Изображение Игрунки на весенней охоте: стрелять или нет
Изображение Игрунки на весенней охоте: стрелять или нет

Игрунки на весенней охоте: стрелять или нет

Здравствуйте, уважаемая редакция! Я ваш постоянный подписчик с первого номера, тогда еще «Московской Охотничьей Газеты». Как и большинство Ваших читателей, благодарю вас за этот благородный труд. Никогда не писал в газету, только читал, но случай, произошедший вчера на закрытии охоты, заставил взять ручку и сесть к столу.

Может быть, кто-нибудь из научной группы «Вальдшнеп» захочет дать пояснения. Если да, то желательно письмом, а если через газету, то очень прошу не указывать фамилии. Почему так, попробую объяснить.

Начну немного издалека. Отец стал брать меня на охоту с 5 лет, так что мой охотничий стаж пошел с 1975 года. Неписанные охотничьи законы прививали мне старые охотники, еще с довоенным стажем. Первой моей настоящей добычей стал вальдшнеп на тяге. Никогда не стрелял на тяге по летящим молча вальдшнепам. Раньше не стрелял и по парам, опасаясь погубить самку.

Но как-то давно, не помню, в каком издании, может быть, и в «РОГ», прочел, что пары и тройки – это самцы, выясняющие отношения. Стал стрелять по парным. Взять пару дуплетом не удалось ни разу, но выбивал и первую птицу, и вторую. При разделке всегда это оказывались самцы. Теперь я подошел к причине, заставившей меня писать это письмо.

Читайте материал "Охота скрашивает черные полосы жизни"

Я стоял на тяге на своем обычном месте. Первые два вальдшнепа прошли с голосом далековато, стрелять я не стал. Внезапно услышал хорканье неожиданно близко, повернулся – пара вальдшнепов, закладывая крутые виражи, спикировала почти на меня и, набирая высоту, с голосом же, стала уходить. Скорость была довольно большая.

Я выстрелил один раз навскидку, одна птица упала, даже не разобрал – первая или вторая. Позже я взял еще одного и охоту для себя завершил, хотя тяга была неплохой для наших мест.

Читайте материал "Специалисты по вальдшнепу и бекасам собрались на Азорских островах"

Теперь главное. При обработке птиц дома оказалось, что вальдшнеп, выбитый из пары, оказался самкой. Прошу прощения за сумбурное письмо, но даже сейчас, почти через сутки, я в шоке. Как такое могло случиться? Объясните, пожалуйста, если можно. Может, нельзя стрелять по парам?

И еще. Внутри вальдшнепихи были маленькие желтки, зародыши будущих яиц. Но было их 5, а ведь все кулики, насколько я знаю, несут 4 яйца. Может, лишние рассасываются? Желтки были меньше горошины. Говорит ли это о том, что птица пролетная и они должны дозреть, пока она летит к месту гнездования?

В общем, вот таким смазанным оказался финал весенней охоты.

Кстати, каждый год, когда проходит учет вальдшнепа на тяге, я стою именно в этом месте, но ни разу ни одного вальдшнепа не увидел и не услышал, хотя позже, даже в июле, слабая, в 1–3 птицы, тяга бывает. Потому и присылать было нечего.

Вот такое получилось письмо. Охота проходила в Павлово-Посадском районе Московской области.

От редакции:

Все охотничьи руководства исстари не рекомендуют стрелять охотнику по паре летящих вальдшнепов, так как одной из птиц может оказаться самка. Эта рекомендация остается актуальной для большинства охотников и по сей день. И лишь наиболее опытные вальдшнепятники могут без труда различить полет брачной пары вальдшнепов от совместного полета самцов-игрунков.

Читайте материал "Последняя тяга: грусть на душе"

Главное отличие состоит в характере издаваемых звуков. Игрунки (два или более летящих вместе самцов) находятся в состоянии агрессии друг к другу. Это– драчуны, как правило один из них преследует другого, но залетев на территорию последнего, птицы могут меняться ролями.

Быстро летя и обгоняя один другого, они никогда не хоркают, а издают резкое двусложное циканье, более высокое по тону, чем циканье одиночно летящего вальдшнепа. Если же пролетают самец и самка, самец всегда басовито хоркает. При этом он может и не цикать, либо и цикать и хоркать.

Нередко пара летит молча. Птицы, как правило, летят неровным порхающим полетом, нередко вполдерева и быстро садятся на землю. В случае отстрела самки, самец долго кружится над местом исчезновения подруги и несмотря на выстрелы, в случае промаха налетает вновь и вновь пока не будет убит.

Такая картина вначале удивляет охотника, но потом, поняв в чем дело, он очень переживавет за содеянное. По тону письма чувствуется, что автор письма – истинный, настоящий и правильный охотник.

Он очень жалеет о непреднамеренном отстреле самки, но могу его утешить: как показало вскрытие вальдшнепов, добытых охотниками на весенней охоте, самки в добыче все же встречаются и даже составляют 2–3%. В Швеции этот показатель и того больше – 5–7%.

Единственным советом автору и другим охотникам будет пожелание не стрелять весной по паре вальдшнепов, идущих с хорканьем или молча.

Что еще почитать