В один из морозных зимних дней, работая во дворе своего дома, я заметил недалеко усталого, немолодого уже охотника, тяжелой походкой возвращавшегося с полей. Вдруг он внезапно остановился, глядя себе под ноги, постоял немного, сменил направление и начал быстро и сосредоточенно двигаться, иногда внимательно посматривая по сторонам.

 

Потом быстро взобрался на припорошенную снегом большую кучу земли, огляделся, неожиданно вскинул двустволку и в воздухе прогремели два торопливых выстрела. Распираемый любопытством и завистью (в тот день на охоту выйти не удалось), я поднялся по лестнице и тут же увидел скачущего в моем направлении русака.

Метрах в тридцати от меня заяц остановился, присел возле проволочного ограждения, огляделся по сторонам, заметил человека и, оценив обстановку, неторопливыми скачками ушел в спасительную глубь кустарников. Охотник же  поспешно двинулся по заячьему следу, но через час уже возвращался назад  все той же усталой походкой.

Судя по его унылому виду и пустому рюкзаку, добыча на этот раз ушла…
Не утерпев, я отправился осматривать место неудачной стрельбы. То, что я увидел, называется одним, но очень емким и известным в охотничьих кругах словом – «обзадил». Обидно, а ведь заяц поднялся всего метрах в десяти от охотника, да и дробь хорошо легла по следу.

Изображение фото: fotolia.com
фото: fotolia.com 

Я попытался представить себе произошедшее. Вот мелькнул в густом бурьяне внезапно поднявшийся русак, вскидка ружья, торопливая поводка с упреждением, ведь на прицеливание отведены недолгие мгновения, два поспешных выстрела –  и  невредимый зверек быстро исчезает в заснеженных зарослях… Ситуация, знакомая многим, особенно начинающим. До боли знакома она и мне.

Думаю, каждый уважающий себя охотник, перед своим самым первым выходом в угодья, читает немало охотничьей литературы и теоретически вполне подкован в вопросах правильного подбора оружия, вскидки и способах стрельбы по стремительно движущейся цели. Но досадные промахи  в той или иной мере, к сожалению, знакомы каждому охотнику и не только начинающему. Часто мазал и я, особенно на первых порах, поэтому  со временем я начал искать свой путь к успешному выстрелу.

О причинах неудачной стрельбы написано немало, попробую и я изложить свое видение этой проблемы, правда, с точки зрения дилетанта. И, исходя из своего пятнадцатилетнего опыта, хочу коснуться главных, на мой взгляд, факторов, влияющих на неудачи и промахи на охоте.

Изображение фото: fotolia.com
фото: fotolia.com 

Первое –  это тип нервной системы, психическое и эмоциональное состояние стрелка. Излишняя горячность в момент появления дичи вызывает сильнейший азарт и ненужную поспешность, порой нервозность. Человек в такие мгновения  забывает обо всем. Некоторые просто не могут совладать с собой в момент неожиданного подъема зверя или птицы.

Сам часто  испытываю не в меру сильное волнение. Да, трудно бывает удержать себя в руках, когда из-под ног с пронзительными криками и треском хлопающих крыльев «взрывается» стайка куропаток или тетеревов. Даже в северных краях, где птицы много. Следуют два торопливых, часто безрезультатных выстрела и долгий неотрывный взгляд, провожающий стремительно улетающих птиц. «Пятизарядку бы сейчас!» – проносится одна и та же довольно обманчивая мысль.

Да, очевидно, что более хладнокровный стрелок имеет больше шансов, это к тому же жизненно важно на зверовой охоте. А лекарство против этого, я думаю, одно – почаще брать в руки ружье и отправляться на охоту, лучше на ходовую. Ни стенд, ни теория не заменят практической стрельбы. Замедленная же реакция, напротив, часто ведет к запоздалому выстрелу.

    Второе, и самое важное. Зверь порой оставляет считанные мгновения для выстрела. И будет ли он взят или уйдет, зависит в первую очередь от тренированности охотника. А это прежде всего тренировка «всухую» при отсутствии стенда, на котором многие российские охотники, к сожалению, никогда не были и вряд ли побывают.

Изображение фото: fotolia.com
фото: fotolia.com 

Многим это просто не по карману. К тому же  тренировки на стенде не дают полной гарантии успешных выстрелов на охоте. Здесь, на мой взгляд, решающее значение имеет регулярная домашняя тренировка, то есть правильная, многократная вскидка ружья с прицеливанием в определенную точку с дальнейшей поводкой и имитацией выстрела. Как с правого, так и с левого плеча. До тех пор, пока находишься в состоянии правильно выполнять упражнение.

И непременно в одежде, предназначенной для охоты. Ведь дичь не оставляет времени для тщательного прицеливания. Со временем вырабатывается необходимый автоматизм и появляется чувство своего оружия. Похожий метод, кстати, применяется при подготовке китайских полицейских. Первое время обучения целятся не стреляя. Иногда я вскидываюсь в пролетающих птиц, находясь во дворе своего дома, и считаю это упражнение очень полезным.

А наибольший эффект дает, как показывает моя практика, тренировочная вскидка ружья при заходе на поле, в лес и т.д. Охотник находится в той экипировке и в тех реальных условиях, в которых возможно и будет стрелять. Это могут быть и глубокий снег, и слякоть, сильно пересеченный рельеф (овраг, склон), ветер, осадки, деревья и густая растительность, мороз и жара, да много еще чего может быть. И все это окажет свое заметное влияние на результат стрельбы.

Изображение фото: fotolia.com
фото: fotolia.com 

Кроме того, приобретенные навыки за небольшой перерыв между охотами все-таки ощутимо уходят. Опыт показал, что, когда  не пренебрегаю такой тренировкой, то на ходовой перепелиной охоте перепела и коростели прерывают свой полет обычно с первого выстрела.

Думаю, такая тренировка – это не панацея, но недавно, при очередном заходе в заросли, я не поленился и поработал над вскидкой. Наградой мне был упитанный осенний вальдшнеп, стрелять которого к тому же пришлось тройкой. И хотя добыча вальдшнепа без собаки – это скорее исключение, но все же я разогрелся, «подправил прицел» и успел вписаться в те недолгие мгновения, которые даются для стрельбы этого тихого и таинственного лесного отшельника. Охотники, особенно легашатники, прекрасно знают, как этот кулик молча взлетает и сразу уходит за сплетения ветвей. Хорошая проверка стрелковых навыков.

Изображение
 

Третье – одежда и амуниция. Неоднократно убеждался, тесная куртка и тяжелый рюкзак – это враги выстрела. Сколько раз приклад неправильно ложился в плечо при быстрой вскидке? А виной был перегруженный снаряжением рюкзак, который оттягивал плечи, стеснял движения и натягивал одежду в области груди, мешая правильной и мгновенной вскидке ружья.

Четвертое – неправильное упреждение или отсутствие такового, остановка стволов в конце поводки и выстрела. Здесь иногда я просто физически чувствую необходимость тренировки на стенде под руководством опытного стрелка. Нет-нет, да случается выстрелить по зайцу, забыв или не успев обогнать его стволами на нужную величину.

Изображение фото: fotolia.com
фото: fotolia.com 

Едешь на охоту в дали дальние, бьешь часами ноги в пахоте, а русак обидно уходит из-за этой оплошности, оставляя горечь досады и угробленное надолго настроение. Казалось, вся теория стрельбы давно изучена и свое упреждение давно выработано немалой практикой, но тем не менее ошибку эту я регулярно совершаю. А потом долго самовнушением занимаюсь, твержу как заклинание, что без обгона и упреждения, с остановкой стволов в момент выстрела стрелять нельзя. Да мало помогает, а лучшим средством от этой болезни служит все та же упорная тренировка и практика на охоте.

Пятое – наличие собаки. Если на линии огня оказалась преследующая зверя или птицу собака, лучше стволы вскинуть вверх. Не стоит пытаться во что бы то ни стало выстрелить и промахнуться, либо ранить друга. Перепелок много, любимая собачка одна!

Шестое – запредельная дистанция. Ружье – не гаубица, ресурс его ограничен и на большом расстоянии дробовой выстрел бесполезен, а то и вреден, всем известно, но тем не менее…  Пусть лучше уйдет зайчишка невредимым, без дробины под шкуркой.

Седьмое – физическое состояние охотника. Измотанный человек в конце ходовой охоты вряд ли сможет сделать прицельный выстрел по стремительно движущейся цели. Руки ватные, спина устала, ноги еле бредут спотыкаясь, идешь, «за ружье держишься», уж не до стрельбы, назад бы выйти, а тут косой замелькал в бурьяне… И в этом случае совсем не лишними я считаю рекомендации старых охотничьих изданий, советующих регулярно брать в руки гантели. Проверено, помогает.

Восьмое — способ снаряжения патрона. Трудновато попасть накоротке в быстро летящую птицу заводским патроном с дробью в контейнере. Насколько увереннее себя чувствуешь, зарядившись разбросными патронами с «восьмеркой» или «девяткой» собственного снаряжения! Каждая охота требует своего патрона, поэтому стараюсь думать об этом заранее, а не вспоминать в полях.

Изображение фото: fotolia.com
фото: fotolia.com 

 И последнее, ствол ружья с чоковым сужением. Как, например, у моего ТОЗ 87М, который не позволит расслабиться при стрельбе накоротке. Вспоминаю недавнюю охоту. Который раз повторял себе, обливаясь потом и продираясь уже битый час сквозь корявые ветки и бурьяны старого сада, что не было, и нет здесь никакого зайца, как вот он, такой долгожданный, стремительный и всегда неожиданный подъем зверька.

Быстрый разворот, точная вскидка, поводка, гулко гремит выстрел, другой (больше не успеваю) – и тут же русак мгновенно исчезает в густых зарослях травы. «Попал или нет?!» – лихорадочно стучит в голове, пока продираюсь к месту стрела. Суматошные поиски, но косого нигде не видно – ни шерстинки, ни кровинки. Эх, опять промах… Дрожь в руках и легкое нервное расстройство до следующего дня.

Сильный чок при стрельбе мелькающего русака либо вальдшнепа накоротке в кустарнике, лесу, лесополосе или старых фруктовых садах требует мастерского владения ружьем, и вместе с тем служит одной из главных причин промахов. Здесь уж либо цилиндры, либо «Вперед, к покорению вершин стрелкового мастерства!».

Изображение
 

И хотя нет пределов совершенству, но, прочитав в журнале «Охота и рыбалка 21 век» № 3 за 2009 статью о ружье Becassier, обладающего широким и раскидистым боем накоротке, мысленно склоняюсь к приобретению в будущем короткоствольной двустволки аналогичной модификации, ибо мои заячьи охоты, а вместе с тем и досадные промахи, происходят чаще всего в зарослях и мелколесье.

На овладение успешной стрельбой порой уходят годы. Требуется не один сезон ходовых охот, но освоение будет проходить значительно легче, если много тренироваться и довести до автоматизма на уровне рефлекса известные и несложные правила в момент вскидки приклада к плечу. И очередной неизбежный промах – это повод для дальнейшей работы над собой. А тренировка вскидки, считаю, такой же необходимый элемент сборов на охоту, как и укладка рюкзака.

Что еще почитать