Существует лишь два базовых подхода для сохранения кабарги: разведение в неволе и охрана природных популяций.
Располагая обширными данными по биологии вида, а также 38-летним опытом разведения животных в неволе, я попытался в своих работах выявить сложные связи биологических особенностей вида с его демографией в экспериментальных группах, которые могут проявиться в будущем при реализации программ по спасению вида.
В этой связи уместен вопрос, какая из стратегий является предпочтительной?
Ниже дается анализ каждой из них и их роль в восстановлении численности кабарги в России.
Рассматриваемый прогноз охватывает будущий 50-летний период.
РАЗВЕДЕНИЕ В НЕВОЛЕ
Основными целями разведения кабарги в неволе являются: получение мускуса от живых самцов, обмен и продажа животных в зоопарки и реинтродукция животных в места прежнего обитания.
При реализации осуществленной программы выявлены риски, главным образом, связанные с биологическими особенностями вида.
Основные трудности разведения кабарги в неволе были связаны с относительно высоким уровнем смертности, сопоставимой с природной и обусловленной инбредной депрессией (биологическими эффектами, которые не зависели от содержания животных на малых площадях).
Оказалось, что животные разного возраста характеризуются неодинаковым уровнем выживаемости в вольерах.
В экспериментальных условиях на биостанции «Черноголовка», где было исключено влияние хищников, смертность телят в первые шесть месяцев жизни была велика как среди самцов, так и среди самок.
В периоды наступления половой зрелости и вступления животных в размножение более уязвимыми оказывались самки, самцы погибали реже.
Высокая смертность до 8,4% была отмечена также среди самок в возрасте активной репродукции от 3 до 6 лет. Старые животные и особи преклонного возраста характеризовались умеренным отходом.
Основные причины гибели: травмы, нанесенные при драках во время освоения территории, неблагополучные роды и простудные заболевания.
Для сравнения отметим, что в Китае, где создано 11 ферм, на которых содержится около 10 тысяч особей, выживаемость телят составляет лишь 53 %. Смертность животных, которых периодически отлавливали в природе и выпускали в вольеры, чрезмерно высока и достигает 60–70 %.
Для выживших особей характерна пониженная приспособленность к климатическим факторам и закономерные изменения в морфологии и поведении.
С четвертого поколения почти все телята рождаются со светлым типом окраски, что было не свойственно особям до второго поколения.
Следовательно, выживаемость и другие аспекты приспособленности уменьшаются пропорционально снижению гомозиготности (доли темноокрашенных животных, которая связана обратной зависимостью с численностью групп в неволе).
Здесь следует пояснить, что светлоокрашенные особи являются носителями рецессивных генов и при их скрещивании они дают потомство со светлым типом окраски. Светлая окраска при низкой численности внутрипопуляционных группировок закрепляется и передается в чреде поколений, как это наблюдается у кабарги в южной части ареала.
Сходная закономерность проявляется также у людей — от голубоглазых родителей рождаются только голубоглазые дети. Следовательно, окраска животных является надежным критерием оценки благополучного или неблагополучного состояния популяций этого вида.
Процесс потери темной окраски наблюдается в последние годы и в природе. В популяциях с низкой численностью отмечено появление животных со светлой покровительственной окраской.
Такие особи встречаются на территории Иркутской области, Республики Алтай и др. регионов, что свидетельствует о катастрофическом снижении численности популяций и преобладании в них близкородственных спариваний.
По мере возрастания инбредной депрессии в поколениях кабарги наблюдается снижение репродуктивного потенциала самок. От одной самки седьмого поколения нам не удалось получить приплод в течение 15 лет ее жизни.
Можно ожидать, что в последующих поколениях репродуктивный успех будет существенно снижаться вплоть до исключения практически всех самок из процесса размножения.
Ориентировочно полная утрата репродукции может последовать после 70–80-летнего содержания животных в неволе, если не обновлять племенное поголовье дикими особями.
Следовательно, длительное разведение кабарги в неволе приводет к потере качества мускуса, а затем и к возможному прекращению его секретирования, ради получения которого и планируется осуществление будущих проектов.
Выявленные закономерности, связанные с высокой долей смертности молодняка, снижения репродукции и функционирования препуциальной (мускусной) железы у экспериментальных животных, в итоге ставят под сомнение программу вольерного разведения кабарги как эффективной меры для спасения вида в России.
СОХРАНЕНИЕ В ПРИРОДЕ
В настоящее время высокие темпы сокращения численности всех природных популяций кабарги приближают скорость их вымирания из-за чрезмерного истребления животных.
При нарастающей фрагментации местообитаний вида каждая изолированная группировка может быть представлена как заселенный островок с отрицательными последствиями для выживания, характерными для условий неволи, рассмотренных выше.
В сложившейся ситуации сможет ли природа восстановить нарушенное человеком существовавшее ранее равновесие?
Я убежден, что сохранить вид можно только в природе. Другие программы по восстановлению численности кабарги должны рассматриваться как дополнительные меры при решении региональных проблем и коммерческих задач.
В этой связи уместен вопрос: существуют ли в России правовые основы для восстановления и сохранения коммерчески уязвимых видов?
До настоящего времени охрана кабарги в России регулируется как международными, так и отечественными законодательными актами.
Наиболее действенным способом сохранения популяций кабарги является придание ее местообитаниям статуса охраняемых территорий.
В Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» определен перечень особо охраняемых природных территорий (ООПТ), на которых непосредственно осуществляется охрана кабарги. В перечень ООПТ включены заповедники, национальные парки и заказники.
В бывшем СССР вид охранялся на территориях 23 государственных (в том числе биосферных) заповедниках, причем в пяти из них кабарга была редка или отмечались ее периодические заходы.
Из 57 Федеральных заказников эти копытные встречались лишь в восьми. В сложившейся ситуации роль особо охраняемых природных территорий как резерватов кабарги была незначительна. В 80-е годы на долю всех ООПТ приходилось только 5–8 % ее численности.
Россия подписала и ратифицировала ряд международных Конвенций, реализация которых способствует охране кабарги и ее мест обитания: Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), Конвенцию о биологическом разнообразии.
Кабарга, обитающая на территории России, была включена в Приложение II СИТЕС 16 февраля 1979 года. В соответствии со ст. IV СИТЕС в Приложение II включаются виды, которые в данное время хотя и не обязательно находятся под угрозой исчезновения, но могут оказаться уязвимыми, что мы наблюдаем в России с кабаргой в течение последних десятилетий.
Для вывоза образцов, например мускуса кабарги, включенной в Приложение II, необходимо получение разрешения СИТЕС экспортирующего государства.
Поскольку весь мускус, добытый на территории России, экспортируется в юго-восточную Азию, решением 12 Конференции Сторон указанной Конвенции было установлено, что все страны ареала вида, экспортирующие мускусные железы, обязаны принять меры по его сокращению.
Однако это не было сделано МПР РФ, из-за чего ежегодно происходили сокращения, как ареала, так и ресурсов вида. Министерство природных ресурсов РФ в 2004 году направила отчет в Секретариат СИТЕС о выполнении рекомендаций Комитета по животным в части совершенствования законодательства, обеспечивающего охрану кабарги.
Из-за необъективно представленной МПР РФ информации популяции кабарги в России были необоснованно, на наш взгляд, исключены из Процесса слежения за торговлей в значительных объемах в рамках СИТЕС.
Легальная добыча кабарги до сих пор регулируется нормами допустимого изъятия охотничьих ресурсов, утвержденных приказом Минприроды РФ от 30 апреля 2010 г. № 138 с внесенными изменениями.
Для этого вида установлен лимит добычи животных в объеме до 5 % от послепромысловой численности, причем норматив допустимого изъятия самцов кабарги не должен превышать 75 % от установленной квоты добычи.
Петельный способ, используемый браконьерами для отлова животных, не избирателен как по половому, так и возрастному признакам, что делает бессмысленными утвержденные МПР РФ нормативы изъятия.
При существующем квотировании норм изъятия животных в субъектах РФ нелегальный мускус (струя) на конечном звене в цепочке скупщиков превращается в легальный, т.е «отмывается» для дальнейшего экспорта по одной и той же схеме.
Эта схема имеет два этапа: сначала показывается рост ресурсов вида, затем под фиктивный рост завышается количество официально выданных лицензий для легализации браконьерской продукции.
Такие лицензии, например в Иркутской области, скупаются посредниками по цене 25–30 тысяч рублей за штуку.
Борьба же с незаконной охотой на кабаргу через квотирование оказалась ширмой, чтобы скрыть ежегодные фальсификации ресурсов вида в регионах, объемы которых утверждаются чиновниками в субъектах РФ.
В сложившейся ситуации необходимо предпринять ряд срочных и действенных мер по спасению вида и восстановлению численности природных популяций, подорванных незаконной охотой на территории России.
В сфере совершенствования нормативно-правовой базы необходимо внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации № 978 в части включения кабарги в перечень особо ценных диких животных, охраняемых вышеуказанными международными договорами, а также вывести этот вид из списка диких копытных, относящихся к категории промысловых.
Предлагаемые меры позволят повысить охранный статус кабарги, сравнимый со статусом краснокнижных видов, что позволит привлекать браконьеров к уголовной ответственности за незаконную добычу этих копытных.
Для восстановления численности и сокращения объемов сбыта нелегального мускуса необходимо срочно ввести мораторий на добычу кабарги в России сроком на 15 лет.
Одновременно следует прекратить выдачу разрешений Административным органом СИТЕС в России на экспорт кабарожьих струй с 2020 года. Такая мера не потребует финансирования из федерального бюджета.
В целях спасения этого эволюционно древнего и коммерчески уязвимого вида необходимо принять ряд дополнительных мер в регионах, в частности, ограничить рубки леса на территориях обитания кабарги, создать сеть видовых заказников с усиленным режимом охраны.
Необходимо повсеместно запретить и ввести уголовную ответственность за использование петель при добыче этих копытных. Эта мера существенно снизит долю изъятия из популяций самок и молодых особей.
Ответ на вопрос, вынесенный в заглавие статьи, может быть положительным, если удастся решить проблему негативных последствий деятельности человека.
Предстоит планомерная работа, рассчитанная на десятилетия, причем самой трудной задачей, как мне представляется, будет преодоление барьеров, возводимых чиновниками.
Комментарии (0)