Наблюдается чрезмерная криминализация незаконной охоты

Обращение директора всероссийского научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину

№ 1/129 от 03. 05.2018 г.

Председателю Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации

В.В. Володину

 

[О чрезмерной криминализации незаконной охоты]

 

Уважаемый Вячеслав Викторович!

На рассмотрении Государственной Думы РФ находится внесенный Правительством РФ законопроект № 356397-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации» (21 марта 2018 г. принят в первом чтении).

В части, касающейся незаконной охоты (статья 258 УК РФ) предлагается ужесточить санкции, установить стоимостной критерий крупности ущерба, а также ввести еще один, новый квалифицирующий признак, влекущий наступление уголовной ответственности – охота причинившая особо крупный ущерб.

Читайте материал "Егерь и охотовед — одни из самых опасных профессий в России"

Статья дополняется примечанием, устанавливающим, что крупным ущербом признается ущерб, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам и методике, превышающий сорок тысяч рублей, а особо крупным – сто двадцать тысяч рублей.

Таким образом, за незаконную охоту предлагается в 2-3 раза, а то и более раз ужесточить санкции, установить стоимостной критерий крупности ущерба, а также ввести еще один, новый признак, влекущий наступление уголовной ответственности – охота, причинившая особо крупный ущерб.

Недавно уже произошло ужесточение наказания. Приказом Минприроды России внесены изменения в Методику исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, которые вступили в силу с 12 февраля 2018 года.

Так, например, размер вреда (ущерба) за незаконную добычу самца лося, сибирского горного козла, овцебыка стал 240, за самку 400 тыс. руб.; соответственно за пятнистого оленя, лань, тура, кабаргу – 180 и 300 тыс. руб. и т.д.

Таксовые расценки для большинства видов увеличились в 2, для соболя и выдры – в 3, кабарги – в 4, ондатры – в 5 раз. Они установлены произвольно и содержат в себе скрытый элемент денежного штрафа.

Читайте материал "Минприроды разрешило отстреливать с вертолетов и транспортных средств кабанов и оленей"

Это противоречит принципам юридической ответственности – двойное штрафование за одно и то же правонарушение, то есть взимание штрафа, налагаемого в административном или уголовном порядке, и штрафа под видом возмещения вреда.

Согласно законопроекту неправомерная добыча любого копытного животного, медведей должна квалифицироваться как охота, причинившая особо крупный ущерб и должна влечь штраф в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишение свободы на срок от трех до пяти лет.

Выражаем озабоченность тем, что проектируемое усиление ответственности за незаконную охоту не соразмерно характеру и последствиям совершенных правонарушений, не отвечает принципам законности и справедливости наказания.

Ужесточением ответственности проблему браконьерства не решить, а вот количество жертв среди людей увеличить можно. По данным Минприроды России в 2016 году в стране было зарегистрировано 122, в прошедшем 2017 – 116 угроз в адрес должностных лиц и нападений на них.

В среднем каждые три дня один из государственных инспекторов становится жертвой преступных посягательств.

Читайте материал "Минприроды обобщила результаты работы по охране природы за пять лет"

Считаем целесообразным рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации прекратить порочную практику произвольного установления таксовых расценок, увеличивающихся при каждом пересмотре, и вернуться к компенсаторному (правовосстановительному) принципу расчета и взыскания причиненного ущерба объектам животного мира, а также отклонить предложенный законопроектом новый квалифицирующий признак – охота, причинившая особо крупный ущерб и примечание к статье 258 УК РФ, касающееся определения размера крупного (40 тыс. руб.) и особо крупного ущерба (120 тыс. руб.), как необоснованное и чрезмерно криминализирующие незаконную охоту.

Именно отсутствие в настоящее время стоимостного критерия оценки крупного ущерба позволяет правоприменителям учитывать экологическую ценность и другие биологические параметры популяций и группировок животных разных мест обитания, на что ориентирует судебную практику Пленум Верховного Суда РФ.

                  Директор института                                                И.А. Домский