«Охотничья этика – это определенные нормы поведения, которые стали внутренним убеждением охотника и соблюдаются им не из страха наказания, а по совести». Автор приводит также примеры красивых традиций в среде зарубежных охотников, а в конце статьи остановился на поведении некоторых наших «охотников».
Это и беспорядочная стрельба на запредельные расстояния, и необузданные пьянки, и развал хороших традиций и обычаев нашей охоты. Он правильно говорит, что «во всей общественной жизни нашей страны, где растоптаны все моральные устои и властвует дух жульничества, стяжательства и неравенства, и с «этими явлениями никто не борется».
В этой ситуации возродить культурные традиции нашей охоты вряд ли будет возможно. В этом же номере К. Хлудеев в заметке «Охотники или стрелки-хулиганы?» напоминает о «проделках» «известного депутата Государственной думы», состоящих в том, что он стрелял из открытого окна персонального вагона по всему живому, что встречалось на его пути».
У того же «охотника из Государственной думы» в конце 2004 года было интервью редактору журнала «Охота и охотничье хозяйство» № 10, где он хвастался, что «вволю пострелял бакланов – прямо с баркаса». Вот как хорошо, не ходить, не тропить. А нужны ему эти бакланы, и что с ними делать? В этом же интервью было в избытке и других «перлов» на тему охоты и не только.
В одном из предыдущих номеров «РОГ» было рассказано об аварии вертолета на Алтае при браконьерском расстреле редких копытных животных в заповеднике представителями верхних эшелонов власти. И ни по одному из этих случаев не было реакции ни Государственной думы, ни правительства, ни правоохранительных органов. Значит властям можно, а почему нельзя рядовому охотнику? Вот и пошла плясать цепочка. А где искать кончик? Старая русская пословица гласит: «Рыба тухнет с головы».
Поэтому сейчас, в сезон весенней охоты, у меня, старого охотника, большая просьба ко всем, кто окажется в охотугодьях в этот период, не уподобляться приведенным выше «охотникам» и не старайтесь выпалить как можно больше патронов за короткое время «в никуда» или «в том направлении».
Гораздо больше удовольствия получите, когда подготовите скрадок-укрытие в укромном месте, выставите чучела, профиля или высадите подсадную и на восходе солнца оставите лежать рядом с уткой белобокого красавца селезня или красивым дуплетом остановите полет пары белолобиков из стайки, снизившейся к установленным вами гусиным профилям.
Такие моменты запоминаются надолго: и минимум стрельбы, и наличие желанного трофея. И не надо бродить по полям и вдоль речек в надежде подойти к птице незамеченным, ничего из этого не получится, а стрельба далеко ничего хорошего не даст: ни навыков в стрельбе, ни опыта охоты, да и подранков можно наделать.
К тому же не исключено, что испортите охоту людям, находящимся в своих укрытиях на подготовленных ими местах охоты как упоминалось выше. И не надо к ним подходить близко. Возвращаясь после утренней охоты к месту отдыха, не надо кружить по полям в надежде, что гуси налетят на уверенный выстрел, у них зрение очень хорошее.
И немного о вечерней охоте на тяге вальдшнепа. О выборе места для этой охоты написано много рекомендаций, но я тоже кратко повторюсь. Это пересечение лесных дорог в не очень высоком лесу, на границе вырубок и высокоствольного леса, на опушках, примыкающих к мелколесью, вдоль лесных ручьев.
У многих охотников бывают любимые места, я, к примеру, хотя бы одну зарю за весну «обязан» постоять у большой осины, окруженной мелколесьем, на пересечении дорог. Это место меня часто выручало. Но тяга вальдшнепа – событие капризное, если вчера на каком-то месте было очень даже хорошо, несколько верных налетов, то это не значит, что также будет и сегодня.
Выбрав место, не спешите с него убегать в ту сторону, где пролетел первый вальдшнеп. Следующий пролетит над тем местом, где вы только что стояли, а вы уже далече (закон невезения), наберитесь терпения. Бывает так, что к выбранному вами месту направляется «бригада охотников» и утверждает, что это их многолетнее место.
Не вступайте в полемику, не портите себе настроение перед началом охоты и хорканьем вальдшнепа, лучше сместитесь от них подальше. Иначе весь вечер будете слушать болтовню, сквернословие, пустую стрельбу и т.д., а больше вас они все равно не добудут.
И о самой охоте. Далеко не стреляйте, в лучшем случае будет подранок, долгие поиски которого сократят время активной охоты. Услышав хорканье, повернитесь в ту сторону, ружье наизготовку (но не к плечу, а приклад у бедра) и при появлении цели плавная вскидка, короткая поводка (если навык в стрельбе невелик) для выбора нужного упреждения и выстрел.
В случае промахов на дуплете третьим стрелять уже бесполезно, этот кулик не ваш, как было сказано, в лучшем случае подранок.
Кстати, если вальдшнепа сразу найти не удается, то не надо терять время. Проще, если позволяет обстановка, найти его на следующий день при нормальном освещении, расширив, при необходимости, круг поисков. Автору этих строк поиски наутро почти всегда приносили удачу, однажды даже поднял двух.
В заключение хочется пожелать охотникам в наступающем сезоне красивой, организованной охоты, с минимумом неприятных ощущений и конечно же трофеев, может, не богатых, но которых они ждут и на добычу которых надеются.
Комментарии (3)
олег крымцев
К позиции автора можно только присоединиться. И вместе с тем, полагаю, что при встрече с нарушителями охотничьей этики стоит попытаться объяснить им их неправоту, а на грубость отвечать уже не стоит, чтобы не портить себе настроения и не нарываться на конфликт. Иногда ваши замечания действуют, особенно на стрелка, просто не знакомого с нормами поведения на охоте
Антон Кириако-Гуттиеррес
Советы вроде дельные все, вот только сразу видно что у автора нет помощника на охоте, а именно охотничьей собаки, иначе половина советов неактуальны.
Сергей Иванов
Есть ещё и околоохотничья этика, этика нахождения на природе. Мне, например, до сих пор очень стыдно за тридцать лет назад сделанный единственный выстрел по стеклянной бутылке для проверки меткости стрельбы навскидку в соревновании, устроенном коллегами по охоте на гусей и уток после охоты. Во-первых, они были выпившими, а я трезвым, но купился на "слабо", а во-вторых, я не смог в траве на берегу водоёма собрать осколки, и это меня до сих пор угнетает. Летом я узнал, что что водоём используется для купания местными, особенно детьми, а осколки представляли реальную опасность травмирования помимо того, что они - бытовой мусор. И моё поведение было варварским и безответственным. Три года я наказывал себя тем, что откладывал любимый "зауэр" и не ходил на открытие. Настолько велики были мои терзания и угнетения совести. Этот опыт переживания впоследствии серьёзно изменил моё отношение к пьяным компаниям, в которых уровень требовательности к дисциплине сотоварищей явно снижен как по объективным, так и, соответственно, субъективным причинам. С тех пор я предпочитаю охотиться с трезвенниками.