Изображение Послесловие к Году экологии
Изображение Послесловие к Году экологии

Послесловие к Году экологии

Повышая НДС на 2%, А. Силуанов на всю страну заявил — больше никаких ставок и налогов вводиться не будет. Но затем прозвучала очередная новость — Минфин разработал законопроект о переводе шести ставок и платежей в статус налогов. Среди них утилизационный, экологический, а также плата за негативное воздействие на окружающую среду. Вот таким образом и Минфин РФ внес свою лепту в «Год экологии».

Напомню читателям: 27.12.2016 г. состоялось заседание Госсовета, им и был дан старт «Году экологии» в России.

В. Путин отметил: «Понятно, что работа предстоит долгосрочная…

Но если не начинать масштабные мероприятия в этом направлении, мы будем вечно топтаться на месте, ссылаясь на то, что денег не хватает на решение текущих задач, это не даст нам перейти к решению задач стратегического характера.

На потом откладывать уже невозможно».

На заседании была озвучена пугающая цифра: твердых бытовых и промышленных отходов за год в России скапливается около 63 млн т. Из них только 4% перерабатывается, и то самым отсталым способом — сжиганием.

С. Донской, тогдашний министр МПР, тут же заявил: «Мы очень благодарны президенту за решение о «Годе экологии».

В МПР до этого сами додуматься, видимо, не могли. По оценке специалистов, экологическая обстановка остается тревожной во многих регионах страны. А зоной экологического бедствия они признают Красноярск, из-за его крупнейшего в мире алюминиевого завода.

Самыми грязными городами считаются Норильск с комплексом «Норникель» и Липецк, в котором более 90% из 322 тыс. т выбросов дает Новолипецкий металлургический комбинат».

Эти предприятия принадлежат олигархам России. Вот вам и социальная ответственность бизнеса.

В Москве вредные выбросы составляют 1 млн т в год, из них 93% приходится на автомобили. Всем памятна свалка в районе аэропорта Шереметьево. Туда так бы и возили мусор, но возникла необходимость в постройке взлетной полосы, и свалку закрыли. На ее ликвидацию ушло 1,5 млрд руб.

Можно только догадываться, какие деньги «заработала» мусорная мафия. Но проблема-то осталась. Теперь отходы Москва якобы пытается вывозить в Архангельскую и Вологодскую области. Там народ выходит на митинги против таких «инвестиций».

Восьмого апреля этого года поступила информация: в Подмосковье берега реки Клязьмы усыпаны мертвой рыбой; ранее подобную картину наблюдали на Пахре. В Подмосковье в эту весну такие сообщения звучали не раз. Кто отравляет реки? Нет ответа. Что уж говорить за всю Россию…

Сегодня на свалках в России захоронено около 82 млн т отходов. За год на душу россиянина скапливается 445 кг. Не пугайся, уважаемый читатель.

К примеру, в США производится отходов 230 млн т в год, около 760 кг на человека. Но такой острой проблемы, как у нас, там нет.

Общая площадь полигонов, санкционированных и несанкционированных свалок в России, только вдумайся, уважаемый читатель, равна площади целой Швейцарии (4,12 млн га)!

В. Путин на Госсовете предупредил: «Если мы и дальше будем обходиться полумерами и ссылаться на более важные задачи, то к 2050 году выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов достигнут критического предела. А это значит, мы с вами прекрасно понимаем, будущим поколениям мы оставим среду, непригодную для жизни».

Внимательный читатель спросит, а каковы же все-таки итоги «Года экологии»? Спецпредставитель президента РФ С. Иванов назвал положительным, что вывезено из Арктики около 80 тыс. т отходов. И это все?

Председатель Общественного совета при МПР академик РАН Н. Касимов признал: «Недостатки в том, что стратегические проекты «Года экологии» — «Чистая страна», «Дикая природа», сохранение Волги, озера Байкал — недостаточно проработаны».

Координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Д. Миронов заявил: «К сожалению, в этом году не так радужно складывается ситуация с реализацией реформ в сфере обращения с отходами. И это в первую очередь связано с поспешным принятием территориальных схем, в которых допущены ошибки. Благодаря поправкам активистов ОНФ, запрещено продавать участки в национальных парках и заповедниках в частные руки».

У нас, оказывается, и такое было! А вот председатель Комитета ГД по экологии и охране окружающей среды В. Бурматов оказался более откровенен: «К сожалению, МПР до конца не выполнило ни одного поручения президента РФ в рамках «Года экологии».

Многие сроки были сорваны, в том числе по экологической экспертизе, установке счетчиков на предприятия-загрязнители и другие. Часть поручений мы были вынуждены взять на себя. Например, проведение реформы обращения с отходами».

Да и немудрено. На все мероприятия было запланировано 200 млрд руб. Из них 84% внебюджетных средств, 12% региональных и 4% из федерального бюджета. Копейки…

Некоторые итоги «Года экологии» подтвердили справедливость критического отношения к результативности разработанного МПР РФ плана мероприятий на фоне очевидного пренебрежения со стороны властных структур к действующим природоохранным документам.

Подтверждением этому явилась история с китайским заводом «Аквасиб», занимающимся разливом байкальской воды, который строится в п. Култук на берегу Байкала. Прибрежная зона в поселке перекопана траншеями, и в них уложены трубы в Байкал.

Стройка обнесена высоченным забором, и китайцы на завод никого не пускают. Журналисты пытались с помощью коптера заснять завод, но его китайцы тут же сбили.

По данным МВД РФ, за последние годы в Китай незаконно ежедневно увозилось до 150 вагонов сибирской древесины. А что по этому поводу говорят местные чиновники?

Губернатор Иркутской области Левченко наотрез отрекся от завода, хотя два года назад лично называл его приоритетным инвестпроектом. Прокуратура приостановила строительство, а горсуд Иркутска 27 марта признал, что экологическая экспертиза и разрешение на строительство выданы незаконно.

Да, озеро Байкал надо защищать. И не столько от китайцев, а в первую очередь от вороватых и продажных наших чиновников.

09.04.2019 г. по ТВ Д. Медведев выразил озабоченность — проблема с отходами стоит остро. Это мы и так знаем. Из его уст хотелось бы услышать — «как, кто, на какие средства и в какие сроки решает эти проблемы».

Вот такие горькие итоги «Года экологии».

Что еще почитать