Культура – это та искусственная окружающая среда, которую создает вокруг себя человек, созданный по образу и подобию Божию, следовательно, способный к творению. Именно этим человек отличается от всех животных: животное приспосабливается к окружающей среде, а человек окружающую среду приспосабливает под себя.
Так же и культура охоты есть продукт определенных слоев человечества. Охота в Европе со времен средневековья стала привилегией богатых и их обслуживающего персонала, т.е. рыцарства, дворянства. Простонародье, если и участвовало в охоте, то либо в качестве подсобных рабочих (загонщиков), либо добывало дичь ко столу господина. Естественно, что тут не были нужны строгие правила и обряды. Аристократия, наоборот, считала, что охота должна быть похожа на рыцарские турниры, т.е. благородна. Отсюда и все эти ритуалы.
Было ли в России подобное? Несомненно. Но у нас охота была доступна как аристократии, так и простолюдинам. В отличии от Европы, с ее ограниченными пространствами, Россия предоставляла всем возможность охотится и не мешать друг другу. Но аристократия, несомненно, охотилась не куса ради. Поэтому-то и создавались ритуалы.
Посмотрите на выезды на охоту Алексея Михайловича, а заглянув в глубь веков можно вспомнить Владимира Мономаха. В послепетровской России вспомним Екатерину Великую (она, правда, немка, следовательно, с детства была знакома с охотничьими традициями Европы), вспомним царя- страстотерпца Николая Александровича. Естественно, что не отставали и аристократы от своих государей. Это был богатый пласт культуры охоты. Но охотились и крестьяне.
Вообще, Россия всегда была богата продуктами охоты. Это сохранилось в старых названиях. Например, в Москве Охотный ряд. Это место, где продавались продукты охоты. А их в старой России было множество. И они, естественно, не дворянством добывались. Не будем говорить о Сибири, там аристократы почти не охотились – слишком далеко.
После трагедии 1917 года аристократия в России была уничтожена физически. И унесла с собой тот пласт культуры охоты, который имел свои ритуалы. Новое поколение охотников было из простонародья и не имело таких традиций. К этому же пласту охотников я отношу и себя – внука и правнука сапожников.
В Европе же аристократия пережила потрясения начала века, а когда советские войска вошли в Европу, то в странах Восточного блока не было таких гонений на аристократию, как в России, поэтому они смогли передать свои традиции новому поколению охотников. Посмотрите на ту же Чехословакию. Офицеры, служившие там, были свидетелями и участниками этих ритуалов. То же и в ГДР. Да и в Прибалтике, вошедшей в СССР перед самой войной, традиции сохранились.
Будут ли возрождены в России подобные традиции? По моему мнению, сперва у нас должна появиться аристократия. Не та квазиэлита, что есть сейчас. Нынешние представители «элиты» – певички, лицедеи (которых раньше даже на церковных кладбищах не хоронили), представители бизнеса, разбогатевшие не совсем, мягко говоря, честным путем, чиновники.
Их охота – охота с вертолетов на краснокнижных животных. Настоящая аристократия возникает из армии, из людей служилых, готовых отдать жизнь за свою страну, готовых служить своей стране. Вот когда появится элита из этого слоя, можно будет говорить о возрождении охотничьих ритуалов.
Комментарии (80)
Борис Соколов
Соглашусь частично, хотя и во многом. Но отмечу всё же, что красота охотничьих ритуалов, исходивших от аристократических кругов, и глубинная внутренняя, народная культура охоты в России были двумя сторонами одной медали. И создавали необыкновенно колоритную картину охотничьей культуры. И ещё можно поизучать, в какой из этих двух сторон было больше врождённой, а не искусственно созданной культуры, тонкости. Элементы потребительской, в чём-то даже варварской охоты (на тех же рябчиков, возимых в города возами, которых любили, говорят, жевать буржуи наряду с ананасами), конечно, присутствовали, но сводить понятие культуры охоты к элитным ритуалам я бы не стал. Всё гораздо сложнее, деликатнее и, поверьте, прекраснее.
4 ответа
Филипп Стогов
Пожалуй, одной из составляющих культуры русской охоты является хозяйственный, рачительный подход к добыче зверя (птицы) в сочетании с гуманизмом и поэтическим восприятием охоты. Добыча же рябчиков возами - это промысел, который я не осуждаю, т.к. он позволял определенной категории граждан сводить концы с концами. А еловая веточка в шляпе или как разложена добыча ровными рядами или веером, по масти или по размеру - далеко не признак культуры. Скорее о признаке культуры охоты будет говорить, уж извините за термин, утилизация добычи (разделка, обработка, хранение и т.п.), чтобы добытая живность не была загублена зря, ради потехи.
Борис Соколов
Во истину так!
Я тоже не осуждаю рябчиковый промысел, Филипп, а упомянул его с единственной целью показать, что не идеализирую простолюдинные истоки культуры охоты. Но рачительность, гуманизм, поэтичность, о которых Вы абсолютно правильно заметили, как раз и исходили, как мне представляется, из не показушных аристократических, а из глубинных народных представлений о целях и этике охоте, хотя там и слов-то таких не знали.
Филипп Стогов
Борис, как говорится, целиком и полностью согласен. Некрасовский Дед Мазай - вот образец высочайшего охотничьего гуманизма и культуры. А красиво разложенная дичь, украшенная веточками или веночками, но побытая "котлом", т.е.неимеющая практически шансов на спасение с понятием культуры охоты не вяжется, пусть и добыта аристократами или членами царской фамилии.
Сергей Осокин
А что такое есть русская охотничья культура? Каковы ее элементы и признаки? "Хозяйственный, рачительный подход к добыче зверя (птицы) в сочетании с гуманизмом и поэтическим восприятием охоты" свойственен ведь и другим народам.
Сергей Сорокин
Одной, из составляющих культуры, является выступление под своим именем, а не под сабачьей кликухой или псевдонимом. Открываешь профиль - ноль информации. Вот поэтому все охотничьи форумы не воспринимаю. А тут не форум, собеседование. Чего, граждане скрываете? От кого?
39 ответов
Филипп Стогов
Ну, тут Вы погорячились. Причем тут культура и псевдоним? В охотничьей литературе писание под псевдонимом очень было распространено и в прошлом. Не думаю, что редактора журнала "Ружейная и псовая охота" С.В. Озерова, человека женатого, но писавшего статьи подпсевдонимом "Старый холостяк", можно обвинить в отсутствии культуры. Охотничий писатель И.А.Зырянов известен нам под фамилией Арамилев. И таких примеров использование псевдонимов множество и причины для этого разные, так что осуждать за это не стоит.
Сергей Сорокин
Возможно и погорячился, но мы тут не охотничьи литераторы, а просто охотники и собеседники. Приятно общаться с человеком, зная хотя бы как зовут человека, откуда он и возраст. Всё это можно указать в профиле - для этого редакция это и сделала. И никак не пойму - зачем такой минимум о себе скрывать?
Пользователь удалён
Он заполнен ДАЛЕКО не у всех...
Кругом одни "штирлицы" :):)
Борис Соколов
Сергей, у Стогова, насколько я в курсе, и причины имеются и имени он особо не скрывает - и Валентину Бодункову представился, и я его знаю. А неподражаемый МакЛауд (кстати, где он ?), если я его правильно понял, псевдонимом от забанивания закрывался.
Но в принципе - да, если веских причин у человека нет, камуфлироваться ни к чему.
Константин Краёв
Филипп полностью с тобой согласен по поводу псевдонимов,какая разница как человек подписываетсяили как в поговорке "хоть котлом
назови но только в печь не сажай" Главное чтоб человеком был
и настоящим охотником вот культура тогда и будет.
Сергей Матвейчук
Согласен с теми, кто не видит в псевдонимах ничего предосудительного. Есть еще один аспект.
Проблема в том, что, по действующему законодательству, "в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему ЗАПРЕЩАЕТСЯ ... допускать публичные ВЫСКАЗЫВАНИЯ, СУЖДЕНИЯ И ОЦЕНКИ, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности" (п. 10 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Поскольку при обсуждении состояния и перспектив охотничьего хозяйства оценок действий госорганов не избежать (кроме тех счастлисцев, для которых весь вопрос в падении охотничьей культуры), госслужащим нужно либо молчать, либо писать под псевдонимом. Я считаю, последнее лучше - среди госслужащих много очень квалифицированных людей, и жаль было бы их терять.
Сергей Сорокин
Про госслужащих согласен, сам им был, но сколько их на форумах? Так что для основной массы это оправдание не подходит.
Честно сказать, очень удивила Ваша антипровославная позиция, ну прямо в духе Познера или Невзорова. Автор излагает своё мнение о традициях и культуре охоты в европейской части России, т.е., так называемой, Русской охоты, действующие лица которой, в подавляющем большинстве, православные христиане. Никого он своей позицией не обидел и не понятно, почему Вы на него прямо набросились.
Вот я написал "Русская охота" а кому-то и это серпом по гениталиям. Но под дураков подстраиваться не надо, а то смотрю, Русское географическое общество по ТВ стали часто называть "российским".
Сергей Матвейчук
На некоторых форумах их немало, например, на ГАНЗе есть разделы, темы, в которых постоянно участвуют, вместе с охотоведами обществ и хозяйств, там и директор, и служащие Охотдепартамента в некоторых темах мнения высказывают.
Сергей Сорокин
Согласитесь, от общего числа участников всех форумов их мало. Хотя это уже шизофренией попахивает - делаю одно, а думаю и пишу другое. Так где он настоящий? Но я про псевдонимы меньше всего думал, да ради бога. Только вот захочу написать письмо по эл.адресу, буду называть его Петей, а он Вася. Хоть имя своё оставляйте, не вычислят. Я больше о кличках - не понимаю этих людей, им то что скрывать? Не могу читать сообщения от Хантеров, Бизонов, Похеров, Нахеров и т.д. (это всё реальные участники). И фантазия, в основном, убогая. Но это их дело, я просто своё мнение высказал, может кто и задумается об этом.
Сергей Матвейчук
Тут Вы, по-моему, смешали несколько вещей: православие-антиправославие, православие-охота, большинство-меньшинство, русское-российское.
Никакого "антиправославия" у меня, конечно, нет. В отличие от Познера, считающего принятие Россией православия (а не католицизма) большой бедой, я думаю, что православие, как религия мягкая, добрая, нам лучше подходила (позиции Невзорова не знаю).
Я - биолог-охотовед, и мне, как и всем биологам, нужно для того, чтобы согласиться с креационизмом (в частности, с сотворением человека Богом, и далее, творческой способностью человека как следствием его богосотворенности), порвать диплом и уйти из профессии. Пока оснований не вижу, Дарвин убедительнее.
То, что "действующие лица ... в подавляющем большинстве, православные христиане" - явная неправда. Если бы это было на самом деле так, в годы, когда весенняя охота покрывается великим постом, никто бы путевок не брал (окромя иудеев, мусульман, нигилистов и т.п.). Не всякий верующий - религиозен. (К слову: само выражение "подавляющее большинство" православию, по-моему, несвойственно, оно и сильнО тем, что ничего и никого не подавляет).
Уже не как биолог, а как охотовед я отдаю себе отчет в том, что современная православная иерархия (имею в виду РПЦ) против любительской охоты; я писал специальный запрос в Московскую патриархию, и протоиерей Чаплин мне это письменно подтвердил. Вот охоту светских князей (царей, императоров) православная иерархия всегда поддерживала.
Насчет Русского-Российского - исторические названия менять не надо, но искусственно "русифицировать" охоту башкир, калмыков, ненцев не нужно. И охотничья газета наша не Русская (вполне можно бы и такую учредить), а Российская.
И.Суслов написал, что творить способен только человек, сотворенный по подобию Бога. Это несправедливо по отношению к тем, кто не считает себя таким образом сотворенным. Кроме того, он превозносит как образец культурности охоты венценосных особ, частью вовсе чуждых самой культуре охоты. Для него Николай II - страстотерпец, и этого достаточно, чтобы все им сделанное было хорошо. Я помню, что для моих предков-крестьян Николай был Кровавый, как охотоведу мне известно, что при нем осуществлялась антидемократическая охотхозяйственная политика (вроде нынешней), как и в остальных сферах, что и привело к краху. И, как читателю дневников Николая II, мне известно, что в охоте он был полный ноль.
У И.Суслова - поверхностное навязывание идеи. В одной статье он превозносит Петра I за природоохранный указ, хотя во время его издания Петру было 14 лет, правила Софья, в другом он превозносит Византийское право перед Римским, явно не подозревая их прямой преемственности, здесь то же самое, с игнорированием очевидных фактов или сочинением небывалых (например, что охотились только русские простолюдины, а западные - нет). Печатать эти выдумки - неуважение к читателю, а, поскольку навязывается якобы православный взгляд, - и к иноверцам. Потому и реагирую, хотя быть может, и зря - выдумки у И.Суслова слабенькие, ни истории, ни культуры, ни богословия в них нет.
Сергей Матвейчук
Не способен Вас понять. Действующих охотоведов вообще хорошо если 1 на 1000 охотников, госслужащих и того меньше, с чего их на форумах должна быть половина?
Сергей Матвейчук
В большой части, действительно, есть внутренняя моральная сшибка, когда госслужащий принуждаем делать противное его профессиональным представлениям, а часто и человеческим. И когда такой госслужащий под псевдонимом высказывает свои квалифицированные, обдуманные возражения на форуме, это позволяет неподневольным участникам, которые сами бы до этих аргументов не дошли (вроде меня), ставить соответствующие вопросы перед верховным начальством. Поэтому пишущие под псевдонимом (вовсе не обнуляющем риски идентификации) делают полезное дело.
Юрий Любимский
Сергей, позволю себе немного написать в ответ, ни как от лица Всех Православных, а как человека заходящего в Храм.
Для начало кратко, Православный - это не только крещенный в Православном Храме, а тот кто посещает Храм для основных таинств: Исповеди и Причастия и старается жить по Закону Божьему.
Что касается запрета охоты, так он касается только клириков Церкви и то не везде. Человек по Закону Божьему имеет право распоряжаться жизнью животных, так что здесь нет ни каких проблем.
Что же касается вопроса весенней охоты, то я здесь уже писал об этом, но повторюсь - кратко. В свое время с этим вопросом подошел к священнику и он мне разрешил ходить на охоту.
Великий пост - это не просто время ограничений, но и время роста Души человека и будет лучше для человека, когда он находясь на охоте возносит молитву к Богу и Благодарит его за красоту созданного мира.
Что же касается о сотворении Богом человека, то под Богоподобием человека понимается то, что человек в отличии от Всего остального животного мира способен к Любви и Творчеству.
Нет ни какого противостояния Дарвин - Церковь, есть тиражированный миф, в свое время необходимый Советской Власти, сейчас тем кто видит угрозу в лице религии. Ведь религия не дает оскотиница, а разве обществу потребления нужны люди способные выделяться из серой массы и способные видеть Мир немного в других красках.
Вот и Мы охотники попали под пресс этого монстра - общество Потребления и Потребителей. Разве они нуждаются в Настоящем Охотнике? Им скорее всего нужен обыватель - потребитель...
Сергей Сорокин
Не хотел отвечать но коротко скажу, а то читатели подумают, что Вы во всём правы.
Я тоже биолог-охотовед (и не самый худший) и сотворение всего Богом оставим настоящим верующим, дипломы рвать не будем. Но и Дарвин многое напутал.
Население европейской части России, в подавляющем большинстве, славянское (тут и спорить не надо), т.е. принадлежит к христианскому (в основном православному) вероисповеданию и культуре, основанной на христианских ценностях. Но это не значит, что все веруют, конечно нет. Так что пусть охотятся спокойно, тем более РПЦ против охоты никогда не выступала, это выдумка, а мнение гражданина Чаплина - это его личное мнение.
Словосочетание "Русская охота" сложилось не сейчас, а очень давно, и ни один нормальный человек не вкладывает в это название принадлежность к одной нации. Как и многие другие, давно сложившиеся названия с упоминанием слова "русский"(география, литература и пр.) А РОГ называется Российской абсолютно правильно, т.к. страна называется Россия, а газета создана в новые времена. И никто "русифицировать" ничего не собирается, но изменять сложившееся тоже не надо.
Царей и Византию трогать не будем,- там всё сложно и неоднозначно.
Игорь Суслов не профессор богословия и, даже, не священник,он по своему видит ситуацию и может ошибаться в чём-то, но в его текстах я не вижу ничего отрицательного, скорее наоборот. Был бы он мусульманином, то ссылался бы на Аллаха и Коран, - и тут я не видел бы ничего для кого-то оскорбительного. А вот Вы, Сергей Павлович,, возможно не замечая этого, И.Суслова просто оскорбляете некоторыми высказываниями. Ну верит человек в Бога - только позавидовать можно, но не насмехаться.
Сергей Матвейчук
Ваше определение, вероятно, правильно, во всяком случае, совпадает с тем, что я читал. Например: "Многие священники утверждают, что людей можно причислять к православным на основании того, как часто они участвуют в церковных таинствах – исповедуются и причащаются. Левада-центр сообщает, что таких в России лишь 7%. А 24% православных вообще никогда не заходят в храм" (http://www.gazeta.ru/social/2012/12/17/4894681.shtml). Ну и где тут "подавляющее большинство" С.Сорокина?
Сергей Матвейчук
Юрий Владимирович, у Вас "Любви и Творчеству" - с большой буквы, как религиозные категории, у И.Суслова - с маленькой, как общечеловеческие. Есть разница.
Сергей Матвейчук
Только она? Тот, кто вне религии, на оскотинивание обречен?
Сергей Матвейчук
Речь не о канонических запретах, они (в толкованиях) распространяются, действительно, только на клир, а о нормах православных нравственности и благочестия, которые, в толковании современных иерархов РПЦ (а я только о них и говорю, не о Церкви в целом, не об ее Полноте), считают предосудительной любительскую охоту.
Сергей Сорокин
Я не понял, что Вы к посещаемости храмов прицепились? Или Вы действительно не понимаете, о чём речь? Я, вроде, ясно свою мысль изложил, прочтите ещё раз и не по диагонали.
Сергей Матвейчук
В.Чаплин отвечал мне не как гражданин, а как протоиерей, Председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, и отвечал на мое обращение в Священный Синод, который, согласно Уставу Русской Православной Церкви, уполномочен толковать нормы христианской нравственности и благочестия, и обращался я по поводу высказываний постоянного члена Священного Синода, который полагал допустимой только охоту для пропитания своих семей и помощи неимущим.
И протоиерей В.Чаплин ответил, на официальном бланке Московской Патриархии, что Высокопреосвященнейший Викентий абсолютно прав: «Охота может быть допустимой» «как промысел, направленный на добывание средств к существованию, в определенных пределах и территориях, при условии соблюдения экологического равновесия».
При этом я такой взгляд совершенно не осуждаю, иерархи РПЦ вправе иметь любой взгляд, занимать любую позицию. Но говорить, как это делаете Вы, что РПЦ против охоты никогда не выступала, - значит просто не знать ее позиции.
Сергей Матвейчук
Прочел. Мысль свою Вы изначально изложили ясно, но неточно - после поста Ю.Любимского о критериях православности (причастие и исповедь) Вы ее существенно уточнили: подавляющее большинство стало не за православными, а за славянами, которые, далее, в большинстве своем, принадлежат к православному вероисповеданию и культуре.
Вот эта ошибочная ясность, требующая множественных уточнений - с подавляющей православностью, с русской охотой и т.п., мне и не нравится, что у Вас, что у И.Суслова.
Сергей Матвейчук
Русская литература - ясно, произведения на русском языке. А "русская география" - это что? Я такого термина не знаю, а словосочетание как раз в идеологиях панславистского типа употребляется. Вот, у Ф.Тютчева:
Москва и град Петров, и Константинов град-
Вот царства русского заветные столицы...
Но где предел ему? и где его границы-
На север, на восток, на юг и на закат?
Грядущим временам судьбы их обличат...
Семь внутренних морей и семь великих рек...
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная...
Вот царство русское... и не прейдет вовек,
Как то провидел Дух и Даниил предрек.
Вам с И.Сусловым должно понравиться.
Сергей Сорокин
Вы уж сами не выдумывайте ерунду - " русская география". Слово "русский" в географических названиях найдёте, Вы словари любите, а тут ещё и интернет. Опять не так поняли? И славяне у Вас, значит в большинстве не христиане, а мусульмане и иудеи? Как Вас коробит от православия и русскости,словно Вы интернетовский сатанист.
Вы как-то в одном из комментариев обозначили свою национальность, хотя никто Вас не просил об этом. Так вот, если бы я, русский (извините за это), волею судьбы оказался гражданином Украины, я никогда не позволил бы себе публично обсуждать национальные вопросы украинского народа. Каждый народ разберётся с этим сам, без злобствующих иностранцев (и, скорее всего, иноверцев).
Сергей Матвейчук
Что и требовалось доказать. От ультраправославия до национал-шовинизма - полшага. Спасибо за иллюстрацию.
Юрий Любимский
Уважаемые Охотоведы, давайте остановимся и начнем искать не то, что нас разделяет, а то, что нас Всех может Объединить.
Я не богослов, а простой человек, охотник и совсем не важный Христианин, но постараюсь ответить на заданные вопросы, по мере своих знаний и опыта.
Мои критерии Православности строго соотносятся с понимание Церкви, но это не дает мне права говорить, что остальные не Православные.
Подавляющая часть населения была Крещёна и вполне возможно, что кто то из них, на разных этапах своей жизни вернётся в лоно Православной Церкви. Кто то придет в Храм по велению сердца может, кто то обратиться к Богу перед ликом смерти, а может и кто то станет мучеником за Веру - мы не знаем Промысла Божьего о каждом из нас.
Каждый из нас несет в себе частичку Великой Русской культуры, которая имеет глубокие корни и тесно связана с Православием. Сама Россия возникла благодаря Крещению и приобщению к Православной Вере.
Много всего было в истории и нам необходимо учиться на прошлых ошибках, что бы вновь не наступать на одни и те же грабли.
Я не собираюсь, здесь доказывать бытие Бога, хотя есть очень интересные мысли у Канта и многих других философов.
Особенно мне нравиться, доказательство построенное на Свободе человека. Смысла в этом нет, потому что у каждого свой путь и Мы Свободны его выбирать...
Слово Религия имеет несколько этимологий. Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину) Слово Религия также можно разделить на две составляющие; "Р" - возвратная частица и "Лого" - связь, отсюда логично выходит - Взаимосвязь с Богом (божками или духами). Более подробно вдаваться не будем.
То, что религия включает свод моральных норм, правил поведения, все это является неким фильтром и не позволяет человеку иметь некоторую морально - нравственную планку. Атеизм - это тоже в не некотором смысле вера в то, что Бога нет. Но если человек образован и имеет представления о морали, чести, достоинств, уважении и соблюдает эти критерии, то к нему не возникает вопросов. Он имеет чувство такта и уважает выбор другого человека, что естественно не хватает воинствующим атеистам.
Есть замечательные строки Иосифа Бродского:
Есть Истина. Есть вера. Есть Господь.
Есть разница меж них. И есть единство.
Одним вредит, других спасает плоть.
Неверье - слепота, а чаще - свинство.
Если кого обидел, то в суд пожалуйста подавайте на него, но здесь каждая строчка несет глубокий философский и нравственный смысл.
Совсем другое понимание мира нам навязывает современное общество потребления, где во главу угла поставлены инстинкты и совершенно не интересны Духовные грани человеческой души.
Разве мы не наблюдаем духовную, нравственную деградацию населения? Разве не об этом часто пишем, когда осуждаем не корректное поведение на охоте наших коллег.
Общество заболевает и эта болезнь Духовная, иначе не было такой бездны между людьми.
Священники, отцы Церкви, они тоже вышли из этого общества и несут на себе печать некоторых общественных штампов и на ту же охоту в том числе.
Уже поколение выросло на фильме "Особенности Национальной Охоты" и многие соотносят увлечение охотой, только с персонажами данного фильма. Когда людям рассказываешь о другой Охоте, о которой писали наши классики, об удивительных людях, они искренне удивляются, что мир охоты многогранен и интересен.
Вполне возможно, что отец Всеволод Чаплин, несет в себе это представление (штамп) об Охоте. В истории Православной Церкви были случаи, когда и Святые Отцы ошибались и Церковь это признает.
Для меня этот вопрос решен и скорее всего если бы рядом с Всеволодом Чаплином был человек, который поведал бы ему об настоящей Охоте, ответ был бы другой и цитату он нашел бы иную.
В любом случае, этот частный вопрос и любой верующий Охотник может решить непосредственно с духовным наставником.
Спасибо, что выслушали. Желаю Всем мира в Душе!
Сергей Матвейчук
С И.Бродским судиться смысла нет никакого, даже если бы кто-то собрался, и не потому, что он умер, а потому, что он был похоронен на протестантском участке кладбища, поскольку на католическом и православном не разрешалось хоронить людей без вероисповедания, к которым И.Бродский и принадлежал (свинья, одним словом).
Иван Ларионов
Надеюсь,Вы уже написали в "завещании" или на словах сказали своим близким, чтобы Вас после смерти в Храме не отпевали, и к Земле не предавали, а лучше ваше "бренное" тело отдали "на опыты" последователям Дарвина, дабы быть до конца верным Материалистическому учению! Прошу прощения, что встрял. Не красиво это!
Сергей Матвейчук
Дарвин тянул с публикацией "Происхождения видов" - не хотел семью глубоко верующую огорчать. Я и не думал, что в наше время увижу целую компанию людей - не веганов прыщавых, а взрослых, охотников-натуралистов, читающих и пишущих, которые не представляют себе, что знание (например, эволюционного учения, которое они путают с материалистическим) может не противостоять вере, что вера и религия - разные вещи, и что не всякий соблюдающий обрядность - верующий, как не всякий верующий - религиозен, что существуют не только верующие и атеисты (а есть, например, агностики), и много других вещей, и все это они будут писать в комментариях к статье "Размышления о культуре", и, подчеркивая свою православность, одновременно злобиться не по-христиански (кроме Ю.Любимского, он похож на реального верующего). Обалдеть! Спасибо. Знал бы, что это возможно, не стал бы, наверное, вас огорчать. Было очень интересно. Стало понятнее, почему здесь так мало комментаторов.
Юрий Любимский
Я надеюсь, что не смотря на некоторые разногласия, Вы будете участвовать в обсуждения статей и предлагать свои идеи, выражать свои мысли. Ну а споры - куда Мы без них и слава Богу, что Мы все разные.
Сергей Матвейчук
Пока не банят. Естественно, буду. Для споров по существу, для поисков решений есть другие форумы и издания, здесь интересен сам дух, атмосфера, замечательно обскурантистская. Подобные обсуждения ни на каком другом охотничьем форуме, мне известном, невозможны.
Борис Соколов
Однозначно очень интересно, причём, без иронии, а по поводу малого кличества комментаторов, могу сказать, что я лично не участвовал в религиозной части дискуссии просто потому, что в каждом комментарии уже находил что-то, касающееся себя лично и находящее отклик в душе. К примеру, в Вашем постулате "не всякий верующий - религиозен" безусловно увидел себя, при этом позиция Любимского, а в особенности то, как он её формулирует мне очень близка. И вообще, эту получившуюся религиозной дискуссионную ветку очень полезно бы почитать тем, кто в силу своего ограниченного видения мира и нежелания вникать в охотничью тематику, видит в охотнике легализованого кровавого маньяка с ружьём либо в охоте - глупую примитивную забаву.
Сергей Сорокин
Вот так, товарищи православные, все мы, оказывается мракобесы. Вы, Сергей Павлович, говоря об ультраправославии и национал-шовинизме, забыли главное обвинение - в антисемитизме. Это уже так принято.
Сергей Матвейчук
Говоря о малом числе комментаторов, я не только эту тему имел в виду, а весь форум - дюжина, ну полторы постоянных комментаторов.
Согласен, что тема интересная, жаль, развернуть ее не получилось. Попробую отправить в редакцию свое обращение в Священный Синод и ответ протоиерея В.Чаплина, но что-то мне подсказывает, что не опубликуют. Посмотрим; если опубликуют, будет о чем поговорить.
Сергей Матвейчук
Антисемитизма здесь не видел, что, действительно, для национал-шовинизма необычно. Был в Москве у меня знакомый коллектив, те с антисемитизма начинали, и уже отсюда приближались к тому, что малороссам в застолье нужно меньше наливать, чем великороссам. А здесь не видел. Хотя, думаю, если бы еврей Вас так огорчил, как я, за Вами бы не заржавело.
Борис Соколов
На мой глубоко субъективный взгляд ( ИМХО, пропади они пропадом эти интернетовские абрревиатуры), малое число постоянных комментаторов здесь во многом объясняется НЕ примитивностью суждений, НЕ убогостью (в подавляющем большинстве) высказываний и формулировок и вполне ощутимой глубиной многих тем. Интернет испортил людей (где-то я это уже слышал) - они не хотят и опасаются глубоко вникать, работать не только мозгами, но и душой.
Это не значит, что на других форумах и сайтах не так, Боже упаси, но любой форум объединят людей по некому ощущению духовного родства, даже, если они цапаются не на жизнь, а на смерть.
Есть интеренет-ресурсы, где малое число участников объясняется атмосферой снобизма, но это не тот случай.
P.S. С огромным интересом бы прочёл такое обращение. Попробуйте.
Юрий Любимский
Сергей, тогда точно придется углубляться в философию, богословие, с цитатами отцов церкви и философов.
Понимание устройства мира, место человека в этом мире и понятие о Боге очень разнообразно в разных религиях и обществах.
У гностиков это одно, у агностиков другое и совершенно по другому видят мир пантеисты и монотеисты.
Хотя на мой взгляд - это может быть и не столь интересно охотникам.
Сергей Сорокин
Вот несколько дней назад сидели втроём - я и два моих близких друга, один татарин (биолог), второй еврей (доктор) и поминали общего нашего товарища,40 дней было как раз со дня его смерти. Он не дожил немного до 50-ти лет (тромб), т.е. на 8 лет меня младше. Так вот этот друг записан мною, как мой крёстный отец (крестился я в 1995г). В феврале того года, ночью, при -28 я провалился под лед на снегоходе, выбраться из полыньи (на течении) не мог, сумел только рукава приморозить (чтобы было кого хоронить) и отключился. Без подробностей - спас он меня, сам рискуя.Западным украинцем он был.
Огорчить меня трудно, но если кому-то удастся, то в репу заеду, невзирая на национальность. Я человек строгий.
Так что выводы, сударь, не спешите делать.
Борис Соколов
С Вашего позволения, маленькая иллюстрация, которую привожу с удовольствием, ибо сам из тех, чей адрес Советский Союз.
Несколько лет назад сидели мы за столом с представителями одного из деловых партнёров, один из которых был, что называется, чистокровный татарин. А директор нашего завода - чистый немец из поволжских, хоть и по отчеству Петрович.
По окончании застолья (все чуток в подпитии были) татарин наш ласково чмокнул немца в нос и сказал: "Да, Петрович ! Хорошо мы тогда (в 45-м) немцам...дали!"
Понял, что не политкорректен и исправился: " Но ведь ты, Петрович, наш человек, верно ?!"
" Да ваш,ваш !" - улыбнулся немец.
" Вот ! - сказал татарин немцу, - А нас с тобой, русских, хрен , кто победит !"
P.S. "Жизнь всегда серъёзна, но жить всегда серъёзно нельзя". Гилберт Кит Честертон.
Сергей Матвейчук
Про "репу" в сети всегда смешно звучит. А выводов я и не делал - только предположение ("думаю").
Сергей Матвейчук
Что отвращает от статей И.Суслова - навязчивая, искусственная "православизация", в данном случае "христианизация" любой темы, за которую он берется. Ну как можно писать, что "культура – это та искусственная окружающая среда, которую создает вокруг себя человек, созданный по образу и подобию Божию, следовательно, способный к творению"? Ведь отсюда прямо следует, что все язычники, атеисты, члены конфессий, не поддерживающих идеи богоподобия человека, абсолютно творчески бесплодны. Ладно И.Суслов со своим православным шовинизмом, но как редакции-то не совестно обижать других охотников? Ну не все православные, не все христиане, не все считают, что человек Богом сотворен. Кто в здравом уме может сказать, что у северных народов не было охотничьей культуры?
К тому же, совершенно очевидно, что сам И.Суслов от элементарной культуры далек и приобщаться к ней не собирается, ему воцерковленности достаточно. Ну что бы взять да почитать саму Екатерину II, она ведь открытым текстом пишет, что охота ей нужна была только для того, чтобы на лошади в новом наряде поскакать, с текущим любовником пообщаться и нового присмотреть, или дневники Николая II, где он изо дня в день меланхолично записывает, сколько ворон и собак застрелил. Это что, образцы охотничьей культуры? О выводах говорить смысла нет.
Юрий Александров
Игорь, не обижайся, но от статьи к статье стала просматривается надуманность темы. Если не секрет, в отставку вышел, время писать появилось? Уж больно много в последнее время публикаций в охотничьих изданиях. А по последнему материалу, что это за аристократы из офицерской среды...
Эд Яшин
У старшего поколения-которое должно передавать традиции и культуру---ненависть к сегодняшним привилегиям гос.структур к чиновникам от охоты,да и много к чему.Вот это они и передают начинающим.
Сергей Осокин
На одном из охотничьих телеканалах видел сюжет о принятии охотника из России в какой-то орден охотников (св. Губерта??). После богослужения по католическому обряду сам поп накинул темно-зеленую мантию "охотничьего образца", взял в руки меч и посвятил им коленопреклоненного неофита в "рыцари" этого ордена. Неофит лет под 50 был одет в светло-зеленую мантию новичка. При том, что я не являюсь поклонником какой-либо религии, меня покоробила театральность этого действа внутри церкви. Кроме того даже через экран чувствовалась растерянность этого посвящаемого, а из-за незнания языка он выглядел, мягко говоря, нелепо. Кроме того, ему пришлось отвалить некую сумму для ускоренного прохождения стадии имаго. А православный начетчик заметил бы, вероятно, и вероотступничество, и греховность преклонения колен перед пастырем-папистом. Короче, на мой взгляд "такой хоккей нам не нужен". Поэтому он пока и не приживается в бывшем государстве рабочих и крестьян. Для аристократии второго-третьего поколения эти игрушки будут наверное более востребованы.
Юрий Любимский
Я допустил ошибку, следует читать; - То, что религия включает свод моральных норм, правил поведения, все это является неким фильтром и позволяет человеку иметь некоторую морально - нравственную планку.
Что же касается духа Православия и чувства Живой веры, то что бы это почувствовать советую прочитать книги Ивана Шмелёва - "Лето Господне" и "Богомолье". Увидеть мир глазами ребенка, побывать в старой Москве, встретить Рождество, Крещение и Пасху.
Есть еще небольшая книжка Ф.Е.Мельникова (С.Лавров) "Яко с Нами Бог" диспут простого деревенского пасечника с атеистом, довольно интересно...
Завершить хочется стихами:
Случайно ничего не происходит -
Вселенная точна до мелочей.
Глухая ночь на смену дня приходит,
Дождинка - осени, весне - ручей.
Все не случайно в мире, не случайно!
Не ускользнет ничто в небытиё.
Пусть многое от нас сокрыто тайной,
Но воздается каждому - своё...
Непостижимо. Но - закономерно...
Всему и вся приходит свой черед...
Приход, расход, все точно, соразмерно...
Одно прибудет, что-то отомрет.
Любая встреча, эпизод, разлука,
Все не случайно, все не просто так.
Все, что дано - имеем по заслугам,
И всякий случай - это высший знак!
Один теряет, а другой находит,
Кому-то падать, а кому-то взмыть.
Случайно ничего не происходит -
Случается все так, как должно быть!
2 ответа
Филипп Стогов
Все правильно, Юрий! Извините, что встреваю, но всем кто хочет почувствовать, что Рождество это действительно Великий Церковный Праздник, который не преращается после выхода из храма, советую встретить его во Львове. Да, служба (7 января) идет на украинском языке, но мне смысл был понятней чем на церковно-славянском в России. Почему именно советую Рождество,а не Крещение или Пасху - Рождество приходится на каникулы, но о ж.д билетах следует позаботиться заранее.
Юрий Любимский
Рождество Прекрасный Праздник, но сколько уже копий переломано о сроках его Празднования - суета это все.
Нет ни чего прекрасней для Души верующего человека, встретить Рождество зимней тихой ночью, под перезвон колоколов и запах ели и не стоит его объединять ни с новым годом, ни с католическим рождеством.
Но самая отличительная черта России от Европы, это то что Европа цивилизация Рождества, хотя там уже смутно представляют,что они праздную.
Россия - цивилизация Пасхи, цивилизация Воскресения - в этом и есть наше отличие от остальных народов, мы впитали это и поэтому живем немного по другому и соответственно видим, чувствуем мир по иному.
Главный Православный Праздник Пасха - Воскресение Христово. Смерть не властна на Жизнью. Душа бессмертна.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!
И еще все религии говорят; - сделай то или это, и тебе в замен будет то то. В Христианстве все наоборот, тебе по крещении дается полная Чаша Жизни и твоя задача идя по жизни не расплескать её. Мы свободны сами выбирать свою дорогу и как правило в том жизненном пути многое теряем из этой чаши наполненной Благодатью.
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры... но о ней не просит...
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
"Впусти меня!- Я верю, боже мой!
Приди на помощь моему неверью!.."
Федор Тютчев
Борис Соколов
Юрию Любимскому - спасибо и +1000 !
Юрий Александров
Тов. охотники, что вы в обсуждение религии ударились, других более важных дел что ли нет. А истино верующий оскорблять других не будет. Соблюдать обряды, это далеко ещё не вера. Живите и общайтесь по-человечески.
6 ответов
Юрий Любимский
Юрий, поддерживаю Ваше предложение и Всем желаю Взаимоуважения и Взаимопонимания, надеюсь, что наши совместные усилия помогут Российской Охоте.
Нас объединяет самое главное - ЛЮБОВЬ к ОХОТЕ и ПРИРОДЕ!
Прошу меня извинить за то, что позволил отклониться от темы...
Иван Ларионов
В данном случае,Юрий, я с Вами полностью согласен.Общаться нужно по-человечески, и относится уважительно к людям, пусть даже непоследовательным в вопросах религии и веры.Милосердие и великодушие всё больше становится "дефицитным".Даже здесь это чувствуется. Лет 10 назад, сам терзался и метался в вопросах веры.Был крещён православной церковью, но ведь был и много лет комсомольским "вожаком" пусть номинально? Сразу стать сугубо верующим, как наша верховная власть (на Рождество по телеку поклоны "ложит" только так!) - совесть не позволяет, и присягу давал в верности идеалам коммунизма.Долго не мог своё место найти, пока не умер академик Гинзбург.Вопреки всеобщему "движению" всех к Богу остался атеистом.И человеком был уважаемым,любимым многими, дай Бог каждому иметь такое великодушие.Вот я и принял для себя его, пусть спорное, мировосприятие.Хотя участвую в восстановлении сельского Храма, и сам находясь в церкви крещусь, т.к. это УВАЖЕНИЕ твоё к окружающим.Да и в писании сказано: "Узнаете по делам их..."
Юрий Александров
А что кричать так громко о своем православие и веры в господа. Делайте добрые дела молча и не ждить похвалы. Скоро "настоящее" открытие, так что давайте ближе к делам охотничьим.
Сергей Матвейчук
Для меня главная его черта - мужество. Весь на аппаратах, продувках, 90 лет, и говорит: давайте спорить, жалеть не надо. Но он был Нобелевский лауреат по точным наукам, его атеизм, вовсе не воинствующий, понятен, но для биологов, мне кажется, это слишком. Он, я думаю, действовал по английской поговорке - "чтобы выпрямить кривую палку, нужно перегнуть ее в другую сторону". Человек великий и одновременно живой, что редкость. Разделяю Ваше восхищение им.
Иван Ларионов
Вы снова,меня не поняли, такое впечатление Вы читаете "по диагонали", наверное чтоб время иметь сразу на всех статьях "отметится".Раннее уже говорил, что "я сам не шибко верующий", но восстановлению православной духовности и веры всячески, в меру сил и способностей" - содействую.Так-как давно пришёл к тому, что 1000-летняя история нашего с Вами Отечества бок о бок с православием - это не спроста! И всего 100 летие "безбожия" оборачивается такими "тяжкими духовными недугами", которые вот,вот могут вылиться и в "телесные муки". Церкви и Храмы непременно надо восстанавливать, может это единственное за что нас потомки, будут вспоминать и ценить. "Мол, были в массе безбожники, но после себя Храмы восстановили!" Прошу у Всех прощения,что снова "скотина" встреваю. Обсуждение пошло в конструктивном,"правильном" русле, к которому мне добавить нечего, только "плюсики" выставить! Что с удовольствием и делаю!
Юрий Александров
Как заразительны выражения Сергея Сорокина. Это моё общее пожелание, скорее случайно, чем намеренно, "прицепившееся к Вашему комментарию.
Евгений
"Именно этим человек отличается от всех животных: животное приспосабливается к окружающей среде, а человек окружающую среду приспосабливает под себя."
"Ага", усмехнувшись сказали бобры и пошли строить плотину... ;)
Юрий Любимский
Вот читаем строки наших комментариев и забываем, о самом главном, что нас всех связывает - о Великом Русском Языке. Немного строк посвященных Русскому языку:
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нём воркованье голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу - выше, выше.
Берёзовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше…
Константин Бальмонт
Филипп Стогов
"Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких,
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный"
И. Бунин
И это то же часть Русской Охотничьей Культуры
Юрий Любимский
А вот замечательные стихи моего земляка Сергея Есенина:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".
Гляну в поле, гляну в небо -
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.
Снова в рощах непасеных
Неизбывные стада,
И струится с гор зеленых
Златоструйная вода.
О, я верю - знать, за муки
Над пропащим мужиком
Кто-то ласковые руки
Проливает молоком.
Сергей Осокин
Приятно когда люди так горячо перживают над "Размышлениями об истории культуры охоты в России". Вплоть до чистки "реп" с элементами шовинизма. Не откажу себе в удовольствии, припав к стопам мудрости спорящих корифеев, процитировать: "Славяне – народ столь могущественный и страшный, что если бы они не были разделены на множество поколений и родов, никто в мире не мог бы им противостоять» (Аль-Бекри, VIII век)"(!).
Не могли бы уважаемые форумчане, совместно, с высококультурных позиций определить признаки "русской охотничьей культуры"? В чем ее отличие от других охотничьих культур, в частности от упомянутых автором? В дальнейшем эти признаки могли бы стать предметом некоего "Кодекса" русской охотничьей этики или культуры, который можно было бы продвигать среди людей получивших ОБЕФО в последние годы и не прошедших горнило кандидатских стажей и придирчевых комиссий Обществ.
8 ответов
Юрий Александров
Судя по коллективным охотам "правильных" охотников из Сафари-клуба на фазанов, это как можно больше поглотить крепких напитков, предлагаемых устроителями, между загонами.
Сергей Матвейчук
С "высококультурных" позиций - вряд ли, а с естественнонаучных - попробую, опираясь на Ф.И.Тютчева, автора приведенного выше стихотворения "Русская география". Ф.И. говорил (в начале 1860-х, в пору конституционных ожиданий): "Конституция у России есть и всегда была - это ее география". У немца есть свобода дома - "мой дом - моя крепость", русскому (россиянину) нужна воля - свобода+пространство, и она у него есть. Отсюда и отличия. У них охота - стрельба, у нас - преследование и выслеживание (плотность дичи - в разы меньше). Но главное в российской охотничьей культуре - ее объективно обусловленное разнообразие, наличие нескольких субкультур. Еще С.А.Бутурлин описывал разность охотничьей этики в пристоличье и в Приангарье, обе этики хороши, поскольку адекватны обстоятельствам. В общем, отличительный (хотя и общий с Канадой, США с их Аляской и Гавайями) признак "русской охотничьей культуры" - ее географическое, этническое и прочее разнообразие, и, естественно, толерантность и резистентность субкультур друг к другу.
Борис Соколов
Понятно, что ни один признак русской охотничьей культуры не может быть признан безоговорочным и однозначным, из любого будут исключения и найдутся факты, опровергающие его или противоречащие ему. Не стал бы также резко акцентировать внимание на отличиях от других национальных культур, так как нет ничего плохого или странного в единообразии некоторых признаков для разных, так сказать, миров - русского, англосаксонского, германского, любого иного.
Если же говорить о Кодексе русской охотничьей этики и культуры, то замечу, что любой кодекс начинается с определения неких фундаментальных понятий, целей, сферы применения... Словом, с преамбулы. И здесь вполне можно было бы оперировать такими признаками, как (к примеру, ничтожная часть перечня, разумеется):
Романтизм. Вряд ли ещё в какой цивилизованной стране мира охотники целенаправленно уделяют так много внимания своему духовному и физическому слиянию с природой, "диким" ночёвкам и многодневному проживанию вдали от удобств цивилизации. Два-три европейских охотника, посмотрев несколько фото-видео материалов, помню, сказали мне : "Да ты что ?! Мы бы там не выжили!".
Созерцательность. Чисто эстетическое (душа просит !) наблюдение за природой, ощущение её. Один мой друг зачастую может вдруг присесть на пенёк или на траву и сказать :"Давай просто послушаем лес !"
Уважение к добытой дичи. Думаю, что вряд ли где ещё охотники уделяют столько внимания именно самостоятельной разделке и использованию дичи по назначению, т.е. в кулинарных целях...
Трудолюбие. Ну, где ещё, интересно, охотники столько времени и сил отводят на самостоятельную подготовку условий и средств охоты (засидок, скрадков, окопов, лагерей, охотничьих заимок, снаряжение патронов и т.д.?)
Продолжим ?
Филипп Стогов
Я бы выделил также стремление, особо выраженное у лаечников, к уединению (далеко не всем нравятся коллективные охоты) и самостоятельности: самому натаскать собаку, подготовить подсадную, самому найти, к примеру, тетеривиный ток и поставить шалаш из подручных средств, а не купленый в магазине. Из-за этого, в частности, весь "сыр бор" с навязанной оплатой за услуги.
А рыбаки. Никто в мире, кроме жителя России не будет делать "уловистую" блесну из мельхиоровой ложки, несмотря ни на взбучку от жены, ни на изобилие различных блесен, в том числе и раскрученных забугорных.
Счастлив, по своему, конечно же, тот кто родился и живет в России.
И анекдот (извините, если с бородой), но о различии культурных ценностей. Француз, американец и русский закусывают после парилки:
- француз: у нас ценностями считается одна вилла, одна ферма и одна любовница;
- американец: у нас круче, две виллы, две фермы и две любовницы;
- русский: не, у нас в России все проще - одни вилы на две фермы и люби кого хочешь.
Сергей Осокин
М.б. "Самостоятельность"? Или "Независимость"?
Борис Соколов
Думаю, у Филиппа хорошо сформулировано: склонность к уединению. Хотя к себе это не отношу - просто не люблю радоваться в одиночку, ценю некий тонкий, эмоциональный контакт с другом (друзьями).
Филипп Стогов
С друзьями (другом) да, это понятно, но Борис, вспоминаю Ваш фильм и последнюю стоянку - подальше от мотоциклистов с магнитофонами - мой подход. Но для меня охота - это таинство, единение с природой и даже охотясь на тяге с сыновьями расходимся по полянам метров за 200-ти друг от друга, хотя можно стоять и на одной, благо места хватает.
Борис Соколов
Понимаю и соглашаюсь с каждым словом. А таинство - вот уж точно, на той же тяге я так же поступаю!!! Кончено же, нет ничего однозначного. Видимо, я должен был сформулировать так: "с очень близким по духу человеком и подальше от "мира" " :)
Сергей Сорокин
Абсолютно согласен с Сергеем Павловичем и Борисом Сергеевичем. Только на все надо наложить один и отрицательный момент. Я писал как-то об этом, но повторюсь - эффект больших территорий. Это сам термин напросился мне очень давно для определения поведения наших людей на природе. Смысл простой - здесь нагажу, так вон ещё места сколько, лес поджег - так много ещё осталось, сеть поставил - так рек и озер ещё много, лося завалил - а там вон еще есть. Причем у сельских жителей это проявляется в гораздо меньшей степени, чем у городских, но все равно присутствует. А на севере это усугубляется психологией временщика, - дескать мы тут поработаем, а потом уедем жить на юга. Но большинство едет только до местного кладбища. Но психология остается. И это не только у нас, похожее есть в Канаде, на Аляске( беседовал на эту тему не раз со знакомыми жителями их тех мест), может не в той степени. Вот заходишь в лес и впечатление такое, что люди, перед выходом за грибами, ягодами, на рыбалку, зашли на помойку, набрали всякого мусора и в лес отнесли. К охотникам это относится в меньшей степени, но ой как далеко не ко всем. Можно подробней, но думаю что написал понятно. И учитывать это надо не только по обсуждаемой здесь теме, но и вообще всегда.
Сергей Осокин
Итак:
1. "...объективно обусловленное разнообразие, наличие нескольких субкультур" м.б. Самобытность? Или-все же этногеографическое разнообразие?
2.Романтизм
3.Созерцательность.
4.Уважение к добытой дичи
5.Трудолюбие -
6.Неряшливость - точно подмечено (!).
7. Учитывая позицию автора добавил бы "Простота" как отсутствие картинности-театральности.
8. Единение - как взаимовыручка и взаимоуважение без оглядки на социальное неравенство ."На охоте и в бане все равны". О таком в других культурах не слышал.
9. Щедрость или бескорыстие. Как-то оставление припасов "прохожим" в избушках Урала,Сибири и Кавказа, а также при дележе добычи(встречается реже).
4 ответа
Сергей Сорокин
Неряшливость? - может не совсем такое определение подходит, неряха - он во всём такой. Так нет, в домах чистота, в одежде тоже, а как на природе оказались - ну словно это другие люди. Делаешь замечание - никто ни разу не возмутился, все всё понимают, но чище не становится. По сравнению с остальными, положительными качествами это вроде мелочь, но уж больно это в глаза бросается.
Борис Соколов
"Неряшливость" не совсем то, верно. И одним словом не обойтись, как в прекрасной, на мой взгляд, формулировке "простота как отсутствие картинности-театральности". Может быть, "небрежное отношение к чистоте угодий" ?
Сергей Осокин
Свинство? Но уж больно ругательное слово.
Борис Соколов
Да-с, для кодекса не годится :)) Второе чтение не пройдёт...
анатолий евменов
. Сразу и не поймешь, сайт ли это охотников или священников. Русь была языческой, затем крестили, а какая вера истинная теперь уже наверное и Боги запутались..А насчет посещения храмов:у нас туда сейчас ходят даже бывшие полковники КГБ.Я предлагаю вариант проще.Мой дед, мне не родной(от этого я уважаю его не меньше) когда то говорил:" НЕ ДЕЛАЙ ЧЕЛОВЕКУ ТАК,КАК ТЫ НЕ ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ ОН СДЕЛАЛ ЭТО ТЕБЕ".Вот так и предлагаю всем жить и верующим и атеистам.