Изображение Как будем проводить ЗМУ?
Изображение Как будем проводить ЗМУ?

Как будем проводить ЗМУ?

14 ноября 2014 г. вышел приказ ФГБУ «Центрохотконтроль» об утверждении новой, усовершенствованной методики зимнего маршрутного учета.

Методика вызвала неоднозначную реакцию в среде охотоведов и охотпользователей. На заседании общественного совета при Департаменте по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по Вологодской области методика была подвергнута тщательному анализу.

Какие замечания и предложения по методике были высказаны — с таким вопросом редакция обратилась к председателю совета Владимиру Каплину. Вот что он рассказал.

Редакция

«До начала проведения учетных работ остается чуть больше полутора месяцев. Согласно данным методических рекомендаций по определению численности копытных, пушных животных и птиц методом зимнего маршрутного учета (далее — методика) до начала проведения самих учетных работ должна быть подготовлена схема исследуемой территории на бумажном и (или) электронном носителе. Согласно пункту 4.3 данной методики планируются и наносятся на схему исследуемой территории учетные маршруты с соблюдением ряда условий.

В связи с тем, что подавляющее большинство хозяйств Вологодской области в 2014 году проводило учет на уровне муниципальных районов, количество проложенных маршрутов по хозяйствам и их протяженность значительно ниже минимально необходимой протяженности маршрутов по утвержденной приказом ФГБУ «Центрохотконтроль» от 13.11.2014 г. № 58 методике. По некоторым хозяйствам необходимо увеличение протяженности маршрутов в два и более раза.

Проложить по пересеченной местности за такой короткий срок сотни километров учетных маршрутов, с соблюдением всех условий, прописанных в пункте 4.3 данной методики, практически невозможно. Вологодская область расположена в таежной зоне, и площадь категорий среды обитания «лес» значительно больше площади категорий среды обитания «поле», а соответственно и прокладка маршрутов будет сопряжена с более значительными трудозатратами (расчистка просек, лесных дорог и троп, расчистка ветровалов, обустройство мостов через лесные водотоки и прочее).

Четкая пропорция между площадью различных категорий мест обитания и общей длиной маршрутов, проходящих по данным категориями среды обитания, заложенная в данной методике, еще больше затянет подготовительный этап работ, так как пока не будут предварительно пройдены все проложенные маршруты с записью электронных треков на навигаторе, не будет известна и точная длина маршрутов по категориям среды обитания.

Кроме значительных трудозатрат и временных рамок на подготовительный этап учетных работ есть еще ряд вопросов к технической части утвержденной методики:

— Данная методика не предусматривает проведения учетов на территории меньше 10 тыс. га. Охотничьи хозяйства с такой площадью есть во многих регионах, не исключение и Вологодская область. Утвержденная этим же приказом Центрохотконтроля методика по определению численности копытных животных и зайца-беляка методом многодневного оклада не может быть использована при учете таких видов животных, как лисица, волк, рысь, куница, белка, хорь, горностай, заяц-русак и т.д.

— Соединять территорию одного охотничьего хозяйства с другим или с территорией общедоступных охотничьих угодий для увеличения исследуемой территории невозможно, поскольку данная методика не предусматривает расчета численности в отдельных охотничьих хозяйствах по средней плотности. Отсюда возникает закономерный вопрос: по каким методикам учитывать вышеперечисленные виды животных хозяйствам, площадь которых меньше 10 тыс. га?

— В данной методике мы неоднократно сталкиваемся с понятием: исследуемая территория. Что это такое, и почему не дано четкого понятия этому словосочетания? Будет ли являться исследуемой территорией территория двух охотничьих хозяйств одного охотпользователя, находящихся в одном субъекте РФ, но имеющих свои обособленные границы, и если да, то каким образом будет рассчитываться квота на изъятие охотничьих ресурсов на данной территории?

Если охотничье хозяйство расположено на территории нескольких муниципальных районов и численность охотничьих ресурсов будет рассчитана на всей территории хозяйства, без деления по муниципальным районам, не возникнет ли сложностей у специально уполномоченных органов в сфере охотничьего хозяйства в субъектах РФ с составлением отчетности по муниципальным районам, и, как следствие, не приведет ли это к ошибкам в сводных отчетах по субъекту РФ?

— Чем обосновано отсутствие в данной методике прохождения маршрута в один день без затирки через сутки после пороши? Это могло бы сократить трудозатраты и финансовые расходы на проведение учетов до 50%.

— Чем обоснована обязанность учетчика проставлять время пересечения следа животного? Как отсутствие этого параметра может отразиться на качестве учета, или в каких математических расчетах численности это может быть использовано?

— В данной методике не прописано, как именно необходимо производить расшифровку маршрутных точек на электронном треке. Каким образом на электронном треке показать направление следа животного, количество пересечений следов в одной точке, формата времени пересечения учетной точки? Все это предусматривает пункт 16.4 данной методики.

Выше перечислены лишь те вопросы, которые чаще всего задают охотпользователи при прочтении данной методики.

Исходя из вышеизложенного, общественный совет считает невозможным применение данной методики учетов в 2015 году в том виде, в котором она утверждена приказом № 58 Центр­охотконтроля, и, как следствие, считает преждевременным отмену приказа Минприроды России от 11.01.2012 № 1. Отмена данного приказа в разгар проведения учетов может привести к угрозе срыва учетных работ во многих регионах России.

Поскольку в соответствии с п. 11 приказа Минприроды России от 22.12.2011 № 963 «Об утверждении порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга» мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками.

Таким образом, до официальной отмены приказа Минприроды России от 11.01.2012 № 1 охотпользователи обязаны проводить учеты в соответствии с этим приказом».

Что еще почитать