Изображение В ночное за налимом
Изображение В ночное за налимом

В ночное за налимом

Кончается бабье лето, и настоящая осень с холодными дождями и ветрами-листобоями скоро вступит в свои права. А не за горами и предзимье с первыми крепкими зазимками и крупяными порошами, ненадолго белыми пятнами укрывающими и пожухлую траву, и унылые темные поля. Межсезонье…

Несмотря на такую безрадостную картину увядания природы перед неумолимо надвигающейся зимой, мысли о которой у обыкновенного обывателя вызывают стойкий озноб, истинные охотники за различными хищниками наших вод, напротив, воспряли духом и сожалеют лишь об одном, что коротки дни и чересчур непродолжителен этот замечательный период в жизни водоемов. И трудно сейчас отдать предпочтение какому-либо виду охоты: то ли по ямам на спиннинг или блеснением в отвес ловить матерых «зубастых», то ли на каменистых грядах попытать счастья в ужении клыкастого судака, а то и заняться азартными блеснением или живцовой ловлей крупных «полосатых», собравшихся сейчас на относительно глубоких местах в огромные одновозрастные стаи.


Но есть немалый контингент охотников, которые с нетерпением дожидались сильного осеннего охлаждения воды, что ранее всего случается на быстрых реках, таких как Ока, верхняя Волга, верхняя р. Москва, Нева, Вуокса, Печора и т.п. Здесь из-за быстрого перемешивания воды она становится ледяной буквально после первых крепких ночных заморозков. Тут-то и выходит из летних укрытий таинственный ночной хищник налим — единственный представитель в пресных водах тресковых рыб, отличающийся своей замечательно большой и целебной печенью. Словно аспиды медленно выползают налимы в безлунные или ненастные ночи на каменистые мелководья, уничтожая все живое на своем пути, но более всего «уважая» при этом ерша. Правда, в последние годы многим рыболовам на налимьей ловле удается добиваться впечатляющих результатов, используя в качестве наживки пучок крупных червей. А на Оке, к примеру, уже и ерш не столь актуален, поскольку реку массово заселил бычок-мартовик, а может быть, он называется бычок-кругляк, который, вероятно, пришел с юга и которого теперь с удовольствием «жрет» весь местный хищник, как это еще недавно было с ротаном. При первых намеках на рассвет налимы быстро уходят в глубину и затаиваются в укрытиях или просто залегают на дне.


Случаются ночи, в которые налимы вовсе не выходят на разбой — это когда на небе полная и почти белая луна, а звезды так ярки и близки, что до них, кажется, можно дотянуться рукой. Но бывает, что и днем можно неплохо половить налима, лишь бы хватило духу высидеть на унылом берегу в сильный ветер, частенько сопровождающийся дождем со снегом. Однако, днем, как правило, ловятся лишь некрупные налимы — до килограмма весом.


Ночная охота на налима в техническом плане несложна и в чем-то даже примитивна, представляя из себя преимущественно ловлю на довольно короткие и грубые донки-закидушки, установленные в ряд на берегу и снабженные звуковыми либо световыми сигнализаторами поклевки, а также легко снимающимися и заменяющимися поводками с большими одинарными крючками, так как налим глотает наживку очень глубоко, а уж затем «извещает» о поклевке. Важно лишь верно подобрать вес грузила на донке, способного противостоять течению.


Но и такая ловля станет успешной, если подготовку к ночному бдению провести загодя. Для этого на берег реки надо прийти задолго до темноты, на те же донки, но с мелкими крючками, наживленными червем, наловить ершей, бычков, очистить от мусора место установки снастей, заготовить дрова для костра, сделать простейшее укрытие от непогоды, проверить фонарь и т.п. Кстати, о костре. Если ловля ведется недалеко от берега, то его лучше развести в какой-нибудь впадине, чтобы меньше света падало на воду. Во всяком случае, налимы будут клевать непосредственно вокруг границы светового пятна, так как отблески костра привлекают много мелочи.

Что еще почитать