У нашего любимого пойнтериста, эксперта Всероссийской категории Кошелева Игоря Михайловича,  юбилей – 6 февраля ему исполнилось 70 лет.

Всю свою жизнь Игорь Михайлович посвятил пойнтерам. Беззаветно преданный нашей породе, безукоризненно честный, доброжелательный, прямой и удивительно скромный, он понимает и чувствует нашу породу как никто другой. И именно поэтому его  расценки пойнтеров на полевых испытаниях и состязаниях, а также описания их  на выставках и выводках – самые точные, самые лучшие  и самые определяющие  среди всех современных экспертов.  И.М. Кошелев человек, на котором сегодня держатся традиции ведения породы.

Игорь Михайлович родился  в 1938 году в Уссурийском крае в семье  кадрового военного. Вскоре семья переехала в Москву, т.к. глава семьи поступил в Академию имени Фрунзе. В 1941 году, через день, как проводили на фронт отца, семья  Кошелевых уехала в эвакуацию в Пензенскую область. Сам Игорь Михайлович вспоминает, что природа тех мест, которую он полюбил, произвела на него огромное впечатление и оказала влияние на  всю его дальнейшую жизнь. Там же он впервые познакомился с охотой – сосед семьи был охотником, но в то голодное время это занятие было не развлечением, а возможностью прокормиться, чтобы выжить. В середине войны семья вернулась в Москву.

Маленького Игоря сразу же положили в лазарет – так сильно был истощен. Жили они в то время в Бутово, и ребенок часто ходил в лес, искал грибы,  ягоды; ведь из еды были только хлеб, картошка да молоко. В 1946 г. отца, командира дивизии, переводят в г. Горький. Жили прямо в лесу. Даже в школу ходили через лес – пять километров туда, пять – обратно. Игорь постоянно пропадал в лесу, «охотясь» с самодельным луком и собакой Джульбарсом, немного похожим на пойнтера. У соседа-офицера был сын, с которым Игорь Михайлович дружил. Однажды на день рождения этого мальчика его отец решил сделать ребятам подарок: разрешил им поохотиться со своим ружьем на уток, которые обитали на маленьком болотце неподалеку. Игорь Михайлович вспоминает, что у него в сердце что-то заговорило.

Когда И.М. Кошелеву исполнилось 13 лет, отца перевели под Ровно, в украинское полесье. Страстно завидовал подросток офицерам, ведь каждое воскресенье они уезжали на охоту. При городском обществе охотников был кружок юных охотников, именно там Игорь узнал, что сможет охотиться уже с 14-ти лет. Мать ни за что не соглашалась – места там были неспокойные. Однако Игорь Михайлович не сдавался. Ему очень хотелось иметь свое ружье. В городе был единственный охотничий магазин, где продавали оружие, и  Игорь мог часами любоваться им, мечтая о том времени, когда он сможет взять ружье в руки. Как обращаться с оружием он уже знал,  все, что было в офицерской библиотеке, связанное  с оружием и охотой, было читано-перечитано. Игорь Михайлович, как и многие его сверстники в то время, увлекался спортом, особенно баскетболом. Со своей командой он ездил в окрестные городки.

Детям давали  талоны на питание, а Игорь Михайлович их сдавал, собирая деньги на ружье. Наконец родители сдались – Игорю Михайловичу уже исполнилось 14 лет, учился он отлично. До сих пор он вспоминает этот день: сам, без родителей, пошел в магазин и без всяких справок и письменных разрешений купил ружье, патроны и патронташ.

Одностволка была совсем новенькая, вся в масле. К этому времени Игорь уже прочитал работу Зернова, сам начертил мишень для пристрелки и вместе с приятелем, самостоятельно набив патроны, отправился за город пристреливать ружье.  Все прошло удачно, и ребята с нетерпением ждали  наступления 1 августа – открытия охоты. Наконец долгожданный день наступил, ребята поехали накануне, ночевали вдвоем на острове, под дождем. Когда рассвело, он увидел летящего прямо на него бекаса. Игорь поднял ружье – вот он, первый трофей. Потом взял несколько уток.

Домой ребята вернулись, полностью обвешанные дичью. Через год приятель И.М. Кошелева тоже стал охотником, и ребята  охотились вместе, каждый день бегали на вечерку.

После окончания школы И.М. Кошелев отправился в Москву поступать в институт, семья осталась в Германии. В это время  он уже увлекался авиамоделизмом, поэтому выбор был очевиден – Московский авиационный институт.

Родители поставили условие, что подарок – ружье будет только после поступления в институт. И сразу после поступления Игорь Михайлович стал обладателем тулки-двустволки, купленной в знаменитом магазине на Неглинной.

Уже тогда И.М. Кошелев понимал, что самая прекрасная охота по дичи может быть  только с легавой собакой. Он еще не решил, на ком же остановиться – на английском сеттере или на пойнтере, но первая выставка охотничьих собак, на которой побывал наш будущий юбиляр, расставила все на свои места. И именно пойнтер целиком и полностью занял сердце Игоря Михайловича. В это же время И.М. Кошелев познакомился и подружился со своим одногруппником – Вадимом Меркуловым. У того в семье был годовалый пойнтер Джим, уже натасканный и имевший полевые дипломы. В октябре друзья в первый раз поехали на охоту на вальдшнепов под Михнево. В тот день охотники ходили много, черно-пегий Джим работал блестяще.

И.М. Кошелев, впервые стреляя из-под стойки пойнтера, взял дичь. Это все и решило. Каждые выходные проводили наши охотники  с пойнтером. Теперь у Игоря была мечта – приобрести настоящего пойнтера, вырастить его, натаскать и охотиться с ним. Ему хотелось черно- или красно-пегого кобеля. И в 1959 году эта мечта осуществилась – у семьи Кошелевых появился маленький Кадо, «подарок» по-французски. К этому времени  И.М. Кошелев прочитал всю литературу о пойнтерах, издававшуюся в России, постоянно бывал на выставках и выводках МООиР, собраниях секции любителей пойнтеров. В то время председателем  секции  был Гусев. Игорь Михайлович познакомился с такими корифеями нашей породы, как Чумаков, Калачев, Платонов, Найденов, Юдкин. Там же Игорь Михайлович познакомился с молоденькой пойнтеристкой – Ниной Викторовной Мамаевой, в будущем нашим замечательным и всеми любимым начальником отдела собаководства МООиР. Через год с подачи Гусева Игорь Михайлович поехал натаскивать своего пойнтера в Каданок, деревню в Белоомутском охотхозяйстве Московской области. В то время никакой базы там не было, а   в деревенском доме жил егерь Телегин, занимавшийся натаской собак. Игорь Михайлович хотел сам натаскать Кадо. Целую неделю он вместе с собакой прожил там, ночуя в стогу сена. На следующий день после приезда  егерь вместе с И.М. Кошелевым и Кадо отправились в поле – всего лишь в 300 м от избы, где жил Телегин. Из-под ног фыркнул дупель. Телегин сразу же предложил наводить на перемещенного. Собака прихватила, привстала, не погнала. Так как Игорь Михайлович хотел дальше продолжать работу сам, егерь ушел. На следующий день Телегин предложил устроить таксацию угодий  и попросил И.М. Кошелева взять с собой  коробок спичек и перекладывать по одной на каждого увиденного дупеля. Была переложена целая коробка, однако Кадо  сделал настоящую работу со стойкой уже на пятом дупеле. А первый свой диплом с ним Игорь Михайлович получил в том же году, приехав  в Каданок  еще раз. Председателем комиссии был Клятов.

На курсы кинологов при МООиР И.М. Кошелев поступил в 1963 году, в то время там читали лекции корифеи – Калачев, Мазовер, Шерешевский.  Через 5 лет были курсы повышения квалификации. Стажировался  Игорь Михайлович на московских выставках постоянно, а в летнее время ездил в Каданок, где уже создавалась база натаски легавых. Самым главным  своим учителем  Игорь Михайлович называет Б.А.Калачева – одного из основоположников российского охотничьего собаководства. В это же время И.М. Кошелев становится членом бюро секции пойнтеров МООиР. И поныне Игорь Михайлович остается нашим самым знающим, самым опытным и самым любимым членом секции, председателем племенного сектора и абсолютно НЕЗАМЕНИМЫМ  пойнтеристом. Хочу от своего имени и от имени всех любителей породы пойнтер пожелать нашему дорогому Игорю Михайловичу здоровья и долгих лет жизни, полных успехов и побед его любимой породе.

Что еще почитать