Изображение Не позорить честь
Изображение Не позорить честь

Не позорить честь

Я увлечен охотой уже почти полвека. За этот немалый срок приходилось сталкиваться… вернее заниматься совместной охотой с большим количеством людей. И на коллективной (загонной) охоте, и на так называемой индивидуальной (зимняя: по зайцу и лисе, весенняя и осенняя: по утке и гусю). Вот об этом я и хочу сейчас поговорить.

В коллективной охоте компания зачастую образовывается полуслучайным образом.

Скажем, первичный охотколлектив (как правило, по месту работы или проживанию) добыл лицензию на того же лося.

Желающие скинулись на ее покупку, и… образовалась некая сборная команда.

По «селекционному» принципу: кто захотел и кто смог… Почти что лотерея…

Чаще всего подобная стихийно собравшаяся команда, вернее компания, не имеет постоянства по своему составу из года в год, да и от выезда к выезду тоже: сегодня один занемог, в следующий раз у другого появились неотложные дела…

И поэтому о какой-то сплоченности коллектива в постоянную команду «единомышленников» трудно говорить. Хотя бывают и счастливые исключения… но не об этом сейчас разговор!

Индивидуальная охота традиционна для России. К примеру, в некоторых странах Западной Европы она вообще практически «вне закона». Там даже если ты и охотишься один (скажем, с подружейной собакой на пернатую дичь), то наличие егеря обязательно!

Почему, для нас не суть важно… Возможно, традиция. Но тем самым они лишены, скажу более сильно, ущербны в возможности уединиться на природе, прочувствовать весь лиризм и романтику охоты, превращая ее в какое-то подобие спортивного развлечения. Мы, к счастью, пока что имеем такую охоту, хотя… Впрочем, не будем сейчас о грустном!

Но даже на индивидуальной охоте мало кто предается ей в полном одиночестве. Все же, когда есть надежный и верный напарник, товарищ по увлечению, а вернее друг, то и охота для многих из нас играет уже совсем иными красками!

Согласитесь: всегда нужно иметь надежного компаньона, который «подставит свое плечо» в трудную минуту — на охоте ведь всякое может случиться! Да и намного веселее в компании единомышленников.

И отстоять совместную зорьку на утином перелете, предупреждая друг друга об очередном утином налете, поздравляя «с полем!» после удачного дуплета, устраивая некое неформальное состязание: кто в этот раз окажется удачливее…

И посидеть вечером у костра, на котором варится ароматный охотничий шулюм, закипает густо заваренный чай. С разговорами о только что пережитом, воспоминаниями… да мало ли о чем?! А порой можно просто помолчать… каждый о своем — что, согласитесь, не менее ценно.

Русский человек уже по своей сути общительный и тяготеющий к коллективу, вот и сбиваются наши охотники в небольшие группки, обычно всего по два-три человека, чтобы предаться совместному увлечению. И вот здесь уже в полной мере вступает в силу так называемый «естественный отбор»!

Подбираются, как некий «паззл», истинные единомышленники — в полном понимании данного слова.

Здесь как никогда верен принцип отбора — «с ним бы я пошел в разведку». И со временем далеко не все проходят этот подбор! За весь мой охотничий стаж у меня его прошли (а может, и наоборот: я прошел!) два человека. Причем один — когда я жил и охотился на Алтае, а другой — уже здесь, на Кубани.

И я с полной уверенностью могу сказать, что мне с ними повезло… Надеюсь, что и они обо мне такого же мнения! Причем, как ни странно, они по своему менталитету являются почти полными противоположностями.

Первый — ироничный, немногословный, почти рафинированный интеллектуал… эдакая «белая кость» (работал преподавателем в ВУЗе). Второй — неунывающий весельчак, не лезущий за словом в карман, что называется, душа компании, мастер на все руки (летчик-офицер в отставке). Я одно время даже размышлял: как такие, ну почти совершенные антиподы, пришлись мне по душе?

Сделал удивительный вывод: они как бы две половинки меня самого! Думаю, вернее уверен, если бы судьба свела вместе нас всех троих — получилась бы замечательная команда.

Но далеко не всегда и уж по крайней мере не сразу судьба сводит нас с такими единомышленниками. Мне пришлось пропустить «сквозь сито» не один десяток «попутчиков от охоты». Не сходились по различным признакам… Для некоторых, может быть, и я тоже не подходил.

Чего уж тут лукавить: у каждого отыщутся свои изъяны и «тараканы в голове». Отбросив политические разногласия (на охоте с этим фактором еще можно смириться, если не впадать в воинствующий антагонизм!), выделю семь категорий «охотников», которые для меня «вне закона». Итак, по мере нарастания нетерпимости.

1. Случайные (диванные) охотники. То есть, правильнее сказать, они почитатели не богини охоты Дианы, а… дивана. Самая безвредная категория. Они, естественно, мнят себя великими охотниками и специалистами-стратегами практически во всех областях охоты, но… не отрывая своей пятой точки от кресла-дивана.

На самой охоте они почти не встречаются. Зачем?.. Они и так уже все постигли и в совершенстве овладели. Они даже если порой вдруг, «загоревшись», собираются составить вам компанию, то в последний момент быстро «потухают» — куча причин и поводов. Если вы все же пересеклись с ними на охотничьей тропе, то… зачастую возникает следующая категория.

2. Менторы-всезнайки. Эти не только «собаку съели» во всех видах и способах охоты, но еще и свысока, с напором паровоза, поучают других, куда, чего, как и… «скока надо в граммах»… В безапелляционной манере.

Причем зачастую несут такую ахинею, что хоть святых выноси! Спорить и дискутировать с ними — себе дороже. Проще молча внимать, кивая периодически головой, и постараться больше с подобными не встречаться.

3. Нытики. Так же чаще всего «вылупляются» из первой категории горе-охотников. Очутившись вдруг на охоте и утратив при этом кровную связь со своим диваном, они с изумлением открывают, что охота не лишена неких… лишений (простите за тавтологию).

Оказывается: вода — мокрая; солнце — печет; ветер — пронизывает; дорога — бесконечная и отнюдь не бархат; а дичь сама на мушку не прыгает. А тут еще и мухи-комары… И вообще, зачем нужна такая охота? Наполненная всякими неудобствами, вплоть до отсутствия даже… ну этих… сами понимаете, удобств (тьфу, опять тавтология!).

И всеми этими претензиями они щедро осыпают своих сокамерн… простите, сотоварищей, неосмотрительно пригласивших их на совместное «сафари».

4. «Бароны Мюнхгаузены» от охоты, бахвалящиеся своими фантастическими подвигами типа: «белке — в глаз»; «136 м по чирку влет и — как тряпка»; «одним выстрелом пять... нет — семь!»; «да меня еще никто не смог обстрелять», «ружье —  как бичом: на сто метров вся дробь в 20-сантиметровый круг»; «вепря на десять пудов — вот этим кинжалом!»; «лОся жаканом на триста шагов — точно в сердце и навылет!». И прочее, прочее, прочее...

В зависимости от фантазии оратора и терпения слушателей. Думаю, этот типаж также знаком каждому... и также малоприятен, как и предыдущие персонажи! Зачастую из него образуется следующая категория.

5. Пустозвоны-балаболы. Эти горе-«Васи Теркины» — обязательный элемент практически во всякой коллективной охоте. Но там они хоть в какой-то мере «разбавляются» довольно многочисленной компанией, не доходя до «критической концентрации».

Гораздо хуже, когда приходится с ними сталкиваться тет-а-тет. Пустопорожние и бесконечные монологи по всякому удобному (и не очень) поводу, с потугами на юмор «ниже пояса», обильно припудренные словами-паразитами из категории ненормированной лексики типа: «Я, мля, на х…, вижу, мля: пару уток, мля, на х... Сдуплетил, мля: пи… дык, пи… дык. Они, мля, х… як — в камыш, на х… Искал-искал и х…, мля!» И вот такая безостановочная логорея (в просторечии: словесный понос) окатывает вас девятым валом, не давая возможности не то чтобы хоть как-то заткнуть этот зловонный фонтан, а даже перевести дыхание.

6. Стрельбуны.  Их девиз: «Хучь бабахнуть!» И неважно, во что. Сгодятся пустые бутылки (и прочая столовая атрибутика), стена какого-нибудь заброшенного строения (а как же — на кучность боя!), лист кувшинки, неосмотрительно появившаяся в зоне его внимания мирная пичужка… Но чаще всего подобные зенитчики «бабахают» по всей подряд дичи, не соразмеряясь ни со здравым смыслом, ни с дистанцией.

Тем самым портят охоту другим и без всякой пользы
калечат дичь. Что прискорбно, в последнее время много развелось подобных любителей пострелушек по живым мишеням.

7. Те, кому охота — «та же пьянка, только в охотничьей амуниции». Согласитесь: пьяница с ружьем в руках — хуже обезьяны с гранатой! За свой длительный опыт охоты мне неоднократно приходилось  сталкиваться с подобными человекообразными.

С последующим драматическим, а порой и трагическим опытом… А после того, как один, под винными парами, случайно оказавшийся рядом с моим скрадком,  лупанул по моим чучелам, угодив мне, рикошетом, парой дробин в лицо (хорошо, что не угодил в глаза!).

8. Индивиды с браконьерскими  — ну с этими все ясно! Даже и писать о подобных нелюдях не хочется!

Конечно, нет четкой градации между этими типажами псевдоохотников. Чаще всего они встречаются в виде «комплексного обеда»: стрельбуны — браконьеры, пустозвоны —всезнайки — «Мюнхгаузены»… и так далее — во всех вариациях и комбинациях.

P.S. За свою жизнь я написал (и опубликовал в некоторых периодических охотничьих изданиях) пару десятков охотничьих рассказов, где как раз попытался во всей «красе» показать подобных позорящих честь истинных охотников. К сожалению, тема обширная и актуальная.

Что еще почитать