Изображение Охотники, не молчите!
Изображение Охотники, не молчите!

Охотники, не молчите!

Конец света переносится. Значит, будем жить и охотиться. Хотелось бы поговорить о том, каким выдался прошедший год, подвести некоторые итоги и подумать о будущем. Прежде всего о переменах политических. Что бы ни говорили за и против радикально и либерально настроенные сограждане, но они есть – выборы, митинги, дебаты, публичные выступления разных представителей и упрощенная регистрация партии.

Власти «осчастливили» охотников новыми Правилами охоты. Уж как хотелось чиновникам выгнать охотников весной при охоте на гусей за 1 км от весеннего разлива на основных реках и озерах – не получилось.

Протесты ученых и простых охотников при поддержке охотничьих СМИ заставили г-на Берсенева отказаться от этой затеи. Но ему удалось сократить весеннюю охоту с 16 дней до 10, записать в Правилах, что можно использовать автомобили, лодки и авиасредства для выслеживания охотничьих животных, но без стрельбы.

«Порадовали» нас чиновники от охоты и депутаты Госдумы и законопроектом № 494994-5 о внесении изменений в Закон «Об охоте…», но таких несущественных, что о них и говорить не хочется. Правда, пока дальше принятия его в первом чтении дело не пошло.

Президент В. Путин 18.09.12 подписал «Перечень поручений» Правительству РФ по вопросам рационального использования природных ресурсов, охраны объектов животного и растительного мира с конкретными задачами и сроками исполнения. На основе «поручений» президента в МПР быстренько написали «Стратегию», которая смахивает на сочинение ученика 10 класса – обо всем, а конкретно ни о чем. И снова ученые, специалисты охотничьего хозяйства и рядовые охотники вынуждены доказывать несостоятельность «Стратегии».

В конце декабря 2012 г. достоянием ученой общественности и охотников стало сообщение о том, что «состоялось заседание Общественного совета при МПР». Директор Департамента геополитики и регулирования в области геологии и недропользования МПР Алексей Орел доложил о подготовленной министерством Госпрограмме РФ «Воспроизводство и использование природных ресурсов на 2012–2020 годы».

Программа включает в себя подпрограммы: «Использование водных биоресурсов», «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр», «Воспроизводство и использование охотничьих ресурсов». Складывается впечатление, что «Стратегию» до 2030 г. уже выполнили? Директор Департамента охоты МПР А. Берсенев доложил Совету о проекте постановления Правительства РФ «О федеральном государственном охотничьем надзоре». Да-а! Работа чиновниками МПР проделана, прямо скажем, «огромная», и ее можно измерить только «тонно-километрами» исписанной бумаги.

Антон Евгеньевич, а президент в «Перечне поручений» срок-то указал к 15 ноября 2012 года. Вот так у нас в стране все и делается. Руководитель государства дает поручения, распоряжения, указывает сроки их исполнения, а они тонут в болотной пучине чиновничьего аппарата.

Но не все так уж плохо в нашей жизни. Порадуемся за рыбаков. Глава Росрыболовства А. Крайний объявил: «За так называемый подход к воде деньги брать запрещается». Вот бы и охотникам так! Собственно, а кто нам запрещает охотиться на водоплавающих, болотно-луговую, полевую и боровую дичь, зайца и лису бесплатно? Я еще раз обратился к статье 9.1. Конституции РФ, где говорится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Закон «Об охоте…» мы все ругаем. А. Берсенев даже предложил нам подумать, куда поставить запятую в нем, чтобы охотникам стало жить легче.

Однако «плохой» закон статьей 14.3. определяет: «Любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 1. Ст.20 настоящего Федерального закона».

По поводу услуг Закон «Об охоте…» в статье 1.12. конкретно определил: «Услуги в сфере охотничьего хозяйства – услуги, оказываемые охотникам, услуги по изучению охотничьих угодий и иные услуги, определяемые в соответствии с общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции, услуг». В путевке, как в договоре, указываются услуги, нужные охотнику, а не навязанные ему охотпользователем.

Налоговый кодекс определил, что ставки сбора взимаются только за охоту на копытных, медведей и некоторых птиц, таких как глухарь, тетерев и др. Надеюсь, что я убедил в первую очередь самого себя и остальных охотников в том, что Закон «Об охоте…» и Налоговый кодекс четко определили, за что надо платить.

В подтверждение своих слов приведу высказывание Е. Ершова (МГО ВФСО «Динамо») из статьи «Живоловушка для охотника» («РОГ» № 46, 2012): «В соответствии с законодательством охота без обслуживания в закрепленных угодьях (общественных, частных и государственных) представляется как вид услуги по бесплатным госразрешениям на массовые виды и платным путевкам». Мне думается, что г-ну Ершову надо было бы указать:«и платным путевкам за оказываемые услуги». А в данной им трактовке закона заметно некое лукавство.

Изображение Фото Евгения Ануфриева
Фото Евгения Ануфриева 

Теперь зададимся вопросом: «Почему охотпользователи торгуют тем, что им не принадлежит?» Ответ первый: попустительство государственных органов власти. Мы же вступили в «базарные» – ой! рыночные! – отношения: торгуй кто чем может, и даже совестью. Второй ответ мы часто слышим в вопросе руководителей обществ охотников: а на что содержать охотничьи хозяйства? Задача нелегкая. Я по этому поводу высказывался не раз.

Повторюсь: изучите опыт Ленинградского общества охотников, просчитайте, во что хозяйству (хозяйствам) обойдется введение бесплатной охоты для членов общества. Если потребуется повышение членских взносов, обсудите с членами обществ необходимость этой меры – охотники поймут. Только не лукавьте и не лгите. Продумайте перечень услуг, от которых охотник не откажется: шалаши, чучела уток и гусей, подсадные, лодки, проживание, транспорт и др. А для не членов общества – все по остаточному принципу и за плату.

Я обращаюсь главным образом к руководителям обществ охотников: Э. Бендерскому (РОРС), В. Павлову (ВОО), Е. Ершову («Динамо»), В. Кирьякулову (МСО МООиР). Мы их выбирали – значит, посчитали людьми ответственными. Я понимаю, да и большинство простых охотников осознают, что мы можем охотиться только в своих приписных хозяйствах. В частных нас не ждут. Поэтому, критикуя руководителей обществ охотников, мы должны всячески им помогать в перестройке работы общества (союза). Да, в их работе много ошибок. И мы вправе на них указывать и требовать их исправления.

Я обращался и снова обращаюсь к охотникам с призывом: не спешите выходить из своих обществ! Надо всячески стремиться сохранять свои угодья. Так уж мы устроены: что имеем – не храним, потерявши – плачем.. Я не раз критиковал председателя МСО МООиР В.М. Кирьякулова за ценовую политику, но тем не менее ставлю ему в заслугу, что он в сложных условиях рынка сумел сохранить 70% охотничьих угодий Подмосковья.

А. Бонч-Бруевич («РОГ» № 52, 2012) видит выход в объединении охотников в «Единый общероссийский охотничий союз» (далее – Союз), который якобы уже создан и начал сбор подписей охотников под обращением к власти – «именно к правительству и именно к президенту!» – с требованием защиты наших конституционных прав на охоту.

Может быть, это и есть выход из тупиковой ситуации. Но не ожидает ли нас ответ: «Ребята, вы сначала разберитесь в своей песочнице». Надо самим спрашивать с руководителей обществ охотников, почему они нарушают наши конституционные права – требуют деньги за то, что им не принадлежит. Если мы считаем, что руководители обществ нарушают наши права, надо идти в суд (вплоть до Конституционного). Слабо?

А вот с «Единым... союзом»… Моя стариковская подозрительность не дает мне покоя: а почему организаторы не выступили с обращением к охотникам? почему не обнародовали свои программные действия, хотя бы в «РОГ»? Наверное, у них пока нет и клочка угодий. И у кого власть должна их отобрать и передать Союзу? Как я понимаю, у обществ охотников. И кому они достанутся? Вопрос можно и не задавать.

Поэтому бегство из обществ в данной ситуации считаю преждевременным. Создать новое объединение охотников по образцу и подобию клуба «Сафари» рядовым охотникам не по карману.

А если вся эта организация существует в интернете и в пределах МКАД, то мы видели нечто подобное на примере рассерженной «болотной» оппозиции. Создали «Координационный совет», переругались и утешились. Не-е-т. Так дела не делают. Может, на данном этапе целесообразно заняться регистрацией партии «Охотников и рыбаков»?

А почему бы при поддержке властей не созвать общероссийский съезд охотников? И обсудить на нем все вопросы, связанные с охотой и ведением охотничьего хозяйства страны. Как на это смотрят господа охотники?

Вот, изложил свои размышления накануне Рождества и в то же время понимаю, что в них много слабых мест. Поэтому прошу охотников: если не прав – возразите, если прав – поддержите. Но только не молчите!

Что еще почитать