Размышления о стрельбе влет. Международная дискуссия на практике

Изображение Размышления о стрельбе влет. Международная дискуссия на практике
Изображение Размышления о стрельбе влет. Международная дискуссия на практике

Если быть объективным, стрельба влет и вообще ружейное дело со времен изобретения дроби — занятие весьма консервативное, с традициями, сложившимися не за одну сотню лет

Многие возразят: мол, не это главное; выследить, скрасть дичь, правильно организовать охоту куда важнее, но жирную точку в этом процессе, все-таки поставит ружье в руках умелого стрелка.

Конечно, это касается охоты ружейной.

Несколько советов от патриархов ружейной стрельбы по прыткой дичи:

1. Никогда не думать о том, что дашь промах. Неопытный стрелок, не получивший еще охотничьего глазомера, часто будет стрелять не в меру. Глазомер придет со временем. Одним словом, если прицелился, то спускай курок непременно.
2. Никогда не целить долго, не наводить на цель, не держать на цели, как выражаются охотники. Надобно смотреть на птицу, а не на мушку, проворно приложиться и, как скоро мушка коснется птицы, мгновенно спускать курок.
3. Если поле началось неудачно, то есть сряду дано пять, шесть и более промахов на близком расстоянии, и охотник чувствует, что разгорячился, нужно перестать стрелять, по крайней мере, на полчаса присесть, прилечь и отдохнуть.

Актуально это сегодня? Ответ однозначный: да. В том числе и для любителей стрельбы на стенде.

Определенную эволюцию в изменении приемов стрельбы влет внесла техническая сторона развития охотничьего оружия, но она, если быть объективным, незначительна.

Когда садочную стрельбу по живым голубям потеснила стрельба по тарелочкам, спортивные навыки стали понемногу дополнять стрельбу охотничью.

Здесь я попытаюсь подискутировать с мэтром по битью летающих мишеней и прыткой птицы, почти нашим современником Майклом Ярдли.

Майкл Ярдли — известный специалист по стрельбе из гладкоствольного оружия. Его обзорные статьи по навыкам обращения с ружьем как на спортивных площадках, так и на охоте основаны на практическом опыте — как собственном, так и ряда известных стрелков и охотников.

Майкл Ярдли: «Существует множество противоречивых мнений относительно постановки ног и размещения центра тяжести тела во время стрельбы. Самой общей является рекомендация для всех или почти всех видов стрельбы: развернуться в сторону цели, а наибольшую часть веса тела перенести на выставленную вперед ногу. Эта рекомендация принадлежит Перси Стэнбери, который полагает также, что пятки следует ставить достаточно близко друг к другу (скажем, на расстоянии 15–22 см), а левая нога в колене должна быть выпрямленной, но ненапряженной».

Автор. Данные рекомендации относятся скорее к спортивной стрельбе, а не к охотничьей.

Майкл Ярдли: «В соответствии с рекомендациями Роберта Черчилля, при стрельбе следует почти совсем повернуться в сторону цели, слегка расставить ноги и перемещать вес тела в сторону выстрела (на правую ногу для выстрела вправо и на левую для выстрела влево). Такая техника стрельбы может оказаться удобной для людей небольшого роста и крепкого сложения, подобно Черчиллю, или для тех, кому трудно двигать спиной или бедрами».

Автор. Безусловно, со стороны Ярдли это, скорее, «историческая справка», чем намек на некоторые рекомендации. Возможно, «инвалидная» стойка — удел «неповоротливых» стрелков, которым спортивная стрельба противопоказана, но для охоты «ноги вместе» в сочетании с переваливанием с одной ноги на другую сойдет на «парковых» загонах по перу, но не в условиях разнообразной охотничьей стрельбы, олимпийских видов и спортинга.

Майкл Ярдли: «Многое зависит от ваших физических особенностей и гибкости вашей спины. В зависимости от того, какую вы выбрали стойку, обязательно контролируйте положение центра тяжести тела. Вам следует также убедиться, что ваша стойка обеспечивает вам сбалансированное положение во всем цикле стрельбы, не только в момент обнаружения цели, но и в процессе ее сопровождения. Задача состоит в том, чтобы найти и освоить такое сбалансированное положение тела, которое обеспечивает его устойчивость от момента появления цели до конца поводки. И даже если вы в совершенстве овладели какой-либо стойкой, в определенных ситуациях может возникнуть необходимость ее сменить. Хорошей стойкой является та, которая обеспечивает устойчивый баланс».

Автор. Здесь можно лишь соглашаться. Только добавлю: если некоторая «закостенелость» в спортивной стрельбе компенсируется исходной стойкой, положением ступней ног, то на охоте ограниченная подвижность может сыграть негативную роль. Стрелять по дичи часто приходится с «неправильными» ногами, при полном отсутствии классического исходного положения и постановки ружья. Поэтому развитию плечевого и поясничного пояса следует уделить достаточно внимания, т.е. физическим упражнениям на подвижность и гибкость, полностью освободившись от «рабства» постановки и расположения ног в момент вылета дичи.

Майкл Ярдли: «Левая рука обычно размещается примерно посередине цевья. Великий Ли Браун, удивительный стендовик и талантливый инструктор по стрельбе, как-то заметил, что цевье должно лежать на ладони так, «как будто вы держите пригоршню яиц». Это отличный совет для стрельбы на траншейном стенде, но для спортинга, круглого стенда и охоты на дичь я бы порекомендовал хват покрепче. Сила сжатия цевья должна быть минимальной, но достаточной для уверенного управления оружием в любых условиях. Указательный палец некоторые инструкторы советуют располагать так, чтобы он показывал на цель».

Автор. Безусловно, правильный хват ружья необходим при любой стрельбе. Рекомендаций на этот счет предостаточно. Вот и Ярдли по этому поводу приводит много примеров, на мой взгляд, вносящих некоторую сумятицу в выборе положения левой руки на цевье. Поэтому я их здесь не упомянул. Если проанализируем хват ведущих стрелков, то сделаем вывод, что цевье лежит на ладони, большей частью на пальцах, чем на ее середине.

Майкл Ярдли: «Крис Крэдок полагает, что лежащую на цевье левую руку следует максимально выдвигать вперед, а правую назад. Такое изометрическое напряжение рук может уменьшить восприятие отдачи и лучше восстановить направление ствола для повторного выстрела, но в этой расстановке рук нельзя допустить перебора. По мнению ряда авторов, одна из двух рук должна быть ведущей. Черчилль отдает предпочтение руке, лежащей на цевье, и я определенно поддерживаю его, когда дело касается охоты или спортивной стрельбы».

Изображение фото Юрий Константинов
фото Юрий Константинов 

Автор. Если мы видим левую руку в роли управляющей корпусом стрелка, включающей в работу правую руку, мышцы плечевого и поясничного пояса отчасти при больших углах поворота, бедра и икры ног, влияющей на некоторое перераспределение массы стрелка на ступни ног… подводя итог, в организации почти всей двигательной составляющей стрелкового процесса. Приведенный Ярдли совет Криса Крэдока (лично мне это имя неизвестно): «Лежащую на цевье левую руку следует максимально выдвигать вперед, а правую назад, что может уменьшить восприятие отдачи» — вызывает большое сомнение. Скорее, в стрелковой практике возникает «безусловный» рефлекс, реакции организма на отдачу, неосознанно смягчающий толчок ружья в плечо.

Несколькими абзацами выше Ярдли упомянул: «Указательный палец некоторые инструкторы советуют располагать так, чтобы он показывал на цель» (выделено мною курсивом). Собственно, речь идет о хвате цевья «два на три» прежде всем привычного «один на четыре».

Теоретически многие сторонники хвата «два на три» так формулируют положение руки стрелка на цевье охотничьего ружья.

Что касается стрельбы из гладкоствольного оружия, то стрелок должен также надежно удерживать ружье в руках, но при этом кисти рук не должны ограничивать свободу его перемещения вслед за целью. При стрельбе из гладкоствольного ружья, запястья должны находиться в естественном положении.

Поэтому хват цевья гладкоствольного ружья выполняется большим и указательными пальцами с одной стороны и тремя оставшимися пальцами руки – с другой. В этом случае указательный палец как бы помогает направить ружье в сторону цели. Не прицелиться, как в пулевой стрельбе, а именно направить.

Благодаря такому хвату кисть находится в естественном положении, которое является наиболее удобным для стрелка. Такой хват позволяет уменьшить мышечное напряжение.

Понятно, что данная «дискуссия» возникла, когда в обиход стрелков-охотников вошли ружья с объемным цевьем, вертикалки и полуавтоматы, и то далеко не сразу, этак лет сто спустя после появления таких моделей.  

Что ведет за собой изменение хвата, так это не только положение цевья на ладони стрелка. Скорее всего, придется несколько подвернуть под ружье локоть левой руки (для правши), что слегка изменит положение плечевого пояса и удаленность хвата от ружейной колодки.

Для стенда освоить эти изменения чисто внешне особого труда не составит. Если в охотничьем варианте, особенно на охоте с подхода, с ружьем в полуготовности, здесь нужно все прикинуть основательно.

Вообще вскидка, хват, стойка стрелка… положение тела человека не совсем естественные, скорее наработанные, оптимальные для выстрела из ружья.

Естественно, возникает вопрос, как себя правильно подготовить к работе с оружием, к действительно сложному навыку стрельбы влет.

Здесь я не буду останавливаться на системе тренировок без выстрела (домашней) и стрельбе на стендовых площадках, затрону только «новомодный» хват «два на три».

Как я выше заметил, «если мы видим левую руку в роли управляющей корпусом стрелка, включающей в работу правую руку, мышцы плечевого и поясничного пояса отчасти при больших углах поворота, бедра и икры ног, влияющей на некоторое перераспределение массы стрелка на ступни ног… подводя итог, в организации почти всей двигательной составляющей стрелкового процесса», а это основной посыл данного хвата, как и замечание Ярдли: «Указательный палец некоторые инструкторы советуют располагать так, чтобы он показывал на цель», это не только «механические» действия.

Просто чтобы все это заработало, помимо психологического настроя, на предполагаемые действия, нужно потрудиться над «двурукостью», чтобы ловкость левой руки приблизилась к проворности правой. Давненько известный итальянский тренер Тонино Бласи рекомендовал это в своих откровениях. Все это не внешняя «атрибутика», а в определенном виде переход на новую технику стрельбы, своеобразная «перестройка» двигательного навыка.

Результат может сразу порадовать, но это «эффект» новизны, за которым последует спад и постепенный рост мастерства. Это естественный, но необязательный процесс, может, все обойдется без осложнений. Одним словом, без упорства «перестройка» пройдет впустую, особенно если не дружить с головой, конечно, это больше касается стрельбы по тарелочкам, но и на охоте не надейтесь на авось.

Здесь нелишне заметить, что в последние времена наметился «разрыв» в технике спортивной стрельбы и охотничьей. Излишняя заученность двигательной составляющей, особенно в упражнении скит (круглый стенд), стала «противоречить» рациональной стрельбе на охоте.

Заканчивая рассуждения об эволюции в стрельбе влет, помимо напоминания о технике безопасности как на стрельбище, так и на охоте, все осталось практически прежним, как сто лет назад, делом увлекательным и полезным во всех отношениях, к сожалению, сегодня далеко не дешевым.