Жарко. Даже не жарко, а просто пекло какое-то. В тени столбик термометра не опускается ниже тридцати градусов, а на припек и выходить-то страшно. А каково им – главным виновникам и хозяевам нынешнего праздника в их роскошных шубах? Да, я не оговорился, сегодня здесь, на Шуйском стадионе «Спартак» – праздник. Праздник охотников и их верных друзей и незаменимых помощников. Шуйское общество охотников и рыболовов проводит ежегодную выставку охотничьих собак.

Сколько профессий у собак? Сразу, пожалуй, и не ответишь. Сторож и поводырь, спасатель и пограничник... Можно перечислять и перечислять. Наши четвероногие друзья рядом с нами и в беде, и в радости, они помогают воспитывать наших детей, ищут преступников, но самая первая, самая древняя профессия собаки, «профессия», сроднившая ее с человеком, – охота. И пускай сегодня охота для подавляющего большинства из нас перестала быть добыванием пищи (и слава Богу!), превратившись в увлечение, в страсть, по-прежнему рядом с нами в лесу, на болоте или на поле верный четвероногий друг. Вот этих друзей и привели сегодня охотники на стадион. Себя показать, на других посмотреть, пообщаться со старыми знакомыми, поболтать о прошедшем сезоне, вспомнить тех, кто уже не придет больше никогда. Одним словом – праздник.
До окончания регистрации участников выставки еще почти час, а на подъезде к «Спартаку» машину поставить негде, и за сотню метров от входа на стадион, на другой стороне улицы, где я с трудом смог припарковаться, слышен многоголосый собачий лай. Звонкие голоса ягдов, азартная с хрипотцой перебранка лаек и всех их перекрывающие трубные голоса гончаков. И только легавые, как истинные интеллигенты, в большинстве своем хранят молчание, лишь изредка огрызаясь на наиболее агрессивных соседей.
На самом стадионе буквально негде яблоку упасть.
У ворот всех входящих дружным дуэтом встречают две молодые лайки.
Рядом с ними ягдтерьер, выглядящий совсем малюткой рядом с крупной лохматой лайкой, тем не менее азартно треплет ее за поводок, явно приглашая поиграть, но лайке не до него. Все внимание ее обращено на край футбольного поля, где неторопливо прогуливается рыжий ирландец.
Впрочем, откровенных забияк, как мне показалось, было немного. Подавляющее большинство героев выставки вели себя вполне прилично. В тени тополей между болельщиками, нетерпеливо ждущими начала выступлений в рингах, громко высказывающими свои суждения в адрес той или иной собаки, втиснулся крупный, старый, с седой мордой гончак. Он положил голову на край дощатого барьера и смотрит на жмущуюся к ногам хозяев растерянную и возбужденную молодежь умными и чуточку грустными глазами.
– Стары мы стали. Больше не участвуем, – отвечает на мой вопрос хозяин гончака. –
А все равно, каждую выставку приходим, как же иначе!
Шуйская выставка, хотя по статусу своему и считается районной, по известности, по представительству участников и по уровню судейства давно вышла за рамки не только района, но даже и области. Из года в год приезжают сюда со своими питомцами охотники из Нижнего, из Костромы, из Подмосковья. Вот и сегодня Владимир Петрович Мохирев – директор Шуйского охотничье-рыболовного хозяйства на правах радушного хозяина принимает гостей.
– Жалко, что в этом году пришлось перенести срок проведения выставки, – делится он своими заботами. – Мы традиционно, много лет проводили выставку в начале июня, но в этом году на начало июня намечена областная выставка, поэтому нам и пришлось сместить время проведения на конец мая. Кто-то, особенно охотники из других городов и областей, об этом не знают, у кого-то еще в самом разгаре огородная страда. Естественно, в такой ситуации не до выставок. Так что, думаю, участников в этом году будет намного меньше, чем в прошлом. Но все равно собачек пятьдесят-шестьдесят будет. В прошлом году у нас вообще рекорд последних лет был – больше ста собак. Такого с середины восьмидесятых лет прошлого века не бывало. Ну ладно, ты извини, потом поговорим, а сейчас мне некогда, видишь, еще люди приехали. – Заторопился он к столу регистрации.
Закончена, наконец, утомительная, но совершенно необходимая процедура регистрации и звучит долгожданное:
– На ринг приглашаются...
В ринге лаек шумно. Открывают парад молодые западносибирские лайки. Поначалу от природы очень подвижные собаки ведут себя довольно спокойно и послушно следуют по кругу, но когда приходит время показывать зубы, это нравится не всем. А уж когда настал черед собак старшей возрастной группы – здесь бойцовский характер лаек проявился в полной мере. Хозяева с трудом удерживают двух дымчато-серых красавцев-кобелей вознамерившихся выяснить отношения. Четвероногие зрители и болельщики поддерживают их дружным лаем, но поединок не состоялся.
В ринге гончих все значительно спокойнее. Эти сильные крупные собаки даже здесь, в абсолютно непривычной для них обстановке, умудряются сохранять спокойствие и неискушенному зрителю могут показаться, пожалуй, чрезмерно флегматичными. Но это лишь кажется. В этом легко убедится каждый, кто хоть раз увидит их в работе, услышит живую музыку гона. Кстати, термин «музыка гона» в охотничьей среде не просто красивый оборот, а нормальное определение. Там они преображаются и охотники знают немало случаев, когда молодые не слишком опытные собаки в азарте погони гибнут под колесами машины или поезда, куда нередко выводит их искушенная, набравшаяся опыта в состязании с собаками лиса.
Со стороны ринга норных доносится яростное рычание. Заставить показать зубы маленького ягдтерьера – задача не из простых. Хозяину – пожалуйста, а вот постороннему – попробуй, подойди! Природа наградила этих небольших собак отважным, поистине неукротимым бойцовским характером. Да и «профессия» норной собаки не для трусливых. Один на один сражаться в темной тесной норе со зверем часто гораздо более крупным и сильным, чем сам боец, и при этом выходить победителем – для этого надо иметь сердце льва.
Поведение подружейных собак – нечто вроде собачьего светского раута. Ни рычания, ни суеты, ни эксцессов. Даже встречаются поджарые красавцы по-английски вежливо и сдержанно, слегка обозначая интерес. Впрочем, на выводке некоторая нервозность все-таки замечается, но если учесть, что для многих участников выставки такое массовое общение едва ли не первое в жизни, то и некоторые переживания можно простить. Эксперты у подружейных строги, но объективны и доброжелательны. Для каждой собаки, даже для тех, кому не досталось наград и дипломов, находят они доброе слово, совет, пожелание.
О самых верных, самых преданных четвероногих друзьях и помощниках наших говорить можно бесконечно. Не случайно среди охотников никогда не используются такие понятия, как «лучше» или «хуже» в отношении собак. Есть победители, есть те, кто по тем или иным причинам не стал победителем, но для любого лучшая – это всегда своя. Да по-другому, наверное, и быть не может. Ведь не взвешиваем же мы на весах, не оцениваем в граммах или рублях любовь, дружбу...
И все-таки пора сказать об итогах выставки. Из пятидесяти девяти собак, представленных на суд беспристрастным экспертам, наградами и дипломами были отмечены сорок один участник.
Две из них были удостоены больших золотых медалей. Триумфаторов нынешней выставки я называю поименно. Ведь это – элита. И так, обладателями больших золотых медалей стали ягдтерьер И.Л. Дубова и, в очередной раз, дратхаар С.Н. Чайкина.
Олег НАЗАРОВ

Что еще почитать