О новых самсоновых

  Прошедшая в Москве выставка «Традиции и искусство клинка-2000» почему-то оказалась, на мой взгляд, незаслуженно быстро забытой. Именно это обстоятельство побудило меня взяться за перо. Другим толчком послужила публикация в «РОГ» (N№52, 2000) Ярослава Зверева, не пожалевшего оценок этой выставке. Общий же его вывод: «Ничего принципиально нового!» - ни в коей мере не отражает того, что на самом деле было в действительности.I. Что было...

     Предыдущая выставка (под таким же названием) представляла собой довольно странное, если не сказать жалкое, зрелище. Иногородние мужички, приехавшие со своими режиками в Белокаменную издалека, вели себя как-то принужденно, скованно, казались зажатыми. Некоторые откровенно тушевались, отвечая на вопросы настырных москвичей-посетителей.

     Да и атмосфера в выставочном зале была какой-то унылой...

II. Что есть...

     Если (на манер Ярослава Зверева) говорить о ноябрьской выставке вообще и кратко, то ее можно охарактеризовать так: «Это - событие!». Я не преувеличиваю, поскольку именно так все и было на самом деле.

     Разница между этими двумя выставками была огромна. Судите сами.

     Пришедшим на выставку посетителям у входа любезно предлагались два каталога: потолще (подороже) и потоньше (подешевле). А в самом выставочном зале особо любознательные могли запросто приобрести видеокассету с сюжетом о выставленной продукции. А уж о буклетах и проспектах и говорить не приходится. Причем не только в черно-белом, но и в цветном исполнении. Знай наших!

     Но главное — это атмосфера!!! Не было (я, по крайней мере, не видел) скучных, равнодушных и постных лиц. В глазах посетителей светился живой интерес, и тишины в выставочном зале не было, поскольку повсюду у стендов звучали вопросы и ответы. Уральцы, новгородцы и кизлярцы выглядели «таперича не то, что давеча»: это были веселые, раскованные, совершенно уверенные в себе люди, смотревшие на посетителей-москвичей даже с некоторой, но почти незаметной снисходительностью.

     О москвичах и говорить не приходится. Чего стоили отменные «русскопалатцы».

     Очевидно, в полной мере ощущая бремя своей собственной значимости, эти ребята имели вид не только величественный, но и надменный, благо основания для этого, безусловно, были. Выставленные ими дамаски были просто великолепны (уж не говоря о дамасковой кувалде с рукоятью из черного дерева). Глядя на все это великолепие, народ втихаря глотал слюнки. Иначе и быть не могло, поскольку цены всех этих прелестей были-таки ломовыми!

     Сравнивая эту выставку с предыдущей, можно со всей очевидностью отметить следующие общие тенденции:

    

 

1. Формы нескладного охотничьего ножа потихонечку, но начали приобретать некоторую законченность.

     2. Стиль в основном преобладает именно охотничий, т.е. подчиненный тем задачам (и требованиям), которые предстоит выполнять человеку с ружьем в угодьях.

     3. Заметно “подросшее” качество продукции ножевых фирм и предприятий.

     4. Высокий уровень мастерства кузнецов (особенно новгородских), наглядным доказательством которому служили выставленные дамасковые клинки.

     5. Обилие плагиаторских копий. (Действительно, немало образцов являются откровенным подражанием, а то и просто копированием продукции ножевых фирм Европы и Америки. Но это, как известно, всего лишь следствие болезни роста, поскольку, по большому счету, ножевое производство в России - это еще совсем юная отрасль!)

     6. Экспонировка на выставке практически всего спектра по применению режуще-колющих образцов: от хозяйственно-бытовых до реплик оружия, которым бились наши предки. И даже откровенные уродцы - «ноксики», ужастики - «сарики» да претенциозные «сторцики» смотрелись на выставке вполне уместно. (Для тех, кто не знает, поясню, что «Нокс», «Саро» и «Сторц» - это фирмы, производящие ножи конструкции Игоря Скрылева).

     7. Экспонирование на выставке всего спектра по исполнению ножевой продукции: от откровенно непритязательного дешевого ширпотреба до образцов, которые, поверьте, не стыдно было бы выставить на аукционах «Кристи» и «Сотбис».

     8. Ощущение того (после посещения выставки), что ножевое производство в России достаточно уверенно начинает набирать обороты.

 

     И это не может не радовать!

     А если коснуться частностей, то практически у всех участников выставки были свои «изюминки». Что же запомнилось из представленного на стендах?

«Южный крест»

     Отважные первопроходцы ножевого бизнеса дошли (допутешествовались) до того, что в отличие от всех остальных смогли позволить себе такую вольность, как отказ от торговли на выставке. Причины тут две.

     Во-первых, «южнокрестовцы» прошли за несколько лет длинный и тернистый путь от первой радости по поводу окончания нудного и мучительного марафона, связанного с получением лицензии, до сегодняшних реалий. Они таковы: сегодня это отлично организованное производство.

     Такого соотношения «цена-качество», какое предлагает своим покупателям «Южный Крест», пока на сегодня не смог добиться ни один производитель. При таком положении дел, безусловно, можно слегка поважничать, тем более что за это никто не осудит.

     Во-вторых, все то, что было выставлено на стендах «Южного Креста», конечно, отличалось от того, что можно увидеть на витринах московских (и не только) оружейных магазинов. Я имею в виду, разумеется, не форму ножей. Форма каждой из моделей осталась неизменной, согласно сертификату. А вот исполнение... Оно было просто безупречным! Прекрасно смотрелись и рукоятки из диковинных и экзотических сортов древесины заморского происхождения. Одни лишь названия чего стоят: зебрано, венге, кевазинго и так далее. Только тупой или наивный возьмется оспаривать то, что нож класса «выставочный образец» стоит гораздо большей суммы, нежели та, что была указана в прайс-листе (более высокая трудоемкость и более дорогие материалы). Вздумай «Южный Крест» торговать на выставке - всю эту красоту покупатели «смели» бы за 15-20 минут и показывать более было бы нечего. А так получалось, что «приходите свататься - мы не будем прятаться!».

Галерея «Русские палаты»

Применительно к выставленным образцам ножей, претендующих на звание «охотничьих» (и только их), отмечу довольно незатейливые и набившие оскомину формы клинков. Что же касается уровня художественного оформления и отделки - они просто поражают воображение. По этим параметрам «галерейцы» недосягаемы! По крайней мере никто, кроме ижевского «БАСКа», не смог к ним приблизиться. А вот что касается системы закрепления черенков рукоятки на клинках, которую применяют умельцы из «Русских палат», то как тут не вспомнить поговорку: “На всякого мудреца довольно простоты”. Система эта выглядит откровенно жалко и неприглядно, особенно на фоне высочайших (я не побоюсь этого слова) художественных изысков отделки. Безобразно торчащие

     на торцах рукояток ножей гайки крепления (плохо отполированные, с грубым широким шлицом) выглядели дико. Сдается мне, что за те деньги, что берут «галерейцы» за свои творения, можно было бы придумать что-нибудь пооригинальнее этой гайки.

     Согласитесь, что просто невозможно представить себе выступающую головку болта где-нибудь на двери или капоте «Мерседеса»!

     Златоустовские «Грифон», «Арт-Грани», «ЛиК», «АиР»

     Продукция этих ножевых фирм показалась мне какой-то... скажем, одинаковой. Может быть, виной тому те приемы и технологии отделки, которыми владеют и пользуются все мастера из Златоуста? Кто знает? Да, все их ножи выглядели очень красиво и (снова не побоюсь этого слова) броско. Да, качество отделки было на высочайшем уровне. Да, налицо было удивительнейшее мастерство создавших эту красоту граверов, резчиков, мастеров по инкрустации и наводке золотом.

     Я это к тому, что производство клинков такого «образа и подобия» обязательно должно быть, ежели на них есть спрос. Тем более что при их изготовлении применяются те легендарные приемы и технологии, коими был всегда славен Златоуст. А ведь это не только сохранение традиций. Это еще и новые рабочие места!

Нижегородцы...

А теперь о моих земляках с Волги - новгородцах. Эти, вне всяких сомнений, задали тон всей выставке, поскольку их участие было ошеломляющим. Кого посчастливилось увидеть?

     Это предприятие «Максим», руководитель которого, Валерий Васильевич Сафронов, стал легендарной фигурой в ножевом бизнесе. Будучи одним из пионеров, которые организовывали ножевое производство в России, своим личным примером, смелостью, напором и уверенностью в правильности выбранного пути увлек за собой многих своих последователей.

     Мимо топоров предприятия «Труд» пройти невозможно! Там было на уровне всё: великолепный дизайн, удобная продуманная форма, практичный (со звоном!) клинок. Взяв это изделие в руки, я купил его не раздумывая. За то качество, которое предлагают работники «Труда», цены на их топоры более чем приемлемы.

     Фамилиями предпринимателей - Кириллова, Марычева, Сажина и Шокурова - названы частные предприятия (ЧП), выпускающие ножевую продукцию. То, что предлагали на выставке посмотреть, пощупать и оценить по достоинству организованные ими ЧП, заслуживают высокой оценки.

     Охотничьи ножи с фиксированными клинками от Сажина и Марычева несомненно должны быть оценены охотниками за практичную форму клинка, удобную рукоятку и хороший баланс. Да и приемлемая цена делает их ножи вполне конкурентоспособными.

     Продукция от Шокурова достойна отдельного рассказа. Особенно запомнились работы лучшего кузнеца Нижнего Новгорода Игоря Юрьевича Пампухи, чьи дамасковые клинки шокуровцы используют в своих ножах. Качество и красота простых и сложных дамасков, выкованных Игорем Юрьевичем, не могли оставить знатоков и любителей холодного оружия равнодушными. А то, что Мастер не останавливается на достигнутом (дамаск-то ныне только ленивые не куют!), а ищет совершенно новые пути с целью придания своим клинкам суперсвойств, достойно восхищения.

Новости с Камчатки

По стилю и исполнению выделялись на выставке «паренские» ножи и сувениры, изготовленные далеко на Камчатке под руководством народного мастера Владимира Константиновича Сушко. Равнодушно пройти мимо его экспозиции было просто невозможно. Моржовый бивень, очень высокого качества кожа, филигранная резьба по кости, великолепное тиснение, действительно высокого качества клинки и присущий всем его изделиям национальный колорит - все это можно определить одним словом: здорово!

     «Русское холодное оружие»

     Главное направление в деятельности ярославцев - оружие колюще-рубящего типа. Все эти кинжалы, шпаги, мечи, а также ножи «тарзанского» направления предназначены (если говорить честно) для одного: убивать. И то, что эти ножи отнесены к разряду «туристических» и имеют небольшую твердость (50-55 HRC), никого не введет в заблуждение, кроме разве что экспертов из ЭКЦ МВД РФ.

     Наверное, продукция ярославцев найдет своего потребителя, но среди охотников... это вряд ли, как говорил товарищ Сухов. Однако одно их изделие мне сразу понравилось. Речь идет о мачете «Сафари». Замысловатой формы лезвие из хорошей инструментальной стали сразу бросалось в глаза. Взяв мачете в руку, я сразу отметил два его недостатка и поделился этим со стендистами:

     первый: мачете был очень легким (тонковато будет, как сказал бы мужичок из известного мультика),

     второй: расширение рукоятки в верхней ее части затрудняло пользование

     мачете.

     На мой вопрос, почему клинок нельзя было утяжелить, т.е. сделать более толстым, а на рукоятке верхний выступ заменить на радиусный скос?, получил неожиданный ответ: в этом случае мачете был бы признан в ЭКЦ МВД РФ холодным оружием. Можно подумать, что представленным на стенде облегченным и неудобным мачете нельзя рубить.

     Несуразность ситуации заключается в том, что холодное оружие по действующему законодательству России могут купить только обладатели охотничьих билетов. Поэтому полновесный мачете с удобной рукояткой, выполняющий абсолютно те же функции, что и обычный топор, становится недоступным для сотен тысяч (!) туристов, геологов, путешественников, дачников и даже домохозяек. Все они с превеликим удовольствием приобрели бы такую нужную, полезную и эффективную в работе вещь, но, увы, не вступать же лишь только для этого в охотничье общество? Вот поэтому умышленно «недоношенная» продукция и появляется на рынке. Интересно, кому это нужно?

     Пусть читатели (и особенно работники экспертно-криминалистического центра МВД), поймут меня правильно. К самим работникам ЭКЦ претензий нет и быть не может.

     Широкое и всестороннее обсуждение проблемы совершенствования нормативных актов - дело назревшее и необходимое. Не худо было бы к этому процессу привлечь специалистов из той отрасли, продукцию которой мы имели удовольствие видеть на прошедшей выставке. Да и мнение читателей нашей оружейной периодики дорогого стоит! И заняться этим следует незамедлительно!

    

Что еще почитать