Похожая на саблю чехонь редко становится добычей рыболова-поплавочника, особенно на водоемах Средней полосы, где этой рыбы попросту мало, в отличие от южных регионов. Но и здесь случаются сезоны, когда чехонь вдруг появляется в значительном количестве даже на водохранилищах Волжского каскада, не говоря уж про Оку и ее крупные притоки. Тогда чехонь удается успешно и специально ловить удочкой, применяя глухую или скользящую дальнобойную оснастку.

По образу жизни, чехонь пристрастна к большим водным пространствам со средним или умеренным течением, где и держится весь период нагула. Да и сам нерест этой рыбы происходит не у берега, как у многих карповых рыб, а в толще воды, на весенних бурных перекатах больших рек или в кипящих потоках водосбросов плотин. Затем оплодотворенная икра дрейфует вниз по течению, за ней начинают медленно опускаться стаи отнерестившейся и активно кормящейся рыбы, причем среди косяков наблюдается четкая возрастная градация.

Периоды наилучшей ловли чехони спортивными снастями целиком зависят от биологических ритмов ее жизни. Первый наступает весной, когда рыба массовое движение на нерест начинает еще под относительно прочным льдом. Тут ее и ловят по-зимнему.

Следующий период хорошего клева чехони наступает после икромета. В это время южные реки уже входят в межень. Поскольку летающих насекомых — излюбленного корма мелких и средних чехоней — еще мало, то рыба в пору посленерестового жора активно поедает мелких моллюсков, личинок различных насекомых, у которых начинается весенний выход, а также водных насекомых. По мере прогревания воды в ее верхних слоях, на поверхности и над нею появляется много корма, чехонь начинает выходить со средних глубин и поведение ее все больше похоже на повадки типичной верховой рыбы.

В эту достаточно голодную для себя пору чехонь становится очень отзывчивой на прикормку и прекрасно ловится спортивными снастями — поплавочной удочкой с глухой оснасткой и поплавочной снастью для дальнего заброса.

Для удачной рыбалки первым способом важно знать, где чехонь может оказаться ближе всего к берегу: утомленная нерестом, она в начале лета заполняет верхние слои обширных суводей за мысами, островами и перекатами. Здесь к тому же «оседает» много корма, который несут основные струи реки. Правда, совсем близко к берегу чехонь не подойдет, поэтому наиболее оптимальная длина удилищ для глухой оснастки при ловле чехони — 7-11 метров.

Главный элемент оснастки — поплавок — должен быть средней грузоподъемности (2-5 г) и обладать повышенной остойчивостью при ловле на небольшой глубине и быстром течении, так как рыба очень хорошо реагирует на сильные и продолжительные торможения на течении, перевод оснастки со струи на струю, а также проводку с погружением. Все эти манипуляции можно выполнять с поплавками, имеющими тонкую чувствительную верхнюю часть, короткое, резко расширяющееся книзу тело и массивный длинный киль из нержавеющей стальной проволоки диаметром 0,5-0,8 мм и длиной 100-150 мм. При ловле с постоянным торможением на сильном вихревом течении поплавок лучше слегка перегрузить, чтобы при манипуляциях со снастью он сильно не вылезал из воды и хорошо регистрировал даже слабые поклевки.

Если одновременно используется проводка с погружением, то сразу после хлесткого заброса оснастки, когда все ее элементы на воду ложатся строго по прямой линии, рыболов начинает равномерно и довольно активно (сообразуясь с силой течения) подтягивать снасть на себя — поперек или против течения. В этом случае время, в течение которого огрузка и крючок достигают нижней точки установленного на снасти спуска, искусственно увеличивается.

Такой технический прием весьма эффективен при ловле практически всех верховодных рыб (уклейка, чехонь, голавль, красноперка), а также рыб, которые могут взять насадку во всей толще воды, от поверхности до дна (плотва, шемая, язь, елец). Для подобной техники рыбалки огрузка оснастки распределяется практически равномерно по всей длине установленного спуска, может быть, с некоторым смещением от поплавка, чтобы снизить число захлестов при забросе.

Прикармливают чехонь, держащуюся на среднем и сильном течении в толще воды, так же как и уклейку, с той лишь разницей, что вязкость и компонентный состав смеси в большей мере зависит и от силы течения, и от глубины ловли, и от дальности заброса. Прикормка здесь тоже строится из ингредиентов, дающих обильную привлекающую муть — сухого молока, яичного порошка и сублимированной животной крови; не лишними будут и ароматизаторы. Все это смешивается со «скелетом» — панировочными сухарями, толокном и отрубями.
Одну из ведущих ролей в прикормке для рассматриваемых условий ловли будет играть инертный балласт — сухая измельченная глина, речной песок или мелкий гравий. Они оказывают разрыхляющее действие, а главное, значительно увеличивают вес приготовленного состава, что позволяет добросить куда надо шарик прикормки и на неустойчивом вихревом течении акцентировать воздействие прикормки в выбранном месте. Подавать прикормку на сильном течении необходимо довольно часто, так как она интенсивно выносится из зоны ловли, но величина порций все же будет зависеть от активности рыбы и, отчасти, глубины.

Но вот наступает время так называемого летнего разброда, когда чехонь уже не собирается в огромные косяки, достаточно сыта и кормится практически по всей акватории обитания. Закончится оно, когда достаточно подрастут мальки рыб нового поколения и выйдут нагуливаться на открытую воду. Обычно это происходит в июле-августе. В южных реках с этого момента почти вся рыба, в том числе и чехонь, переходит на питание сеголетком — весьма многочисленной, доступной и калорийной пищей. С этого времени, когда огромные стаи чехони начинают преследовать бесчисленные косяки рыбьей мелочи, начинается осенний период ее активной и продуктивной ловли.

Кормящуюся чехонь легко обнаружить по туче чаек, всегда сопровождающих место «побоища», и по характерным всплескам, когда одновременно несколько сотен рыб «колесом» выворачиваются на поверхности воды. Такое поведение чехони обусловлено тем, что у нее верхний рот и ей сложно схватить добычу в толще воды, в угонку. Поэтому рыбы коллективно «выдавливают» мальков к самой поверхности и хватают их, как насекомых, упавших на воду.

Стаи чехони редко приближаются к берегу, предпочитая орудовать на значительном от него удалении, а это значит, что для успешной ловли потребуется лодка, установленная на якоре рядом с кормящейся рыбой или медленно дрейфующая вместе с ней по течению или ветру.

Чехонь — это тот улов, который трудно сохранить свежим жарким летом, поскольку даже посаженная в просторный сетчатый садок, она быстро забивается течением, слабеет и засыпает. Поэтому заснувшую рыбу лучше сразу отправлять в тузлук или солить сухим способом, тем более что чехонь для этого в основном и предназначена — она обладает, отменным нежным вкусом.

ВО ВРЕМЯ ЖОРА

Несмотря на вполне определенные пищевые пристрастия чехони, проявляемые в это время, соблазнить ее нетрудно. Поплавочную оснастку с крупными опарышами на крючке, подброшенную в самую гущу охваченных азартом рыб, придется немедленно изымать из воды вместе с бурно сопротивляющейся, но не доставляющей особых хлопот добычей. Если чехонь клюет крупная, то ее лучше до лодки доводить под водой и плавно-ускоренно выбрасывать в руку. С более мелкой рыбой можно особенно не церемониться, тем более что у чехони достаточно прочные губы. Понятно, что прикормка для ловли среди кормящейся стаи будет излишней роскошью. Она понадобится лишь в том случае, когда стая чехони будет быстро уходить от лодки или не удастся обнаружить активно кормящийся косяк.

Что еще почитать