Нам AEWA и нормы отстрела?

Изображение Нам AEWA и нормы отстрела?
Изображение Нам AEWA и нормы отстрела?

Первые числа сентября 2006 года, самолет уносит нас с женой из пасмурной Москвы в теплые края. Прилетаем в аэропорт города Сочи, а дальше наш путь лежит в Абхазию. Не верится, что прекрасный миг отпуска уже наступил, но жаркий ветер и обступившие горы говорят сами за себя.

Первые дни упиваемся солнцем и морем. Маска, ласты, трубка и подводное ружье – мои лучшие друзья в эти дни. Пора и оглядеться вокруг...

Начинаю с местного охотничьего магазина, тут охотники поймут. Грусть и тоска за местных охотников. Со слов продавщицы, порох «Сокол» продали за 1 день, завоза не ожидается, из дроби только № 3. Оружия нет вообще. Зато есть патроны, российские, по 16 рублей (цена в 2006 году) за штуку, с дробью № 5, продаются даже поштучно . Как говорится – без комментариев.

Женщина интересуется, откуда я приехал, завязывается разговор, обмениваемся информацией, в основном о том, что сколько стоит у них и у нас. При этом она успевает все цены анализировать на калькуляторе, сопровождая свои подсчеты репликами о том, что у нас, в столице, все очень дешево. Ну, это смотря с чем сравнивать, подумал я тогда.

Заходит мужчина, просит показать единственный патронташ. Повертев и примерив его, просит отложить, сказав, что придет за ним через 3 дня. Хозяйка радостно соглашается. Выясняю, что со дня на день должен начаться пролет перепелов, поэтому наблюдается активная уплата членских взносов среди местных легашатников в размере 80 рублей.

8 сентября, ежедневный утренний визит с женой на местный рынок, за фруктами. Я не верю своим глазам. Торговцы, перекрикивая друг друга, предлагают всем желающим купить перепелов. Есть и живые, есть уже и ощипанные, и потрошенные.

Подхожу, интересуюсь «происхождением» товара. «Сын сеткой наловил, бери, по 30 рублей за штуку!» – отвечает мне пожилая женщина, пролет ведь пошел. Смотрю на ее лоток, там потрошенных около 50 штук лежат ровными рядами, да в коробке живых не счесть.

Пока покупаем фрукты, попутно пытаюсь подсчитать количество продавцов с перепелами, насчитываю около 60 человек. Подхожу к своему ровеснику, интересуюсь способом их отлова. Ответ приблизительно таков, что натягиваются сетки на подлетах к лугам, полям, в ущельях. А утром собирается «улов». Многие выходят на «охоту» с сачком на длинной палке или удочке и с мощным фонарем. Выходят на луга и поля, слепят птицу, накрывают сачком. Средний ловец пленит порядка 80–100 перепелов за ночь. А утром несут их на рынок.

Изображение Верблюды в горах Абхазии - обычное дело? Фото: Семина Михаила
Верблюды в горах Абхазии - обычное дело? Фото: Семина Михаила 

Изображение Фото: Семина Михаила
Фото: Семина Михаила 

Обидно, обидно за наших легашатников, да и за всех настоящих охотников. Когда мало перепела у нас, то мы разводим руками, что мол зима тяжелая была на местах зимовок, год неудачный, погода не та. Нет ребята, нет. Когда видишь такой «геноцид» своими глазами, да и осознаешь, что увиденное – это капля в море от того, что отлавливают, то становится понятно «откуда ноги растут». Сколько может продолжаться такое беззаконие?

В некоторых европейских странах существует запрет на торговлю продукцией охотничьего промысла – в части мяса. И там за этим строго следят. А у нас как всегда.

Охранять дичь надо везде, не только у нас, устанавливая нормы отстрела, но и там, на зимовках. А это задача органов власти, чтобы разработать со специалистами программу охраны в реальных условиях, внедрить ее на межгосударственных уровнях, а самое главное, чтобы контролировать ее исполнение. Вопрос финансирования опускаю, т.к. если государство осознает серьезность этого вопроса, то и деньги найдутся и специалисты, которые могут и хотят решать эти проблемы. Но пока воз и ныне там.

Изображение фото: Семина Михаила
фото: Семина Михаила 

Еще пример. Были с женой в горах. Опуская подробности, попутно там встречаем вооруженных людей с автоматическим боевым оружием. Гостеприимности им не занимать: угощают чачей и бараньим шашлыком. Сидим, кушаем. Интересуюсь наличием дичи в этих местах.

Хозяева стола оживляются и ведут меня к машине, где демонстрируют застреленного медвежонка 2–3 летнего возраста. Прошу разрешения сфотографировать. Ракурс фотографии не из лучших, но это для подтверждения моих слов. Про законность отстрела и не спрашиваю, все понятно и так...

И все-таки хочется верить, что это смутное время пройдет. До конца будут услышаны и решены проблемы охотничьего хозяйства, которые постоянно поднимаются на страницах «РОГа». Что государи наши от охоты поймут, что не решить проблему сохранения и восполнения перелетной дичи, если только устанавливать нормы отстрела на местах, при этом упрямо не видеть проблемы истребления птицы в местах массового пролета и на зимовках. Ох, как хочется верить, что наступит это время, и наступит тогда, когда будет еще кого охранять...

К моменту нашего отлета в столицу перепел уже стоил 15 рублей, а со слов продавца, к началу октября будет уже по 5 рулей за штуку. Пролет-то в разгаре... Ситуация не изменилась и в 2007 году, к тому же убедился в стоимости перепелов по 5 рублей...

2006-2007 год

P.S. C интересом прочитал об Абхазии в настоящее время, кому интересно, перейдите по ссылке: "Дюжина перепелов"