Реорганизацию будем проводить по возможности мягко

Константин БАНДУРИН, Начальник управления науки и образования Росрыболовства

Печальная перспектива перейти на баланс регионов, весь год маячившая перед учреждениями среднего профессионального образования Федерального агентства по рыболовству, к осени постепенно рассеялась. Росрыболовство стало одним из трех ведомств, которым удалось отстоять свои учебные заведения. Однако ценой такого решения оказалось изменение формы колледжей, которые по всей стране будут присоединены к рыбохозяйственным вузам. Подробнее о грядущей реорганизации и ее последствиях для отрасли РИА Fishnews.ru рассказал начальник управления науки и образования Росрыболовства Константин Бандурин.

- Константин Викторович, какие причины подтолкнули Росрыболовство к решению об объединении отраслевых высших учебных заведений со средними?

- Необходимость грядущих изменений вызвана принятием решения о передаче по всей стране учебных заведений среднего профессионального образования на уровень субъектов федерации. Прежде всего это связано с вступлением в силу новых государственных образовательных стандартов, а также подготовкой к изменению системы финансирования и перехода образовательных учреждений к новым организационно-правовым формам в рамках реализации Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Нынешним летом Минфин не доводил нам финансирование на средние учебные заведения, поскольку предполагалось, что они будут переданы на баланс регионов. Однако мы вовремя получили эту информацию и организовали масштабную работу, чтобы сохранить средние образовательные учреждения, а их всего десять, в структуре Росрыболовства. Руководителю Росрыболовства Андрею Крайнему удалось убедить правительство и президента, что среднее профобразование имеет очень большое значение для рыбной отрасли. Это наш кадровый потенциал, люди, которые работают руками, – тралмастера, машинисты, рыбообработчики, рефмеханики и другие специалисты. Готовят их как раз наши ссузы, поэтому отдавать их на уровень субъектов федерации неправильно. Рыбное хозяйство – это цельный комплекс с большими межрегиональными связями.

Мы очень плотно прорабатывали этот вопрос с другими федеральными органами исполнительной власти, в частности с Министерством образования и науки РФ, и в результате пришли к выводу, что единственный возможный вариант оставить рыбопромышленные колледжи за Росрыболовством – это объединить их с высшими учебными заведениями. Подготовленная информация была представлена руководителю отрасли Андрею Крайнему, который принял решение, что такая реорганизация нужна, и мы начали действовать.

В начале октября заместитель руководителя ФАР Василий Соколов провел в Астрахани масштабное совещание, куда были приглашены практически все ректоры высших учебных заведений, подведомственных Росрыболовству, и директора средних учебных заведений. Они подробно разобрали все вопросы, связанные с предстоящим объединением, определили основные ориентиры и приоритеты. В декабре также состоялся ряд встреч и совещаний со всеми участниками грядущего процесса. В то же время мы вплотную занимались технической стороной, решая, как именно будет выглядеть реорганизация, в какие университеты вольются те или иные рыбопромышленные колледжи и т.д.

- И как выглядит эта схема на текущий момент?

- В настоящее время Росрыболовством проводится подготовительная работа по реорганизации образовательных учреждений среднего профессионального образования и созданию пяти крупных образовательных центров, осуществляющих многоуровневую подготовку кадров в соответствии с потребностями отрасли в основных рыбохозяйственных регионах – Владивостоке, Мурманске, Калининграде, Астрахани и Петропавловске-Камчатском. Тем самым сохранится преемственность: закончив колледж, выпускники могут сразу продолжить образование в высшем учебном заведении. Количество вузов не изменится за одним исключением: Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота ждет объединение с Калининградским государственным техническим университетом.

Подчеркну: речь идет именно о реорганизации, а не о создании ассоциаций образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, деятельность которых, как показала практика, в большинстве случаев является неэффективной. В связи с этим перед руководителями образовательных учреждений стоит задача организовать конструктивную работу по подготовке необходимых документов, а также по разъяснению коллективам целей и задач предстоящей реорганизации.

В то же время, учитывая сложную демографическую ситуацию, складывающуюся в последние годы в приморских регионах, на мой взгляд, реорганизация будет способствовать объединению усилий образовательных учреждений Росрыболовства в подготовке квалифицированных специалистов для рыбной отрасли. В конце концов, наша главная задача – освоение водных биоресурсов, а без кадрового резерва, без хороших работников решить ее практически невозможно.

- Как отнеслись к предстоящей перспективе руководители рыбохозяйственных вузов и колледжей?

- Естественно, люди относятся к этому по-разному. Если статус рыбохозяйственных вузов фактически остается прежним, то руководство и коллективы средних учебных заведений испытывают, в общем-то, обоснованную тревогу. Все понимают, что эти перемены – во многом вынужденный шаг. По большому счету особой перестройки не требовалось, в системе Росрыболовства достаточно успешно функционировали и высшие учебные заведения, и средние. Они обладали своими индивидуальными особенностями, готовили хороших специалистов. Поэтому для многих коллективов такое быстрое решение стало большой неожиданностью, людей всегда пугает неизвестность.

Мы постарались провести беседы со всеми директорами колледжей, чтобы они могли успокоить своих сотрудников, передать им, что основные моменты жизни колледжей останутся на том же уровне, что и сейчас. Повторюсь, это не наша инициатива, просто мы были поставлены в такие рамки, когда единственной возможностью не отдавать наши средние учебные заведения на уровень субъектов федерации стала их реорганизация с вузами. Мы планируем проводить ее как можно мягче, с учетом мнений трудовых коллективов образовательных учреждений, а также максимальным сохранением автономии и финансовой самостоятельности ссузов.

В то же время руководители как вузов, так и колледжей видят в предстоящей реорганизации системы образования некоторые позитивные моменты. В частности, она будет способствовать оптимальному использованию имеющегося кадрового потенциала системы рыбохозяйственного образования за счет привлечения преподавателей высших учебных заведений к работе в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Пример Балтийской академии в Калининграде, которая несколько лет назад испытала этот механизм на себе, показал, что в общем-то эффект положительный.

- Если говорить о сроках, то когда планируется завершить этот процесс?

- Для себя мы ставим задачу закончить основные этапы реорганизации к маю 2012 г. Естественно, предстоит решить очень много вопросов, связанных со спецификой образовательной деятельности, например, по лицензированию. В ходе реорганизации планируется сохранить профиль подготовки специалистов в образовательных учреждениях среднего профобразования. При этом мы постараемся обеспечить максимальную самостоятельность колледжей в структуре государственных университетов.

Что касается изменений нормативно-правовой базы, то в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539, с 1 января 2011 г. федеральным органам исполнительной власти, имеющим в ведении федеральные учреждения, предоставлены полномочия по их реорганизации без издания соответствующих актов Правительства РФ. Таким образом, для проведения реорганизации потребуется только приказ Росрыболовства. Он будет издан после согласования вопросов о создании филиалов вузов на базе образовательных учреждений среднего профессионального образования с Минобрнауки России.

В любом случае нам предстоит объемная работа, которая сейчас фактически находится на начальной стадии. На днях мы направили первое письмо в Министерство образования и науки, можно сказать, что это отправная точка.

- Реорганизация как-то скажется на объемах финансирования высших и средних учебных заведений Росрыболовства?

- Как я уже говорил, основной задачей в рамках проводимой реорганизации мы видим сохранение существующего финансирования, как минимум, на текущем уровне. В идеале, конечно, мы ставим перед собой задачу увеличить финансирование наших подведомственных учреждений, будь то научные институты либо учебные заведения. Пока же вопросы совместного использования образовательными учреждениями дорогостоящей материально-технической базы достаточно актуальны в связи с известными трудностями с бюджетным финансированием.

В принципе можно сказать так, что Минфин готов давать деньги при грамотном обосновании необходимости их получения. В проекте Федерального закона о бюджете на 2012 г. и плановый период 2013-2014 гг. расходы на содержание средних учебных заведений предусмотрены. Но мы всегда готовы к их увеличению, потому что средств не хватает порой на элементарные вещи. В частности, мы сейчас подготовили проект постановления правительства по питанию курсантов и ряд других нормативных документов.

- Неужели вопрос с обеспечением учащихся питанием и форменной одеждой до сих пор не решен?

- Как раз сейчас решается. Мы уже провели предварительные переговоры с Минфином и с другими федеральными органами исполнительной власти, подготовили проект документа, который должен снять эту проблему.

Действительно, эти нормы не менялись много лет. В последний раз, когда мы попытались это сделать, камнем преткновения стал статус курсанта, который не распространяется на учащихся гражданских учебных заведений. Тогда нам было рекомендовано внести соответствующие изменения в проект нового федерального закона об образовании, управление науки и образования Росрыболовства работало над этим вопросом.

Но сейчас, когда вышел аналогичный акт правительства в отношении лиц, обучающихся по программам подготовки плавсостава Минтранса, мы пытаемся просто внести в это постановление дополнения, касающиеся рыбопромыслового флота. Новые нормы питания научно обоснованы, согласованы с Миндзравом и с Институтом питания и полностью обеспечивают потребности организма учащихся.

- Проблема прохождения практики и трудоустройства выпускников остается актуальной для всех учебных заведений отрасли. В этом плане Росрыболовство как-то взаимодействует с общественными организациями, ассоциациями рыбопромышленников?

- Да, конечно, у нас проводится такая работа. Но она осложняется тем, что сейчас нет государственного заказа на распределение выпускников учебных заведений по предприятиям, как это было в советские годы. Поскольку по форме собственности рыбодобывающие компании являются частными, ставить им какие-то условия по приему на работу мы не вправе. Как не вправе и заставлять всех выпускников, отучившихся в наших вузах, идти на флот. Хотя на текущий момент многие рыбопромышленники жалуются на острую нехватку квалифицированного персонала среднего звена, вызванную, прежде всего нежеланием молодежи связывать жизнь с морем.

Все мы прекрасно знаем, что в стране демографический кризис, и если раньше у нас был конкурс, условно говоря, пять человек на место, то сейчас нередко один претендент. Но все-таки, несмотря на демографическую ситуацию, наши учебные заведения во всех регионах выполняют план по набору абитуриентов. В 2011 г. в вузы Росрыболовства принято на обучение 9,1 тыс. человек, из них 4,7 тыс. человек учатся за счет средств федерального бюджета. В образовательные учреждения среднего профессионального образования поступило 2,5 тыс. человек, из них 1,9 тыс. «бюджетников».

Общий контингент учащихся в высших и средних учебных заведениях в текущем учебном году составляет 58 тыс. человек. Основные отраслевые специальности – «Водные биоресурсы и аквакультура», «Промышленное рыболовство», «Технология рыбы и рыбных продуктов», «Морское судовождение», «Эксплуатация судовых энергетических установок», «Холодильная, криогенная техника и кондиционирование». При этом 6,9 тыс. человек – это курсанты, обучающиеся по специальностям подготовки плавсостава судов рыбопромыслового флота.

Определенную инициативу в решении проблемы трудоустройства выпускников проявляют и наши ректоры, директора колледжей. В качестве примера можно привести Приморский край и Владивостокский морской рыбопромышленный колледж, которым руководит Евгений Дубовик. Там регулярно проводится анализ информации по трудоустройству, оценивается, сколько и каких специалистов нужно отрасли в масштабе страны, реализуются программы сотрудничества с предприятиями. Мы со своей стороны такую деятельность приветствуем и поддерживаем.

- Какие меры предпринимает Федеральное агентство по рыболовству для популяризации морских профессий?

- В Росрыболовстве в целом, и в управлении науки и образования в частности, этой проблеме уделяют очень большое внимание. Так, я могу отметить, что в этом году, когда на проводах в рейс учебно-парусного судна «Паллада» присутствовал президент Дмитрий Медведев, руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний передал ему проект документа об альтернативной службе, в котором работа в море приравнивалась к службе в армии, пусть и с определенным коэффициентом. В принципе, глава государства эту идею одобрил, и сейчас мы прорабатываем дальнейшую реализацию этого проекта.

Замена военной службы работой на рыбопромысловом флоте действительно может привлечь молодежь в рыбную отрасль. Не менее интересна она и работодателям. Сейчас коммерческие компании неохотно идут на целевое обучение молодежи, в первую очередь из-за отсутствия гарантий, что специалист придет к ним после армии. Вкладывая деньги, они хотели бы знать наверняка, что эти инвестиции вернутся в виде квалифицированного работника. Поэтому мы приложим все усилия, чтобы этот документ вышел как можно скорее.

Кроме того, у Росрыболовства есть уникальный ресурс – три учебно-парусных судна: «Паллада», «Крузенштерн» и «Седов». Они находятся в отличном состоянии и на них проходят плавательную практику наши студенты как высших, так и средних учебных заведений. Для многих ребят отправиться в плавание под парусами – это заветная мечта, а здесь она сбывается. Первый выход в море – это незабываемый опыт. По пути следования парусники заходят в иностранные порты, участвуют в международных мероприятиях, выполняют дипломатические и представительские задачи. Это дисциплинирует людей, прививает гордость за свой флаг и свою страну, после таких рейсов курсанты возвращаются другими людьми.

И конечно, огромное внимание общественности привлекают кругосветки. На следующий год такая экспедиция предстоит барку «Седов». Она посвящена великим русским путешественникам и 1150-летию российской государственности. По плану, 20 мая 2012 г. самый большой парусник в мире выйдет из порта Санкт-Петербург и в течение 14 месяцев посетит страны Европы, Африки, Азии, Южной Америки. Руководитель Росрыболовства Андрей Крайний уже утвердил график и маршрут этого кругосветного плавания. Это почетная миссия и попасть на борт «Седова» смогут только самые достойные.

Источник: ФАР

 

Что еще почитать