ШАЛАШ
Вопрос обустройства шалаша, его маскировки давно дискутировался среди любителей охоты с подсадной. Вот несколько вопросов и мои ответы на них.
Надо ли ставить шалаш заранее, за несколько дней до открытия охоты, чтобы дикие селезни привыкли и не боялись его?
Думаю, что в отличие, например, от охоты на тетеревином току в этом нет необходимости. Во-первых, весенние селезни, особенно в первые дни охоты и в местах, где охотничий пресс невелик, находятся в сильном брачном возбуждении и при наличии хорошо работающей подсадной подплывут на выстрел к новому незнакомому сооружению, если только шалаш не просвечивает и селезень не заметит в нем охотника. К тому же, если охота открыта вовремя, то есть в период массового пролета, что бывает обычно в разгар половодья, каждый день возможна встреча с новыми пролетными утками, а потому надобность в заблаговременной установке шалаша пропадает.
Отпугивает ли ярко-зеленый шалаш селезней на разливе?
Многие опытные охотники не раз укоряли нас с братом в том, что мы сооружаем в пойме шалаши из елового лапника. Такие шалаши открыто стоят на островках разлива и резко выделяются на воде. Как можно взять опытного крякового «профессора» из таких скрадков? Можно, и не только в сумерках, а и днем. Не только в начале сезона, но и в конце его. Главное — хорошо работающие подсадные.
Конечно, возможно основная причина — это охота в таких местах, где общий пресс весенней охоты невелик. Три-четыре шалаша на 100 гектаров поймы — это немного. К тому же мы и наши друзья стараемся стрелять в меру и не допускать подранков и промахов на дальних дистанциях, что приводит к появлению осторожных «обстрелянных» селезней.
Конечно, сооружение таких шалашей — мера вынужденная. А из чего, прикажите, их делать на заливном лугу, где в местах утиной присады нет ни камыша, ни достаточного количества прошлогодних злаков и рогоза? Тем более здесь нет деревьев — разве что низкие ивовые кусты, залитые водой.
Шалаши из лапника — не наше изобретение. Раньше в моей деревне почти в каждом доме были охотники, основной деревенской охотой по перу была утиная, а весенняя охота на селезней — самая любимая. Многие держали подсадных, а потому методика была отработана десятилетиями.
Еще в марте, по снегу, в дальнем лесу заготавливали еловый лапник и на лыжах привозили его на луг, где и лежал до начала половодья. Охота открывалась на месяц с прилета уток, шалаши делали добротные, переносные, каркас из веток оплетался еловым лапником и получался плотным. Разумеется, при наличии возможности такой зеленый шалаш дополнительно маскируется сеном, веточками вербы, которые втыкаются и рядом с шалашом со стороны воды.
Стоит ли в дополнение к подсадной высаживать чучела и в каком количестве?
Многие считают, что хорошая подсадная, особенно пара манных уток не требуют использование чучел. Большинство практических руководств рекомендуют весной не высаживать много чучел: 1-2 достаточно. Наша практика показала, что это не совсем так. Подсадная может внезапно занестись и на время прекратить работать. Далеко пролетающие селезни, особенно в ветреную погоду, могут не заметить ее.
Наконец, самое главное — другие виды уток (кроме кряквы) вовсе “не обязаны” реагировать на призывный крик подсадной, ведь для них кряква — чужой вид и подсесть они могут разве что за компанию. Чучела же сигнализируют им, что это место кормно, безопасно, да и здесь возможна встреча с сородичами. Вот почему на разливах, в местах с хорошим обзором желательно высаживать чучела разных видов. Чем больше, тем лучше. Конечно, грубо сделанные резиновые чучела вряд ли привлекут внимание пролетающих птиц.
Долгое время наши чучела, скорее напоминавшие резиновые калоши, чем плавающих уток, не оставляли охотнику выбора. Может быть, поэтому сложилось у нас отрицательное отношение к чучелам на весенней охоте? Омские резиновые чучела считались отличными, за ними гонялись, заказывали по почте.
Теперь рядом с пластиковыми чучелами итальянского производства они смотрятся просто как пугала. В последние годы в Краснодаре стали делать пластиковые чучела разных видов уток на манер итальянских. И если в начале выпуска у них после первой же зорьки слезала краска, а зимой она просто сыпалась, то теперь производители нашли выход, сделав ее стойкой. Кстати, стоимость краснодарских чучел почти втрое меньше итальянских. При покупке чучел других заводов надо обращать внимание на то, чтобы краска на чучелах не блестела — иначе такие «приманки» будут отпугивать уток.
Расставлять на воде чучела желательно по видам. К примеру, в одном месте поставить пару крякв (селезня и утку), в другом — пару шилохвостей, чуть в стороне — группу широконосок и свиязей. Больше всего надо сажать чирков-трескунков (5-6 птиц разного пола). Нырковых (гоголей, чернетей и красноголовых нырков) сажают также группой подальше, на глубине.
Разумеется, высаживать надо наиболее массовые виды уток, обитающих в данный момент в вашей местности. Например, подмосковному охотнику нет смысла покупать чучела красноносого и белоглазого нырков, лутка, морянки, морской чернети, серой утки — видов, встречающихся крайне редко в средней полосе или вовсе нехарактерных. Утки не должны плавать очень кучно: плотная стая — сигнал опасности для пролетающих птиц. Они должны иметь вид рассеянно-кормящейся группы.
Все чучела должны быть достаточно далеко от подсадных, чтобы те к ним не могли бы подплыть и запутаться. Если скрадок со всех сторон окружает вода, подсадных и чучела можно разместить по разные стороны шалаша с тем, чтобы манные птицы вообще не видели чучела и не рвались к ним. При установке чучел на воде оставляют «окна» для стрельбы с тем, чтобы не повредить чучела выстрелом.
Нужен ли манок при охоте с подсадными?
Замечу, что подсадная утка, будучи по своей природе кряквой, привлекает своими криками селезней только своего вида. Другие подсаживаются за компанию. Как бы хорошо ни работала подсадная, чтобы надежно привлечь пролетающих селезней других видов, необходимо использовать как чучела, так и манки. Тогда охота для вас станет более увлекательной и интересной. Сразу оговорюсь, что электронные манки на птиц у нас запрещены Правилами охоты и применять их нельзя. Да и неинтересно. Нет в этом ни искусства, ни умения. Гораздо интереснее научиться грамотно пользоваться манками на разные виды уток.
Раньше в наших охотничьих магазинах можно было купить лишь манки на крякву и чирка. Теперь ассортимент их очень большой, главным образом за счет импортных манков — американских, немецких и итальянских. Только помните, что в продаже бывают манки и на тех птиц, которые у нас не водятся, а российская этикетка может ввести вас в заблуждение.
Например, под манком на утку вы запросто можете приобрести манок на древесную утку-каролинку, а манок на чирка окажется привлекательным только для американского синекрылого чирка, ничего общего не имеющего с нашим чирком-трескунком. Если вы охотитесь с хорошими подсадными, у вас должен быть набор манков на шилохвость, свиязь, хохлатую чернеть и чирков (свистунка и трескунка). Эти манки вполне можно отыскать в охотничьих магазинах. Чаще всего они имитируют брачные голоса самцов этих видов (ведь за рубежом в основном охотятся на зимовках и весенней охоты нет). Однако бывают и манки, имитирующие голоса самок. Помните, что голоса селезней весной тоже очень хорошо привлекают стайки пролетных уток.
Одна или две подсадные?
Если есть возможность, надо высаживать две утки, лучше по разные стороны от шалаша. Во-первых, так надежнее: из двух хотя бы одна должна работать. Бывает, что одна утка лучше работает в начале охоты, другая — в конце, либо одна — вечером, другая — утром. Нередко одна утка из пары работает, а вторая помалкивает, но потом под воздействием подружки начинает отвечать ей и тоже начинает активно работать.
Во-вторых, бывает, что утки были плохо подготовлены к охоте и боятся селезней. С такими утками охотиться вообще нельзя. Однако они охотно отвечают на голоса самок и переговариваются друг с другом, издавая не только квачки, но и осадки. В этом случае охота все же не пропадет.
В-третьих, и это самое главное, охота с парой хороших подсадных очень эффективна и красива. Это — настоящий концерт, когда обе утки, стараясь перекричать друг друга, осаживают пролетающего над шалашом селезня!
Крупные или мелкие?
Какой подсадной отдать предпочтение на практической охоте: крупной или мелкой? Считается, что подсадная должна напоминать и обликом, и размером дикую крякву. Некоторые породы подсадных — это маленькие изящные уточки с хорошими доносчивыми голосами. Занимаясь разведением подсадных в дичепитомнике ЦНИЛ с 1980 по 1993 год, мы не выявили какой-либо связи между размерами подсадной и склонностью к работе по селезням. Хотя среди маленьких подсадных достоверно чаще встречались утки с высокими и звонкими голосами.
Хорошие подсадные бывают как среди крупных, так и среди мелких уток. Маленьких легче таскать в корзинке, особенно если до шалаша надо долго идти пешком. Крупные меньше мерзнут на воде в холодную погоду и не боятся волны. Я видел прекрасно работающих изящных маленьких тульских уточек.
И в то же время в течение нескольких сезонов наслаждался работой пары очень крупных черноклювых подсадных, привезенных в наш питомник из Нижегородской области охотоведом В. Е. Размахниным. Они прекрасно работали по селезням в паре. У моего коллеги по работе Игоря Костина много лет была очень красивая некрупная уточка, работающая всю весну — с апреля по конец мая.
Рабочие качества подсадных индивидуальны и передаются по наследству. Что же касается размеров подсадных — вся трудность заключается в смешении пород подсадных уток. Поскольку отбор велся только по рабочим качествам и хорошим голосам, в племя пускали как мелких, так и крупных уток.
Отрицательную роль сыграло для подсадных и массовое дичеразведение, что привело к появлению так называемой охотничьей формы кряквы, используемой для выпусков в угодья — крупных полудомашних уток с плохими голосами. Сейчас первоочередной задачей должно стать сохранение выдающихся пород подсадных уток (семеновских, воронежских, саратовских, тульских и других), имеющихся еще у некоторых охотников.
При выборе подсадных надо учитывать, что больше всего дикие селезни ценят уток с чистыми доносчивыми голосами приятного густого тембра. Также хороши утки с голосами среднего тона с легкой хрипотцой. Сиплые, очень хриплые или, наоборот, слишком высокие визгливые голоса не могут принадлежать добычливым подсадным. Есть утки с хорошими, но тихими голосами. Их очень плохо слышно в угодьях, особенно в ветреную погоду.
Очень большое значение имеет характер призывного сигнала — осадки. У хороших уток она короткая: 3-6 кряканий, с явным ударением на первом или втором слоге. Вообще же манера работы уток довольно индивидуальна. Оптимальная работа подсадной — это регулярно издаваемые кряканья — «квачки», а при появлении селезня — азартные «осадки».
Однако есть утки, работающие только «по делу» — они редко подают голос без видимых причин, но осаживают в ответ на шварканье селезня, свист утиных крыльев или замечая пролетающих уток. С такими подсадными успешно охотиться можно только в богатых дичью угодьях.
Есть подсадные, работающие осадкой на всех пролетающих над шалашом птиц — чаек, цапель и даже ворон. Они хорошо работают и по селезням, но охота с ними — сплошное напряжение нервов. Я знал подсадных, которые никогда не давали осадок, работая лишь квачками. При виде летящих селезней, они лишь более азартно крякали, не учащая звуки до осадки. И надо сказать, охоты с ними также были довольно удачными, так как они работали, как заводные, независимо от времени суток, местности и наличия диких селезней.
Наконец, бывают подсадные, которые работают только при виде человека. Сидишь в шалаше — они молчат, выглянешь— начинают работать. Про них охотники говорят, что «работают, когда покажешь им кулак из шалаша». Смех смехом, но таких подсадных нельзя допускать в племя. Если же вам попадется именно такая — меняйте тактику охоты. Вместо плотного шалаша сделайте полуукрытие под деревом, в кусту так, чтобы подсадная была поблизости и видела вас. Такие утки хорошо работают, находясь в контакте с человеком. Однако в этом случае вам придется ограничиться предрассветными и вечерними сумерками, так как когда будет светло селезень вас заметит. Впрочем, при охоте в затопленном лесу такая охота может быть успешна.
Давать ли селезню возможность спариваться с подсадной?
Заводчики подсадных обычно отвечают категорически — нет! Ведь в этом случае, если от хорошей подсадной планируют получить утят, они будут помесными, от дикого селезня, а потому, возможно, молчунами. Однако вопрос этот спорный. Специальных исследований проведено не было.
Известный российский охотник М. П. Павлов считает, что утка должна на охоте спариваться с дикими селезнями, и это не повлияет на рабочие качества будущего потомства. Я. С. Русанов считал, что спаривания нельзя допускать, но через 5-6 поколений прилите крови от дикого селезня просто необходимо. Могу сказать лишь, что вопреки распространенному среди охотников мнению, чаще всего спаривание не сказывается на дальнейшей работе подсадной в ближайшие дни охоты.
Укажу также на тот факт, что подсадные начинают спариваться со своими селезнями в вольере еще в марте, до их отделения от самцов. Хорошие подсадные продолжают работать в угодьях даже после того, как начнут нести яйца, замолкая лишь на короткий период непосредственно перед снесением очередного яйца.
Комментарии (5)
Andrus Pnk
Не люблю охоту с подсадными - вобще считаю что бить утку на воде - не спортивно, как в тире получается. Пару раз ходил - по 8 селезней(причём не только кряквы). Прилетало больше, уже не стал стрелять - просто отгонял, чтоб не топтали(егерь просил не допускать). Да и подсадная под конец так достаёт орать, что охота её саму на 0 помножить.))
ИМХО конечно.
4 ответа
Иван Ларионов
Не знаю почему, но для меня квачка и осадка подсадной звучит как песня, и слушаю её с удовольствием всю зорю. Только так даже с хорошей подсадной, не всегда бывает, иногда просто не работает по разным причинам. Так что Ваш первый опыт очень удачен, должны радоваться этому, т.к. попали в нужный момент в нужное место. Во всяком случае, для Центральных регионов - это так. Да и наличие свободных селезней, на определённой территории ограничено, выбьешь сразу всех потом хоть утка оборись, хоть ты сам обсидись его (селезня) нет.
Борис Соколов
Впервые за всё время знакомства моё мнение не совпадает с Вашим, Иван Петрович! :))) Считаю, что нашему коллеге как раз НЕ повезло - первая охота у него НЕ трудовая получилась, причём, безо всякой его вины. Красивейшей, азартнейшей охотой он пресытился с первого раза, молодец, что хоть стрелять перестал, жаль только, что не после третьей или пятой - интересно, сколько ж в том хозяйстве дневная норма добычи?! Или за всё было уплОчено, даже за нарушения? Очень жаль. Но всё равно молодец, что хоть не радуется, значит не мясник, а всё-таки охотник. Изобилие дичи наносит скорее психологический вред охотнику, чем приносит радость удачи. Теперь не его эта охота, но, может, и к лучшему.
У нас такого "безобразия" не бывает, каждый подсевший селезень - огромная радость и азарт. А квачка и осадка подсадной - действительно песня, наслаждение. Особенно, если уточка своя, а не егерская.
---------------
Andrus, по поводу не спортивности ошибаетесь, хотя и из понятных, нормальных соображений. Три весенние охоты из пяти - по сидячей дичи. И правильно - дело не в спортивности, мы на охоте, а не на стенде. Дело в том, чтобы исключить вероятность недобранных подранков. Дело не в субъективных человеческих ощущениях (как в тире, стрёмно!), а в том, чтобы не причинять природе не нужный, глупый вред.
Иван Ларионов
/// Впервые за всё время знакомства моё мнение не совпадает с Вашим, Иван Петрович! :)))
Это же хорошо, Борис, и правильно! Только в споре и рождается истина, и для меня большая честь быть в оппонентах, у столь интересного и грамотного человека :)))
С вашими мыслями относительно прихода в охоту, и понятиями - что хорошо, а что плохо - конечно же согласен.Первый комментарий показался несколько грубоватым, а его автор как то нарочито преподнёс довод, явно не терпящий безапелляционности, что натолкнуло меня на мысль, что "казачёк" вероятно засланный кем то, видимо для поддержания - явно пошатнувшегося в последнее время - рейтинга ресурса. Отсюда и ответ мой вышел несколько упрощённо-язвительным. А сама философия охоты с подсадной, вещь куда более сложная и интересная, Вы сами это прекрасно понимаете. Если не тупо сидеть с хорошей оруньей и валить как можно больше, а уловить нить взаимоитношений одомашненной красавицы и кавалера-дикаря, понять логику её и его, уловки и ухищрения обоих и себя видеть участником разворачивающегося действа, драмы, а порой и "сериала с продолжением". Для меня каждая такая охота, как источник вдохновения на долгие месяцы, а порой и годы.
Борис Соколов
Вы всё-таки поэт русской охоты, Иван! :)
Надо попросить именно Вас тексты к нашим фильмам писать :)