В прошлом году открытие идеально совпало с началом массового пролета гуся, поэтому, на мой взгляд, все приезжие остались довольны. Не берусь судить о добыче, но настрелялись все от души. На утренней заре в первый день охоты непрерывная канонада продолжалась часов до одиннадцати.
К обеду стрелки несколько подустали, или боезапас истощился. Но это я так думал. И ошибся — после обеда все началось по новой. Бесцельной пальбой на любой дистанции грешат как приезжие, так и местные состоятельные «охотнички».
«Уж сколько раз твердили миру…», что нельзя взять гуся из гладкоствольного ружья на триста метров! И на двести тоже нельзя! А на сто четко срезанный зарядом картечи гусь — это из охотничьих россказней или уникальный, совершенно исключительный случай, ничего общего ни с меткостью, ни с показателями вашего оружия не имеющий. И рассчитывать на такое везение абсолютно несерьезно.
Не собираюсь никого убеждать и тем паче поучать, но сам я считаю, что наиболее подходящей по гусю на весенней охоте, включая и серого с гуменником, является дробь № 2 (№ 3–№ 1).
В начале нашей совместной охоты мои друзья использовали заряды от трех нолей до картечи 6,5 мм. Я заявил, что намерен охотиться с № 2–3, и был поднят на смех. Однако результаты первых же выходов многих обратили в «мою веру». Хочу еще раз озвучить основную мысль настоящего повествования: на дистанции до сорока метров любой гусь при правильном прицеле чисто бьется дробью № 3 (3,5 мм). Что же касается выстрелов дальше 50 метров, я бы посоветовал от них воздержаться. Понимаю, насколько это непросто. Слышу возражения: «Да я за всю весну ни разу гуся на такой дистанции и не видел!»
А вы попробуйте сдержаться сами, попросите соседей (если сможете) и увидите, что очередная стая пройдет ниже, следующая еще ниже, а другие непременно отзовутся на ваш манок и повернут к вашим профилям.
Да, действительно, народу собирается в угодьях очень много. Поэтому не стоит обольщаться замечательным кукурузным полем рядом с асфальтовой дорогой. Гусь-то сюда прилетит, разумеется, но и желающих его съесть соберется не меньше. Во избежание совершенно недопустимых на охоте (тем не менее регулярно случающихся) конфликтов попробуйте найти более уединенное место.
Несмотря на правила, праздно шатающихся по угодьям меньше не становится. На что люди рассчитывают, непонятно! Я не любитель рытья окопов — в них грязно и холодно. Но уважаю их приверженцев за тяжкий труд и упорство. Сам же за 20–30 минут легко смастерю скрадочек высотой до шеи (сидя, разумеется) из двух десятков срезанных веточек и прошлогодней травы (соломы), взятой здесь же, под ногами.
Сидеть в нем очень удобно на резиновой надувной подушке — и не холодно, и сырость не страшна. Использую семнадцать самодельных профилей. Примерно 60% стай реагируют на мои обманки. Многие заходят повторно. Были случаи, когда севшие в отдалении гуси пешком подходили к профилям на расстоянии в 50 метров.
Приятель-умелец сделал мне из баллончика от сифона манок. Теперь при моем далеко не идеальном слухе мне удается подвернуть около половины стаек, идущих на малой высоте. Но, конечно, не все указанные мной проценты заканчиваются выстрелом, да еще удачным.
Замечал неоднократно, что усидчивость, маскировка и максимальное удаление от «дальнобойщиков» — основные составляющие успеха на гусиной охоте.
Как и во всех регионах, у нас тоже есть «любители», которые не складывают ружья круглый год. Ну, я понимаю, крестьянин застрелил пару гусей после закрытия на прокорм. Но ведь люди, от денег и безнаказанности одуревшие, стреляют по 20–30 птиц до открытия, а потом раздают их с барского стола всем знакомым! Кормильцы! К моему великому сожалению, думаю, что при сложившемся положении вещей, в дальнейшем такие явления будут прогрессировать.
По поводу мусора в угодьях. Распространено мнение, что москвичи привозят патроны мешками, водку коробками, закуску упаковками. На природе все это выпивается, съедается, а потом расстреливается. Да, действительно, так бывает, но гораздо чаще — без участия приезжих.
Знаю компанию молодых, но очень серьезных охотников-москвичей. Они приезжают не первый год к открытию в заброшенную деревушку Безводные Прудищи. За два-три дня до открытия разбивают лагерь, отслеживают маршруты пролета, готовят окопы и скрадки. Так вот после первого их отъезда на стоянке ни одной гильзы пустой, ни одной бумажки не остается! Нашим бы следовало поучиться у таких охотников!
На селезня с кряковой охотились мы в свое время неплохо. Здесь важны правильное содержание подсадной и ее рабочие качества. Шалаш и место его установки также имеют большое значение. При правильной подготовке и удачных обстоятельствах 3–5 селезней за зорьку взять ничего не стоит.
Ну и, разумеется, вальдшнеп! То, что заброшенные поля зарастают молодым лесом, можно считать и безусловным злом, и безусловным благом. Одно могу сказать — перспективных мест для хорошей тяги стало в последнее время гораздо больше. И ехать далеко не надо: буквально в десяти километрах от нашего городишки можно найти вполне приличную поляну. Что я и сделал на последней неделе прошлогоднего сезона. Причем угодил, как говорится, «в яблочко».
В первый вечер слышал двадцать четыре (!), видел семнадцать, стрелял по двум, взял одного. Во второй выезд слышал шестнадцать, видел девять, стрелял по трем, взял двух. Третий: двенадцать — семь — не стрелял. Но удовлетворение при этом получил колоссальное! Однако здесь тоже беда — палы. Какие там случайные возгорания! Поджигают из года в год.
И конца края этому не будет, несмотря ни на какие призывы и лозунги, пока не появятся в прессе сообщения, что в данном районе привлечено к ответственности за умышленные поджоги сухой травы такое-то количество руководителей и такое-то количество их подчиненных. Но — тишина! И в результате — выгоревшие кварталы леса, погибшие лесопосадки и бессильные попытки пожарных спасти дома деревенских жителей…
За минувший сезон я лично погасил три существенных очага, но на общую неприглядную картину это не повлияло. На мой взгляд, сроки охоты на вальдшнепа совершенно безболезненно можно было бы растянуть, открыв охоту на неделю раньше и закрыв на две позже.
На тетерева весенняя охота у нас не практикуется, с чем я, безусловно, согласен. Однако в осенний период легашатникам не то что можно, а нужно разрешать эту охоту и всячески ее приветствовать.
По моим (и не только) наблюдениям, количество тетерева в августе–сентябре намного превышает утиное поголовье, на которое охота открывается без каких-либо ограничений. Да и не пострадают от такой охоты популяции. Это вам не из окна из нарезного ствола стрелять! Кроме того, уверен, что правильный охотник и не возьмет больше двух–трех птиц. Что с ними делать-то!?
Вот такие мысли посещают накануне весеннего сезона.
Комментарии (5)
Пользователь удалён
"Вот такие мысли посещают накануне весеннего сезона"
Правильные мысли! :)
Александр Васильев
"Не собираюсь никого убеждать и тем паче поучать"
Тогда эти мысли, "крестьянам" и "кормильцам")))
Борис Соколов
"В прошлом году открытие идеально совпало с началом массового пролета гуся, поэтому, на мой взгляд, все приезжие остались довольны. Не берусь судить о добыче, но настрелялись все от души. На утренней заре в первый день охоты непрерывная канонада продолжалась часов до одиннадцати."
Эх, Владислав Николаевич, спасибо Вам огроменное за правильные мысли и позвольте за Вас порадоваться - мы-то у себя уже два года в пролёте вместо гуся :))))
2 ответа
Владислав Шатилов
Борис Сергеевич! Это старая статья, которая была опубликована в"РОГ" давно.В прошлом году я имел единственную возможность выстрелить в сторону гусей... А за добрые,как всегда,слова Вам спасибо!
Борис Соколов
То-то мне почудилось, что знакомый текст, но постеснялся сказать - одну прошлую статью рядом с Вашей чуть раньше увидел и подумал, что-то мне сегодня, наверное, старые материалы просто грезятся :)