Изображение Пушной сезон 2013—2014: впечатления охотника
Изображение Пушной сезон 2013—2014: впечатления охотника

Пушной сезон 2013—2014: впечатления охотника

Не уповая на свое мнение как на истину в последней инстанции, попытаюсь сделать небольшой обзор пушного сезона 2013—2014 годов. Речь, правда, больше пойдет о промысле в европейской части России.

Говорят, пушной промысел — это лотерея, то пусто, то густо. Решающее значение могут играть неустойчивая погода, наличие кормов, эпизоотии, циклический подъем и спад численности, интенсивность охотничьего пресса, перепромысел и недопромысел, пожары… Бывает вдруг откуда ни возьмись лиса или росомаха к путику привадится — насмарку все усилия, пока не избавится охотник от напасти. И наконец, постоянно меняющиеся закупочные цены на пушнину, результаты аукционов, то есть рыночная конъюктура…

Вот и нынешний промысловый сезон наглядно проиллюстрировал всю призрачность и непостоянство охотничьего «фарта». То лицом он к охотнику, то отвернется надолго, словно, и знать не хочет. Аномальная теплынь всю первую половину зимы и в европейской части, и даже за Уралом заметно ударила по результатам лова. «Жара стоит», «мыша полно» — вот и не идет зверь в «железо» за приманкой. Кормится вокруг лежки, незачем ему куда-то ходить энергию расходовать.

Так, куница долго может под завалом на делянке прожить и следа не давать, будто вымерла, словно ушла, и нет ее. Многие охотники в недоумении: где куница и на что ловить? Да и «вышла» пушнинка гораздо позже обычных календарных сроков. Черная мездра — не редкость в начале сезона.

За Уралом же хороших уловов не было даже в ноябре, когда расселяется молодняк, а «не вставшие» реки отсекли мигрирующего соболя от промысловых охотничьих путиков.

Усложнила жизнь охотнику и новая напасть — обязательный переход на гуманные капканы до 2016 года. Эх, вот жизнь пошла… Евроремонты… евробензин… еврокапканы… Нельзя сказать, что не ловят они зверя, ловят и проловов бывает всего ничего. И убивают они гуманно. Сразу. Ну, почти. Да только как быть в затянувшуюся на месяцы оттепель, зверька ведь так и «заквасить» можно? Бегать проверять каждый день, чтобы не подопрела шкурка? Закрывать-открывать? А если за три сотни их на участке расставлено? «На подрезку», под след как ставить? Куда девать старые «ногозахваты», и где брать деньги на новые изделия? Да и где их купить? Через интернет не везде ведь закажешь. Местами еще «следовыми» ловить можно, местами — уже «не можно».

Вопросов уйма, но со временем жизнь на них ответит, думаю, расставит все по своим местам. Традиционные кулемки, плашки и т.д. тоже как бы «вне закона» — сертификата на них нет якобы. Пока что преобладает мнение — «старые» добрые эффективнее «новых». Идет зверек, но хуже, в новодельные механизмы. Проще ему на тарелку наступить, чем голову в рамку просовывать.

А тут еще чехарда с ценами. Если прошлый сезон порадовал промысловиков, и более скромных капканщиков, и лаечников-любителей и взлетом цен, и «уловом», цены росли плавно с октября по март, то в текущем сезоне, наоборот, цена начала плавно и неуклонно снижаться с самого его начала. Перекупщики мотивировали, «Поднебесная», мол, основной потребитель, не берет, затоварилась в прошлом году, на куницу спрос нынче низкий. На аукционе часть пушнины зависла, осталась нераспроданной.

А где-то, в иных краях, меха и подешевле можно найти. Да и теплынь стоит, висят шубы в витринах, не продаются. Нет реализации, и все тут! Ко всему сказанному — осваивает рынок и соболь, выращенный в вольере, российский, норка датская.

Свою роль сыграло и то, что некоторые производители меховых изделий фермерской клеточной норкой с избытком закупились. К тому же, в начале сезона «перекуп» с деньгами, оттого и добрее делается, большую цену дать может. А кто и на сговор перекупский грешит... Ну и Новый год в закупке — как водораздел, после него цена меняется, только в какую сторону повернет?

Попробую коснуться лишь массовых видов пушнины, страна у нас большая — везде по-разному. Но в усредненном варианте картина примерно следующая.

Так, лесная куница «упала» с численности 2800 до 1200 рублей в иных краях, каменная — около 1300, соболь выходил 2500—4000 рублей, или около 3000 целковых на круг. Против 5000 прошлогодних.

На белку цена — рыдать хочется… Начали со 180, прошлый сезон в Красноярске, например. Теперь же два-три патрона за шкурку купить можно, стреляная местами вообще не нужна, да еще и собаку-бельчатницу содержать нужно.

Енотовидная собака 1000—1500 рублей. Ондатра около 150—200 рубликов держится, лисица в степных районах и до 300 «докатилась»!

Про норку лучше промолчать, 300 рублей за мелкую предлагают…

Эталон меха, выдра, — всего 2000—2500 рублей, в Китае спросом, видите ли, не пользуется. А бобра некрупного за 500 рублей, наверное, проще и не добывать. На приваду разве что или собакам… Хотя мы им весь мир завалить можем.

При нынешней дороговизне цены просто обвальные, как говорится, «ниже плинтуса». Еще есть цена, по которой сдают в общество охотников или промысловое хозяйство по договору, то есть арендодателям. Но это совсем другая история.

Промысловику иному с таким раскладом хоть на ноль бы выйти, затраты отбить… Это и ремонт техники, и закупка бензина, капканов, снаряжения, заготовка кормов и привады, заброска на участок, аренда последнего да и прочие побочные расходы. Ведь промхозы, ранее обеспечивавшие охотников всем необходимым, приказали долго жить.
Рискну составить смету промыслового сезона в четыре месяца.

Около тысячи литров одного бензина — это примерно 40 тысяч, в глубинке. Продукты — еще 30 тысяч, запчасти — примерно 20 тысяч обойдутся. Прибавим субаренду участка, есть и такое явление. Еще учесть стоимость лицензий, заброску, покупку недостающего снаряжения, капканов, патронов и прочее, много за «сотню» выскакивает. А европейская куница, к примеру, это не сибирский соболек, и плотность, и цена в разы ниже.

У лайчатников и капканщиков-любителей расходы поменьше, но дорога, бензин, капканы-лицензии сейчас везде очень дорого обходятся. А вот добудешь ли?..

Парадокс! Сезон слабый, зверя ловят меньше, а цены ниже. На аукционах выставляется ощутимо меньшее количество шкурок. Куницы — традиционно мало. И это все на фоне падения курса национальной валюты в январе!

Малоокупаемый, выходит, труд. Не в накладе лишь самые «прожженные перекупы», заменившие прежние заготконторы, да и у них тоже свои риски. Но так во все времена было. Один снег месит, сопли морозит, другой маржу снимает, и немалую! Порой совсем за копейки в дальних поселках взять хотят. Перестраховываются…Воистину «грабеж средь бела дня»!

Иной охотник бросит в сердцах: «Кину в морозилку, подожду до следующего сезона! Авось цены поднимут». Другой торгуется вдрызг, словно знает: «Кто наглей, тот и в дамках»! А кто и «мудрить» пытается: многие про картечины в лапках да ушках слышали, это когда по весу шкурку оценивают.

Кстати, о китайских скупщиках. Говорят, при сделке ведут себя стабильнее: меньше жадничают и придираются к качеству. Но это «говорят»…

Ну а в феврале, к тому же, качество меха падает — гон, настоящий или ложный, заметно влияет на качество пушнины. Мех тускнеет, цена падает ощутимо. Помню, в прошлом году за добытую в ноябре куницу получил я две с половиной «тыщи», за февральских же по полторы только дали…

У нас лисица уже и в январе мех имела какой-то непрезентабельный, так как гон у нее начался в сильные крещенские морозы.
Неимоверные, подчас непреодолимые, трудности в получении и закреплении промыслового участка, с заброской и обеспечением охоты, освоением угодий, оторванностью от семьи и внешнего мира посторонних и случайных людей отсеивают.

Остаются либо фанаты своего дела, либо те, для кого пушнина — основной и единственный источник заработка. Честно говоря, завидую им! Хотя и сам я занимаюсь крестьянским трудом, дело схожее. Но если свою продукцию я сдаю перекупщику за полцены, то охотнику остается лишь одна треть.

Ну а подъем и падение цены, несмотря на все факторы, характер имеет циклический. Как и численность промысловых зверьков — куницы да соболя. Доживем и до лучших времен. Радует меня только то, что пушной промысел в нашей стране жив и умирать не собирается!

Что еще почитать