Вторая Мировая Война почти полностью опустошила охотничьи угодья Европы, местами не оставив даже минимальной плотности поголовья для восстановления популяций крупных видов животных.
Следует отметить, что постепенная регрессия их численности происходила уже с 19 века, в прямой связи с сокращением площади лесов и экстенсивным сельским хозяйством.
Помимо этого, низкая культура охоты, совпадающая с поступлением на рынок громадного выбора охотничьего огнестрельного оружия и безоглядным желанием владельцев наиболее полно «проявить все достоинства своих ружей на практике» быстро сказались на остаточном «фонде» животных.
В некоторых странах угрожаемое состояние дикой фауны удалось смягчить возросшей ответственностью охотников за судьбу живой природы и разумной самодисциплиной (как, например, в Германии).
Были разработаны охотничьи регламенты, уточнены сроки и нормы добычи всех видов дичи, начиная с особенно сильно пострадавшей крупной.
Постепенно практические методы охотоведения были переняты и другими странами. Эти методы преследовали комплексную нормализацию природных компонентов и их параметров - емкости биотопов, соотношения фауна-флора, уровня прироста популяций, обеспеченности кормовой базы и т.п.
ПЛАН ОХОТЫ
Во Франции Общество по восстановлению численности и качества популяций крупных охотничьих видов животных (ANCGG) в первую очередь занялось разработкой жесткого плана охоты, включавшего непременность использования пулевых зарядов, наличия разрешения на отстрел, одновременно с энергичным насаждением молодых лесов. Все это привело к существенным сдвигам во вроде бы безнадежной ситуации.
Увеличение лесной площади в стране в результате возросло со времен средневековья почти вдвое (15 млн.га против 8 млн.). Переход к интенсивным формам сельского хозяйства, подчиненного единому ритму полевых работ, тоже способствовал расширению емкости угодий для крупной дичи, получившей возможность использования убранной сельскохозяйственной территории.
Правила отстрела, тоже единые в пределах страны, уже успели хорошо закрепиться в сознании охотников (запрет на маток с молодыми и на взрослых самок, преимущественный отстрел молодняка). По-видимому, созданный охотничий регламент действительно оказался очень хорошим, даже слишком...
Хотя План охоты был принят французским парламентом в 1963 г., обязательности его использования в отношении крупных видов дичи (оленя, косули, лани и муфлона) добились только в 1978 г., несомненно благодаря росту сознательности охотников.
Ключевым словом охотничьих организаций стало не «добыча», а «управление», куда более соответствующее духу современности. Большое значение стали придавать емкости угодий каждого вида, как основе его благосостояния. В результате одновременно с перечисленными и кабан, вид обычно кочующий, в сущности стал видом оседлым.
ФРАНЦИЮ «ПОРАБОТИЛИ» КАБАНЫ
Судя по таблицам отстрела, к примеру, за 1998-99 гг., добыча косуль и кабанов за 20 лет увеличилась вшестеро (395657 и 343628)), оленей - вчетверо (32349).
В дальнейшем, однако, растущее благоденствие копытных, в особенности же кабана, обернулось другой своей стороной.
Добрая половина Франции с севера до юга «порабощена» высокой численностью кабана, хотя и неравномерно распределенной. Так, ее рост до сих пор происходит в центральных районах, на востоке же и особенно на западе страны уже отмечены ее стабилизация и даже регрессия.
Тем не менее во всех трех типах угодий местами регистрирован очень высокий уровень добычи кабана (по 25-50 голов с 1000 га лесной площади). Очевидно, такой интенсивный отстрел вызван не только ростом численности зверя, но и чрезмерной плотностью его населения.
Явную переуплотненность популяций копытных теперь легко вменяют в вину пресловутому Плану охоты, основывавшемуся на оценке численности животных. Излишнее доверие этому принципу вылилось в хронический недоучет реального поголовья.
Крупные ошибки в учетах, усложненные множеством местных промахов, привели в ряде районов к необходимости больших компенсационных выплат за нанесенный дикими животными ущерб лесному и сельскому хозяйствам.
Распространение кукурузы в качестве одной из ведущих культур, и «отвлекающая» зерновая подкормка кабанов привели к невиданному их распространению. Помимо полей, кабан в массе выходит на пастбища и виноградники, перерывая их в поисках животного белка.
В настоящее время размер компенсации за потраву пока еще сдерживается снижением стоимости сельскохозяйственной продукции. Энергичные же протесты части владельцев лесных угодий вообще ставят под вопрос дальнейшее существование французской охоты.
Назревшая необходимость пересмотра принципов и норм отстрела в Плане, однако, не может быть разрешена с требуемой скоростью из-за невозможности предугадать величину прироста того же кабана без знания погодных условий в период опороса, то есть с середины февраля.
Тем временем в некоторых департаментах были внесены самовольные изменения - под давлением местных землевладельцев. Отстрел животных там провели настолько ретиво, что даже сорвали выполнение плана добычи к 31 декабря - по причине отсутствия дичи.
Охотничья администрация Франции склоняется к созданию трехгодичного Плана охоты, рассчитываемого для каждой популяции животных или для каждого охотничьего угодья и осуществляемого двумя возможным путями.
Первый вариант предусматривает передачу всей охоты на «подотчетной» территории самому землевладельцу (или арендатору) под полную его ответственность за состояние популяций дичи.
Ему предоставляется право создания собственного плана отстрела с целью сокращения либо увеличения численности какого-либо вида, например, поощряя или запрещая отстрел взрослых самок и т.д.
Второй вариант состоит в установлении нормы добычи на трехлетний период с ежегодным выделением третьей части владельцам охотничьих угодий.
Это облегчает работу технического персонала охотничьих организаций, который, проводя в течение этих трех лет необходимые биотехнические мероприятия в угодьях, легче выходит на контакт с ответственными за них лицами, а также - с охотниками, учитывая их пожелания и давая разъяснения.
ПОРОЧНЫЙ ОТСТРЕЛ
Первенство по числу добываемых животных до сих пор остается за косулей. Ее популяции еще продолжают расти на юге, но уже стабильны на севере и северо-востоке страны. Неуправляемая ситуация приносит свои плоды.
В более чем тридцати департаментах, главным образом в восточной части страны, местами же на ее севере и западе, зарегистрированы случаи смертности этих животных по необъясненным причинам.
В настоящее время еще неизвестно, вызвана ли эта смертность новой эпизоотией или же механизмом саморегуляции вида в условиях переуплотненности. Подобные симптомы наблюдали и несколько лет назад, закончившиеся с достижением равновесия между средой и плотностью населения косули.
Еще более угрожаемое положение сложилось для кабана. Размер его добычи в последние годы очень высок для вида, еще не повсюду включенного в План охоты и с устоявшимся во многих департаментах значением вредителя.
По милости кабана Охотничьим Управлением уплачивается до 78% компенсаций. В некоторых районах подкормочные площадки, устраиваемые в лесах для отвлечения этого зверя от культурных посевов, превратили эти леса в кабаньи питомники под открытым небом.
Более того. Многие частные владельцы, огораживая поля проволокой под напряжением, в то же время «окультуривают» свои лесные угодья до превращения их в настоящие парки - с искусственными, ароматизированными аммиаком купальнями, «чесальнями», солонцами, посевами и специально расчищаемыми для удобства зверей и людей просеками и дорожками.
В итоге на северо-востоке Франции обнаружен стойкий очаг свиной чумы. Помимо того, кабан известен как носитель бруцеллеза, хотя случаи заражения им домашних животных еще не регистрировались.
Неукротимый рост численности кабана происходит и вследствие достигнутого порочным отстрелом полового дисбаланса в чрезмерную пользу самок.
Владельцы и арендаторы охотничьих угодий, стремясь удовлетворить свою клиентуру, подходят к вопросу «управления популяциями» с чисто меркантильных позиций, всемерно стараясь увеличить плотность населения этого зверя.
Олень, уверенно занимающий третье место - по численности и по добыче, распространен по лесным угодьям неравномерно. Но там, где его много, он собирается зимой в большие стада, наносящие лесам существенный вред, что постоянно вызывает требования лесников увеличить нормы его отстрела.
Высокая плотность населения крупных животных является также одной из причин учащения числа дорожных происшествий. На настоящее время число таких ЧП, вызванных столкновениями автомобилей с животными, исчисляется от 18000 до 20000.
По-видимому, в будущем охота на крупную дичь станет опираться не только на продуманный и гибкий план, но еще в большей степени - опять-таки на сознательность охотничьих организаций и их ответственность за наносимый животными ущерб.
План охоты, скорее всего трехгодичный, будет основан на показаниях ряда биоиндикаторов соотношения животных со средой (например, вес молодняка). Взамен учетам численности будут проводиться наблюдения за развитием популяции и происходящими в ней изменениями.
Комментарии (0)