Изображение Царские подарки
Изображение Царские подарки

Царские подарки

Что скрывать, все мы любим получать подарки, особенно те, о которых мечтали долгое время и которые нам нужны. Если близкие «угадывают» наши желания, мы благодарны им за это и счастливы, считая их подарок поистине царским.

Во всех семьях дни рождения детей – самые радостные события. Царские семьи не исключение. Правда, сегодня мы забываем (либо вовсе не знаем), что раньше отмечались и считались домашним праздником не собственно дни рождения, а именины – дни памяти небесных покровителей членов семьи, в честь которых они названы при крещении. Дни эти называются тезоименитством (слово, однокоренное с тёзкой).


Интересно, какие же «царские» подарки получали дети русских императоров и они сами? Ну, разумеется, бриллианты! Или деньги на них, переведенные на счета именинников. Но кроме этого, детям дарили игрушки, просто полезные и нужные им вещи, а также что-нибудь необычное и занимательное – чтоб удивить и обрадовать. Так, когда цесаревичу Александру Николаевичу (будущему Александру II) исполнилось восемь лет, ему на день ангела подарили очень большой подарок – арабскую лошадь. «Догадалась» о том, чего ждет не дождется внук, конечно же, бабушка – императрица Мария Федоровна. Нужный подарок для мальчика! Тем более что императорские дети начинали обучаться верховой езде с семи лет.


Вообще дарить животных в семьях русских императоров было традицией, и царские дети, и сами цари получали в подарок лошадей, пони, осликов, собак и котят довольно часто. Самый известный из таких «живых» подарков – терьер Лизетта, любимица Петра I, подаренная государю Меньшиковым... Многие, наверное, знают и о легендарной «личной» собаке Александра III, лайке по кличке Камчатка. Она тоже подарок – матросов крейсера «Африка». Всеобщая любимица, собака не уцелела в крушении царского поезда близ станции Борки в октябре 1888 года. Сам император Александр III и члены его семьи чудом остались живы, но Камчатка погибла под обломками поезда... А как не вспомнить трогательного ослика Ваньку, подаренного десятилетнему цесаревичу Алексею вдовствующей императрицей Марией Федоровной, его бабушкой! Раньше Ванька выступал в цирке Чинизелли, но «за старостью лет» был списан и «вышел в отставку». Ослик возил царских детей и нет-нет да проделывал старые трюки – на радость и веселье всех. Позже шикарную упряжь для него подарил наследнику итальянский король Виктор-Эммануил.


Дарили и полезные вещи, носящие воспитательный характер. В 1852 году семилетний Александр Александрович (будущий Александр III) получил от дедушки Николая II целый ящик оружия – детского, конечно, но ружье, пистолеты и приборы к ним были изготовлены тульским оружейным мастером Большаковым. Тогда же бабушка императрица Александра Федоровна подарила мальчику славянское Евангелие, английские гравюры и карманные золотые часы, а Великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич, дяди именинника, – искусно вырезанную деревянную скульптуру, изображающую охотников. Охотничью тематику подарков подхватил и старший брат будущего императора – девятилетний Никса: от него мальчик получил в подарок охотничий арапник с костяным свистком. А еще у именинника сломался старый егерский рожок, которым он очень дорожил, и Никса его «починил и отделал заново за свой счет» и тоже подарил младшему брату.


А вот от отца – императора Александра II – мальчик получил тогда охотничий олений рог, фляжку, серебряную порошицу, лук со стрелами, ягдташ, кожаную обувь и нарукавники – словом, полный охотничий набор, причем не игрушечный, а настоящий. И, между прочим, это был подарок охотника – охотнику, так как оба Александра обожали охоту. А любящая бабушка одарила тогда внука лодкой – знала об увлечении внука рыбалкой.


Сам император Александр III и императрица Мария Федоровна воспитывали своих детей в строгости и аскетической простоте, оттого, быть может, и их родительские подарки были в основном милыми пустяками – они, как правило, «дарили много маленьких подарочков». Впрочем, однажды родители подарили старшему сыну Николаю, будущему императору, байдарку, на которой он плавал вплоть до 1917 года. При этом, зная увлечение сына водным видом спорта – греблей, родители дали ему возможность выбрать байдарку по каталогам. О любви к воде и лодкам знали все родственники будущего монарха, поэтому на дни рождения он неоднократно получал в подарок или байдарку, или шлюпку. На них он обычно плавал в Гатчине, отсюда и пошло общее название всех царских байдарок и лодок – «гатчинка». Впоследствии Николай II приучал к воде сына-наследника, и когда тот вошел во вкус, подарил ему байдарку-двойку.


В детстве последний русский император получал также и «военные» подарки, например, предметы для фехтования – рапиру, носки, перчатки, нагрудник. А на 20-летие ему подарили последний «подростковый» подарок – детскую казачью винтовку «Бердана-2», находящуюся на вооружении в 1870 – 1891 гг. Ее «детскость» заключалась в том, что у нее не было спусковой скобы и был уменьшен ствол. Уникальным можно назвать подарок цесаревичу Алексию – последнему наследнику Российского престола, расстрелянного большевиками со всей своей семьей и слугами в Екатеринбурге. В 1913 году Григорий Распутин подарил мальчику шашку в ножнах, портупею и газыри. Подарок был невероятно дорогой – поистине царский, настоящее художественное произведение, выполненное мастерами Дагестана.


Дарили царским детям и «рыболовные» подарки, но реже, чем «военные» или «охотничьи». Так, когда Николаю II исполнилось 13 лет, императрица-мать подарила сыну рыболовные снасти и полный комплект для рыбалки: катушку для удилища, искусственных рыбок – стеклянную и металлическую, моток двойной лесы и английское удилище. Стоило все это пустяки, и, видимо, Мария Федоровна решила прибавить еще одно, уже дорогое, «удилище складное английское», стоившее 25 рублей. Недорогой, но симпатичный и нужный подарок для подростка.


Царские дети были воспитаны так, что никогда не думали о том, сколько стоит подарок, и были одинаково счастливы получить любой. Главное, их августейшие родители прекрасно знали об их увлечениях, интересах и желаниях. К тому же понимали, что подарки должны нести в себе воспитательный характер. Получая подарки, о каких мы здесь вспомнили, дети, несомненно, растут любящими природу, животных, становятся людьми физически и душевно здоровыми, сильными и мужественными.

Что еще почитать