодать…
К вечеру гуси пришли в движение, их гогот усиливался. Наконец они стали взлетать с воды, косяк за косяком, в одном направлении, — очевидно, на кормежку. К сожалению, путь их пролета проходил в стороне от нас.
Мы приметили характерный мыс с возвышенностью, над которым они пролетали, и решили там дожидаться их возвращения на ночевку. Когда все стаи с озера ушли, мы переехали к мысу. Как смогли, укрыли уазик в ложбине и устроили засидки-лежки. Так как коридор был довольно широкий, разместились метров за сто друг от друга.
Вдалеке загоготали гуси. Я заметил небольшую стайку, летящую высоко стороной, и выдал несколько призывных трелей из духового манка. Строй гусей сломался, птицы начали подворачивать к нам и снижаться. Вот они прошли над Александром, он откинул створки скрадка и выстрелил.
Расстояние было предельное, но все же один гусь качнулся и упал в степь. Оказалось, эти выстрелы были большой ошибкой, потому что все остальные гусиные стаи летели сзади и все видели.
Гигантская стая, несколько тысяч птиц, косяк за косяком, закручиваясь по спирали в большую воронку, садилась в одну точку, практически на пятак воды, гомон при этом стоял невероятный. Вся посадка продолжалась минут пятнадцать.
Такое я наблюдал впервые. Нам оставалось ждать утра и попытаться взять гусей на перелете с озера на кормежку.
Переночевали в машине — дело привычное. Перед рассветом отправились в залежки. Александр остался на своем месте, а я передвинулся в сторону, на место вечернего пролета. С первыми признаками рассвета стая загомонила, резко поднялась с воды, набрала высоту и ушла на кормежку.
Гуси прошли над Александром очень высоко, за пределами выстрела. Стало понятно, что на этом месте охоты не получится. Собрались и поехали вслед за стаей искать место кормежки. Намотали по степям не один десяток километров.
По дороге встретили местных жителей, рассказавших нам про поля в районе поселка Зунда Толга, засеянные озимыми, где кормился наш гусь. Отправились туда, нашли «место силы» — ориентир, который нам дали местные.
Остановились, я забрался на крышу уазика и в бинокль увидел озимое поле, сплошь покрытое гусями. Они кормились в низине, их торчащие шеи выглядели как серая щетина над зеленой травой. Кромкой поля мы начали подъезжать к гусям и подняли громадную стаю, которую из-за рельефа местности сразу не увидели.
Отлично! Место кормежки нашли, осталось только устроить засаду, но это оказалось непростой задачей. Кругом плоское место, ни кустика, ни высокой травы. Попытались выкопать окоп, но место было низкое, пошла грунтовая вода. Пришлось выставлять чучела на кромке поля и устраивать залежку среди них.
Большой надежды на дневной налет гусей мы не питали, рассчитывали только на утро, однако к вечеру все же заняли свои места в скрадках: а вдруг маленькие стайки налетят? Охота есть охота, здесь случай правит бал.
Неожиданно раздался хлесткий выстрел, явно винтовочный. Я резко поднялся из скрадка и увидел бегущего к нам мужика с винтовкой, за ним следовала зеленая «Нива». Обманулись! Наши чучела за живых гусей приняли. Хорошо хоть в нас не попали.
Тут и Александр поднялся. Общения у нас с ними не получилось; увидев меня, мужики быстренько уехали. А мы прождали до вечера, но гусей не было. Проехали еще две машины, остановились, чтобы внимательно рассмотреть нас и наши чучела. Мы решили не искушать судьбу и замаскироваться прямо на озими. Может, в утренних сумерках повезет?
Взяли мы лопату, отошли от края поля метров на триста и стали копать окоп на двоих. Один копал, другой чучела носил и ставил вокруг окопчика. И так по очереди копали часа три. Пришлось попотеть.
Закопались мы примерно на метр, под сидячий вариант, но появилась другая проблема: вода из верхних слоев почвы стала стекать к нам в окоп, и вскоре ее было уже по щиколотку, похоже, к утру она дойдет до колена.
Решили удлинить окоп до лежачего положения, положить в него лежачий скрадок, благо он не промокает, и перед зорькой засыпать его землей вперемежку с озимью. Другого варианта не было. Доделав работу, мы добрели до УАЗа и провалились в сон.
К утру изрядно похолодало. Быстро вскипятили чайник на газовой плитке, попили кофе, залили термосы и пошли к засидке. Дул морозный ветерок, пробирал до костей. Но утро потихоньку разгоралось, небо в просветах начинало голубеть, а вскоре уже первая небольшая стайка летела на нас.
Я приготовился манить. Решили первых гусей не трогать, не повторять прошлую ошибку. А между тем стайка сделала облет. И что-то гусям не понравилось, так как садились они метров за сто от нас.
Но прошло буквально несколько минут, как мы увидели, что прямо на нас идут гуси. Очень много гусей, насколько хватало взгляда, до самого горизонта, и шли они бесконечной серой лентой с небольшими разрывами, косяк за косяком, в каждом из которых было голов по 100–150.
Не долетев совсем немного, птицы закручивались в большую воронку и по спирали садились на поле. Я насчитал тридцать таких косяков, потом бросил, а они все летели и летели, а потом садились на расстоянии от ста до двухсот метров от нас, покрывая поле серой шевелящейся массой.
Мы смотрели на эту феерию как завороженные, остро ощущая нереальность происходящего. Да, ради такого зрелища стоило проехать полстраны. Где-то в глубине души теплилась надежда, что всем гусям места не хватит и какая-нибудь стайка налетит на наши чучела.
Видать, местный святой — Белый старец — услышал нашу мольбу и послал на нас небольшую стайку гусей. Они без облета пошли на снижение к нашим чучелам. Мы привстали, откинули створки скрадка и стали стрелять.
Из МЦ-9 я сбил пару гусей дуплетом, причем бил просто навскидку, прямо в грудь налетающим птицам. Александр своим МЦ 21-12 положил трех птиц. Когда битые гуси падали на поле, основная стая, гогоча, поднималась в небо, закрывая его собой.
У меня один гусь лежал чисто битый, второй пытался подняться. Хорошо, что у Александра в магазине еще оставались патроны, и он одним выстрелом добрал моего подранка, вторым — своего.
Выбравшись из скрадка, мы побежали собирать трофеи. Внутри все перемешалось — и радость, и некая опустошенность. Сказка закончилась, и когда она появится в моей жизни следующий раз, неизвестно.
А пока огромное спасибо тебе, сказочная Калмыкия, за незабываемые мгновения охотничьего счастья! Надеюсь, я еще не раз вернусь в твои щедрые, богатые дичью края.
Комментарии (13)
КСН
Не понимаю я гусятников.
Это уже на трофейную охоту смахивает: в любом месте и любой ценой.
Пётр Козлов
так это и есть охота, всё что до выстрела и выстрел как точка, просто миг растянутый в сознании на часы.
Алексей Стефанович
"...в любом месте и любой ценой." Здесь, как раз все понятно, поскольку такие "гусятники" охотиться на гусей не умеют. Что и продемонстрировал автор статьи. Вместе с тем заслуживает большого уважения то, что охотники отважились ехать в такую серьезную экспедицию на "уазике". Что это такое, я знаю не по наслышке. Кроме того, на фото, если я не ошибаюсь, добытый автором серый гусь, хотя и молодая птица. Это тоже замечательный успех для таких охотников. Ну и кроме того, друг автора сделал триплет из МЦ 21-12, что также дорогого стоит. И пять гусей на двоих стрелков в таких условиях, это почти результативная охота. С чем также охотников можно поздравить.
2 ответа
Пётр Козлов
Я не гусятник, просто охотник, для меня результативный дуплет по гусям уже отлично, по бекасам тоже бывало получалось но там это в 1 км от дома, а здесь ща тысячи км.
А на своём уазе я бывал и белом море и на каспийском, дело привычное.
Спасибо за то что читаете мои рассказы, в них ни слова не придумано.
Алексей Стефанович
Я, между прочим, тоже. И слово это не выношу-:(((!!!
Petr Shmakov
Интересно читать. Мне понравилось. Но на такие расстояния все же лучше ездить на Ленд Крузере или на Поджеро.
7 ответов
Пётр Козлов
Далеко ездить это конечно лучше на скоростном транспорте, а вот там нужна действительно проходимая техника, плюс неприхотливая к горючему, и ремонтопригодная в полевых условиях.
Потому что приходилось и по солончакам Калмыкии, и по глубоким колеям Карелии,ездить, по крайней мере Паджеро я на тросу за собой таскал не раз, тяжёлый он, вязнет, клиренса не хватает. Заправляться в степях приходилось у частников левым самодельным горючим, Тойота от него глохла, фильтры забивало.
Даже просто малейший сбой в электронике Мерседеса МЛ, при переезде небольшого ручейка, привёл к сложной эвакуации и потери охоты.
Так что я лучше на СВОЁМ Уазе, у меня и клиренс больше чем у шишиги, и принудительные блокировки на всех мостах, Лебёдка тоже выручала не раз, а вес меньше 2 тонн, обычный карбюратор переваривает любой бензин, хоть с водой хоть с парафинами.
Сам подготовлю, Сам и доеду.
Спасибо за добрые слова о моей истории.
Petr Shmakov
Действительно, уазик имеет уникальную проходимость, даже без доработки. Достаточно просто поставить соответствующую резину.
С этим полностью согласен. Но проехать на нем 1000 км за день сложно, да и тяжело физически. Пджеро и Прадо действительно тяжеловаты, но если немного доработать и поставить правильную резину (а не ту с которой они продаются) идут по бездорожью очень даже хорошо. (со штатной резиной у Поджеро действительно плохая проходимость). Кстати в следующем году обещают в продаже новый Дифендер, если судить по рекламе он хорош и на трассе и на бездорожье.
Пётр Козлов
У меня на Уазе установлен гидроусилитель руля и рулевой демпфер, так что рулится легко и не рыскает на трассе, шноркель и гидроподготовка позволяет проходить броды до 1 метра.
На длительных перегонах по асфальту средняя скорость составляет 70км за час, а наличие напарника позволяет проезжать 1500 км в сутки.
Всем удачи.
Алексей Стефанович
Да, ГУР большое дело. А вот мы ездили в Астрахань, а дельту Волги на обычном уазике с военными мостами без ГУРа. Могу сказать, что проехать на таком уазике 1000 километров от рассвета до заката по трассе крайне тяжело. Но самое трудное было когда мы подъезжали к месту нашего базового лагеря в пойме. Это было во второй половине дня. Середина августа. Жара стояла +40С! Дорога петляла среди заболоченных тростников. Последние 10 километров нам приходилось двигаться с открытым капотом и включенной на полную мощность печкой. Через каждые полтора - два километра приходилось останавливаться и ждать пока двигатель немного остынет. Особенно тяжело было собакам. Мы их выпускались и они сразу забивались в придорожный тростник и шли в воду если в нем был бочаг с водой. Еле дотянули до места и, к счастью, двигатель не запороли. В холодное время года такой проблемы бы не было. А так, при работе непосредственно в месте, где проводится охотничья экспедиция, уазик конкурентов не имеет.
Пётр Козлов
Понимаю Вас, очевидно на Вашем Уазе был отключен масляный радиатор и вентилятор охлаждения радиатора стоял штатный 4х лопастной.
У меня стоит 6 лопастной вентилятор c электроприводом (для возможности отключения при преодолении бродов, что бы лопасти воду не зацепили) + 2й добавочный электрический от Жигулей.
Удачи Вам
Алексей Стефанович
У нас тоже был дополнительный вентилятор от Жигулей. И масляный радиатор отключен не был. Но это все равно не спасало. Просто не рассчитан данный уазик на такие режимы эксплуатации. И Вы правильно делаете, что не ездите в такие места и в такое время, когда возможна такая жара. Взаимно Вам желаю удачи.
Пётр Козлов
Вы абсолютно правы, я в такую жару не езжу, просто не люблю.
А вот забыл указать что радиатор у меня стоит трёхрядный, увеличенный, вместо штатного двух-рядного. Выручает когда едешь на пониженной передаче относительно жарким днём.
хороших Вам приключений.