Отгремели литавры при открытии, пролетели, словно миг, дни работы выставки, и, как по мановению волшебной палочки, опустел павильон... Теперь, по прошествии времени, можно спокойно подвести итоги прошедшей  в декабре 16-й выставки «Клинок – традиции и современность».

Приобретение нового клинка уже несколько лет не является проблемой, ибо разнообразие ассортимента представленных моделей как в специализированных охотничьих магазинах, так и вне их, уже давно перестало удивлять и воспринимается как должное. Но все равно два раза в год любители клинковых изделий, бросив все дела, стремятся непременно побывать на выставке, чтобы найти для себя что-то новое. Да у меня самого более 50 ножей, но тем не менее всякий раз обязательно посещаю выставку, чтобы при возможности пополнить уже имеющуюся коллекцию.

По словам директора выставки Валерия Егорова, в 16-й выставке «Клинок» приняли участие 100 представителей производственных предприятий, отдельных мастеров, творческих коллективов. По сравнению с последней выставкой, проведенной в ЦДХ, количество участников снизилось почти что вдвое. Вполне вероятно, что это объективный выставочный закон. Изменилась площадка, несколько изменился формат выставки, все это в совокупности привело к тому, что изменилось количество участников. Отвечая на вопрос корреспондента «РОГ», чем именно была вызвана необходимость смены выставочной площадки, Валерий Егоров отметил, что экспозиция выставки переросла отводимую под нее площадь (напомню, что в ЦДХ выставка размещалась только на третьем этаже) и уже не вмещала всех желающих принять участие в ее работе. Кроме того, руководство ЦДХ и Международного союза художников проинформировало оргкомитет выставки, что тематика выставки более не соответствует формату выставочного зала. Не берусь оспаривать мнение художников, но более яркой и соответствующей тематике именно ЦДХ, пожалуй, не осталось. Кстати, выставка «Клинок» проводится не только при  поддержке МВД России, но и при поддержке Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ. 

Экспонаты в тематическом разделе художественных изделий восхищали и внушали гордость за искусство рук российских мастеров. Достаточно назвать уникальный комплект из трех клинков (длинного, среднего и короткого) работы кузнеца Всеволода Соскова, только что вернувшийся из Лувра, где он экспонировался, композицию «Тамерлан» работы златоустовских мастеров (третье место в номинации «композиция»  в конкурсе длинноклинковых художественных изделий), великолепные изделия, представленные на стенде УФСИН России по Омской области (сабля «Северная жемчужина» заняла третье место в номинации длинноклинковые художественные изделия), традиционно вызывающие интерес работы мастеров «Русских палат» (меч «Король Артур» занял первое место в конкурсе длинноклинковых художественных изделий). Это, конечно, далеко не полный перечень.

Огромный интерес посетителей вызывали экспонаты на стенде объединения мастеров «Самурай-Арт». Восхищенным взорам ценителей клинков были предъявлены настоящие катаны из дамасской и белой японской стали, а также вакидзаси, танто, дайто, широсай, ножи и кинжалы. (Но и российские мастера не лыком шиты: нож «Танто» производства компании «Кустари-Ф» из Ворсмы сделал бы честь любому самураю.)

Япония – не только страна древней культуры и верности традициям, но еще и страна передовых технологий, воплощаемых как в современных электронных, так и в обычных бытовых предметах, какими являются кухонные ножи.

Оказывается, ножи тоже могут быть необычными. Если мужчины, затаив дыхание, стояли у стенда с классическими клинковыми изделиями, то женщин было просто не оторвать от стендов, на которых были представлены японские кухонные ножи из циркониевой керамики, ножи из высокоуглеродистой легированной стали, ножи с титановым покрытием.

На выставке были широко представлены работы российских мастеров, развивающих традиции изготовления национальных клинков. Многие ножи Владимира Сушко из Петропавловска-Камчатского, изготовленные в единственном экземпляре, находятся в частных коллекциях, а нож «Константиныч» хранился в Оружейной палате Кремля. На стенде Фонда поддержки и развития народных художественных промыслов аборигенов Камчатки можно было полюбоваться ножами, изготовленными с большим уважением к национальным традициям с использованием клыка моржа и когтя медведя. Были представлены на выставке и работы мастеров Кавказа («Кази-Кумух», «Булат», ЧП «Магомаева», Дагестан), и ножи карелов и финнов.  

   
Раз уж речь зашла о проводившихся на «Клинке» конкурсах, то следует отметить, что кроме конкурса художественных изделий, в программе выставки были конкурсные испытания туристических ножей и ножей выживания, конкурс городских тактических ножей, соревнования по рубке свободно висящего каната, турнир по метанию ножей, мастер-класс народного артиста России и Осетии-Алании, художественного руководителя Московского конного театра «Каскадер» Мухтарбека Кантемирова. Мухтарбек Кантемиров сказал: «Люди по-разному относятся к метанию ножа. Кто-то считает, что это баловство, и раздраженно фыркает, когда взрослые и с виду серьезные люди берут в руки ножи и «впадают в детство», втыкая их во что придется. Другие тоже считают, что это баловство, но с удовольствием берут с собой наборы ножей, чтобы позабавиться на природе. А кто-то, как основатели и члены «Общества содействия развитию целевого метания ножа», относятся к этому крайне серьезно. Как к спорту. Большому спорту». Во всяком случае на выставке у всех желающих была возможность проявить свое мастерство в метании ножей. Правда, не у всех получалось, хотя, на первый взгляд, в метании ножа ничего сложного нет. Но это только на первый взгляд. С другой стороны, когда ножи метал Мухтарбек Кантемиров, то казалось, что все на самом деле очень просто.

Отдельным пунктом программы было поварское шоу. Если прежде повара давали оценку пригодности различных ножей (кухонных, туристических, охотничьих и др.) для выполнения тех или иных операций на кухне (разделки мяса, резка овощей и фруктов, нарезка сыра и др.), то на этот раз программа шоу усложнилась. Шеф-повар одного из московских ресторанов Юрий Шутаев отвечал за эту часть программы и работал преимущественно с японскими кухонными ножами, а ведущий популярной кулинарной программы на радио Илья Якушин, наоборот, использовал самые неподходящие для кулинарных целей ножи для обвалки туши. Высокую оценку Ильи, в частности, заслужил нож «Жиган» с наборной рукояткой из разноцветного плексигласа, о котором он сказал, что внешний вид ножа «возвращает нас в детство».

Чем же новым удивили и порадовали потребителей производители серийных клинковых изделий России? Пожалуй, самым точным ответом на этот вопрос будет слово «ничем».

Все серийные изделия, представленные на выставке, были хорошо известны тем, кто интересуется современным российским клинковым оружием. Возможно, производители клинкового оружия не имеют пока достаточных средств, чтобы запустить в серию имеющиеся у них интересные разработки, так как не могут просчитать реакцию рынка на новинку. Возможно, производители считают пока преждевременным запуск новинок в серию. Возможно, производители клинковых изделий решили воспользоваться представившейся возможностью, чтобы лишний раз напомнить о себе. Возможно... Да мало ли причин, стоящих на пути внедрения новинки в серийное производство!

Спектр представленных ножей российского производства был исключительно широк: от перочинных ножей образца тридцатых годов прошлого века (на одном из стендов была представлена копия легендарного «наркомовского» складного ножа) до ножей выживания и топоров. Материалы, использованные для производства клинков, варьировались от различных марок нержавеющей стали (преимущественно 65Х13 и 95Х18) до дамаска и булата (в том числе и уже упоминавшиеся топоры). Абсолютно все клинки, представленные на выставке, были сертифицированы ЭКЦ МВД РФ как ножи хозяйственно-бытового назначения, поэтому для их покупки не требуется иметь разрешения на хранение и ношение огнестрельного охотничьего оружия. Выставка проводилась в одном из павильонов ЦВК «Экспоцентр», и в нем нельзя было выполнить все требования, которые предъявляет МВД к выставкам, на которых экспонируется оружие, поэтому охотничьих ножей в экспозиции не было.  

Многие производители увлеклись производством ножей из дамаска. Скажу больше: сейчас только ленивый участник «Клинка» не производит ножи из дамаска. Допускаю, что дамаск представляет больший простор для творчества, чем обычная нержавейка. Возможно, что клинок из дамаска смотрится гораздо эффектнее, чем нож из стали 95Х18. Конечно, узор дамаска уникален и неповторим. И как уникальное в своем роде изделие нож из дамасской стали и стоит соответственно. На качественные ножи из дамаска ИЗВЕСТНЫХ производителей, гарантирующих качество своим именем, существует устойчивый спрос. Это великолепный подарок, превосходное украшение коллекции, особенно если этот нож выкован и «одет», как говорят оружейники, мастером своего дела. А как обстоит дело с продукцией НЕИЗВЕСТНЫХ производителей? Можно ли верить их утверждениям и платить весьма существенные суммы за изделия мастеров, не имеющих годами наработанных репутаций? 

Производители клинков утверждали, что их ножи, изготовленные из дамасской стали, идеально подходят для охоты, что они не ржавеют в агрессивной среде и т.д. Было бы интересно узнать, есть ли у читателей газеты опыт применения клинков из дамасской стали на охоте и в какой мере заявляемые производителями характеристики соответствуют действительности.

На прошлых «Клинках» посетителей привлекала возможность приобрести интересующий их нож по ценам производителя. На 16-м «Клинке» ситуация изменилась: многие производители продавали свои ножи по ценам порой более высоким, чем они стоят в магазинах. Все попытки покупателей сбить цену натыкались на возражение – «мы работаем по прайсу», а один из участников сказал корреспонденту «РОГ», что как раз на выставках цены не могут быть низкими по целому ряду объективных причин. И действительно: цены на серийные ножи отечественного производства уходили за 10–12 тысяч рублей, при этом цены на представленные компаниями-импортерами ножи ведущих мировых производителей, таких, например, как Buck, Katz, Cold Steel и Kershaw, были в районе 5–7 тысяч. «Прогнило что-то в Датском государстве», – сказал Марцелло в трагедии Шекспира «Гамлет». Точнее не скажешь. Нет, были, конечно, и недорогие ножи из Ворсмы и Павлово, но либо они были абсолютно невыразительными, либо уж совсем «хозяйственно-бытовыми». Неужели российские мастера уступят эту нишу зарубежным компаниям?  

Хочется верить, что выставка «Клинок» все же сможет укорениться на новой площадке и не утратит удивительную клубную атмосферу, некогда присущую ей. А пока от посещения выставки осталось разочарование, хотя и искусство, и традиции клинка были на ней представлены, но безликий «хозбыт» все забил. Посмотрим, что привезут клинковых дел мастера на выставку «Охота и рыболовство на Руси». Может быть,  там удастся посмотреть на новые модели ОХОТНИЧЬИХ ножей...  

Что еще почитать