Рыболовы-любители рушат на глазах вековые философские и религиозные стереотипы. Смерть ведь всегда несла некий отпечаток таинственности и мистичности. Непредсказуемость, неизбежность, неожиданность и подчас незначительность причин, приводящих к смерти, выводят само понятие смерти за пределы человеческого восприятия. Люди же с удочками подчас относятся к ней обыденно, как к чему-то абсолютно заурядному и несущественному. Надо подчеркнуть - это именно к своей собственной смерти они относятся именно так.

Печальным итогом минувшей зимы стали сотни смертей рыбаков-любителей. Эта трагическая статистика повторяется из года в год. В период ледостава и весеннего завершения подледной рыбалки тысячи здоровых мужиков с маниакальным упорством превращают забаву в преагональный процесс.

Смерть перестает нести на себе отпечаток мистики.

Регулярные предупреждения МЧС о смертельной опасности, кажется, только забавляют любителей рискнуть жизнью.

«Жить - значит умирать», - провозгласил Фридрих Энгельс.

Этот урок диалектического материализма, похоже, хорошо усвоили не только конченые коммунисты, но и мастера мормышки, виртуозы отвесного блеснения. Они не просто игнорируют категорические запреты выезжать на лед в автомобиле и карательные административные наказания. Они, выезжая на лед, уже готовятся к тому, что машина провалится - открывают окна, не закрывают плотно двери.

По данным МЧС, как минимум 17 автомобилей ушли под лед в этом году только в Приморском крае.

С точки зрения атеистического общественного мнения человек - безусловный хозяин своей судьбы. Захотел утопиться - пусть топится, нельзя стоять на пути у столь высоких чувств. С медицинской точки зрения такое отношение рыболовов-любителей к жизни можно было бы отнести к психическим расстройствам. Однако давайте взглянем на явление прагматически, по-европейски.

В западном праве существует понятие «запрет на смерть». Это юридический запрет умирать в определенном месте, причем с наложением штрафов на семью покойного.

В прошлом запрет на смерть налагался из религиозных или политических соображений, дабы не осквернять сакральное место. Например, у греков с V века до н. э. был запретным для смерти священный остров Делос. Утверждается, что в Великобритании нельзя осквернять смертью Вестминстерский дворец. Тот, кто там случайно умрет, может быть в знак очищения похоронен за счет королевы.

В наше время ряд населенных пунктов принял закон о запрете на смерть как «жест отчаяния» из-за переполненных в городе кладбищ в надежде на то, что вышестоящие органы примут решения об отведении для захоронений новых участков.

Такие законы действуют в испанской Андалусии, некоторых деревнях на Юге Франции, в городе Лонгйир на Шпицбергене. Недавно подобный законопроект возник в бразильском Биритиба-Мирим. Мэр города обосновал свое предложение тем, что город находится на слиянии нескольких рек, откуда берется питьевая вода, а значит, новые захоронения и рост кладбищ опасны с точки зрения заражения окружающей среды.

Может быть, и нашим лихим рыболовам-любителям необходимо законодательно запретить умирать на водоемах? Нельзя же бесконечно играть со смертью и палить наши деньги. Ведь каждая оторвавшаяся с рыбаками льдина, каждый провалившийся под весенний лед рыболов -это серьезные траты сил спасателей и бюджетных средств. То есть денег налогоплательщиков, которые вовсе не давали согласия на то, чтобы тратить их деньги на обслуживание экзотических капризов любителей отдать жизнь за плотву, корюшку или иную рыбку.

Перед тем, как поставить точку, заглянул на новостную ленту: «В Ломоносовском районе со льда Финского залива спасатели МЧС сняли и доставили на берег 19 рыбаков, вышедших на подледный лов вопреки запрету».

О стоимости операции по спасению, которую проводили оперативная группа отряда ФПС и сотрудники отделения центра ГИМС с привлечением вертолета и катера на воздушной подушке «Хивус», не сообщается. Понятно, что недешево обходятся нам их игры со смертью.

Александр Савельев, главный редактор журнала "Рыбоохрана России"

Источник: ФАР

 

Что еще почитать