Владимир Иванович Даль в своем толковом словаре определил: «Охота есть ловля, травля или стрельба диких животных…».
У человека, который пошел в лес с ружьем или сидит на берегу водоема, закинув рыболовную снасть, могут быть разные причины: сбежать от сварливой жены, как в пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке», послушать лепет листвы или шелест камыша, журчание воды за кормой лодки и обрести душевный покой, созерцая окружающую красоту природы.
Ну и не последнюю роль играют добытые заяц, утка или отловленные щука, судак и карасики. А что значит провести время в кругу друзей, обретая душевный покой? Я с гордостью признаюсь, что отношу себя к этой части беспокойного племени.
Я согласен с мнением П.М. Мачеварианова: «Охота вообще есть сильное влечение, страсть к занятию любимым предметом и — энергическое, настойчивое стремление к доведению до всевозможного совершенства как действий, так и различных принадлежностей этого предмета.
Успех же в достижении желаемого молодит душу и тешит сердце охотников; бодрит и веселит стариков, и молодежь доводит до восторга».
Я с младых лет люблю пострелять на охоте и привезти домой кусок мяса, гуся, крякового селезня или карасей на кукане.
Но я не соглашусь с утверждением «пострелять вволю» и для убедительности своих слов приведу запавшую мне в душу и ставшую моим кредо замечательную фразу писателя Вадима Чернышева: «Выстрел — всего лишь мгновение в том, что называется охотой. Если бы от нее осталась одна стрельба, я уверен, все настоящие охотники распрощались с ней навсегда».
Я не скрываю, что люблю пострелять уток и посидеть с удочкой, ожидая поклевки карася или удара щуки. Вглядитесь, уважаемые читатели, в картины художника В.Г. Перова «Охотники на привале», «Рыболов», «Рыбная ловля».
Какие чувства выражены на лицах героев его картин! Но я охотник, а увлечение рыбной ловлей — это мгновения в моей жизни, чтобы заполнить межсезонный промежуток в ожидании охоты. Поэтому «знатоком» рыбной ловли себя не считаю.
Охота и стрельба для меня — все. И, чтобы встряхнуть тело и душу, довольно часто посещаю стрелково-стендовый комплекс, а также постоянно участвую в соревнованиях. Как это бодрит!
А на охоте, например, по уткам более десятка патронов за зорьку и не трачу. И это в 84 года! Давайте задумаемся, а что если из охоты и рыбалки выхолостить любовь и страсть, во что они превратятся? Мне думается, в обычный поход за мясом и рыбой на базар или в магазин. Но это я так думаю.
Прекрасно понимаю, что бы я ни говорил, в моих устах все будет звучать мало убедительным. И для того чтобы показать, что охота и рыбалка — страсть благородная и возвышающая душу человека, надо иметь огромнейший дар слова.
Я постоянно размышляю над такими простыми и понятными на первый взгляд словами «охота и охотники, рыболовы и рыбная ловля». Чтобы написать эту статью, я обращался к «Запискам об ужении рыбы» и «Запискам ружейного охотника» С.Т. Аксакова.
Об этих произведениях Аксакова Н.В. Гоголь выразился так: «В ваших птицах больше жизни, чем в моих людях». А также к высказываниям ушедших и ныне здравствующих настоящих и правильных охотников.
В защиту охоты, но и как предупреждение, еще раз напомню слова П.М. Мачеварианова: «Страсть эта точно так же благородна, как страсть к ружью, лошадям, цветам, музыке и т.п.; но если она не ограничена рассудком, тогда, как и все безумные страсти, никуда не годится. Хлеб нас питает и поддерживает нашу жизненность; но и хлебом можно объесться и умереть».
Над последней фразой многим из нас следует задуматься. Так что же дает нам охота? Вот как точно подметил ее суть Л. Толстой: «На охоте отдыхает ум и трудится тело».
Благотворное влияние охоты и рыбной ловли на здоровье человека также одна из причин их притягательности.
Ни один поэт, писатель или живописец, побывав хотя бы раз на охоте или рыбалке, не мог удержаться от чарующих ощущений на вальдшнепиной тяге, глухариных и тетеревиных токах, с подсадной в шалаше, послушав музыку азартного гона гончей по зайцу и лисе или с удочкой на берегу любимого озера и речки.
Что может сравниться с окутанной розовым туманом августовской утренней зарею в лесу или на сонном озере? А какие чувства вызывает у охотника и рыболова появляющаяся из-за горизонта пылающая горбушка дневного светила?
И прав поэт и охотник Е. Евтушенко, написавший: «Охота — это вовсе не охота, и что — я сам не знаю». Я не уверен, удалось ли мне убедить читателей в том, что сказал и поэт В. Ащеулов:
Охота — это жизни повесть,
Где каждый шаг свое сулит.
Не раз тебя в угодьях совесть
И очернит, и обелит.
Вот мы и подошли к самому главному вопросу. Почему некоторые современные охотники и рыболовы, выходя в лес, поле, на озеро или реку, забывают о совести? Какой процент от общей численности охотников и рыболовов составляют люди, для которых совесть и охотничья этика не пустой звук?
Я полагаю, ничтожно малый. По моему мнению, уместнее вести речь об охотниках и прочих людях, взявших в руки ружье или электроудочку, которые в принципе охотниками и рыбаками не являются.
Наивно полагать, что наличие ружья и охотничьего билета, а также мешок с сетью дают право причислять себя к великому племени охотников и рыболовов.
Сегодня открыт очередной сезон летне-осенней охоты. Истинные, как их еще называют — правильные, охотники пребывают в трепетном состоянии от этого праздника. Я не исключение.
И как обидно бывает, когда этот праздник омрачается бестолковой стрельбой во все и вся, на запредельные дистанции, неумеренным возлиянием алкоголя и шатанием по угодьям. У кого и где они этому научились?
Самое печальное, ведь многие из них убеждены, что это и есть настоящая охота. Я не понимаю, почему, если выехал на охоту или рыбалку, то непременно надо кого-то «добыть». Из-за таких горе-добытчиков охотникам и рыбакам «защитниками природы и всякими зелеными» присваиваются обидные клички — «выжиги» и «хапуги».
Благодаря таким «человекам с ружьями», сетями и электроудочками оскудевают наши угодья и звучат призывы уже с трибуны Государственной Думы, чтобы вообще закрыть охоту в России.
Пора задуматься о дне завтрашнем. Иначе можем опоздать. Писатель Виктор Астафьев предупреждал: «Мы сейчас не поняли и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут гораздо спокойнее и лучше, а вот нам без них не прожить и дня единого».
Как тут не вспомнить высказывание об охоте и охотниках популярного писателя-природолюба Олега Васильевича Волкова.
Вы только вдумайтесь в его мудрые слова:
«Я имею в виду всех, кто, как и я, не только любит сызмальства охоту, приучен видеть в ней овеянное поэзией и насыщенное благородными традициями занятие, не роняющее достоинства и нравственного облика тех, кто ему бескорыстно и честно предан, но кто озабочен и тем, чтобы славная на Руси охотничья потеха не оскудевала и люди, носящие звание охотника, выказывали обликом своим и поведением воспоминания об Аксаковых, Некрасовых и Тургеневых».
Настоящие охотники и рыболовы, невзирая ни на какие личные трудности и невзгоды, никогда и ни при каких обстоятельствах не позволят себе покуситься на нарушение «правил охоты и рыбной ловли» и не изменят своему благородному увлечению. На этом стояла и будет стоять русская охота и рыбная ловля.
Меня могут упрекнуть: ну вот опять завел старую песню о совести, чести, ссылаясь на признанные авторитеты. Действительно, нового я ничего не сказал.
Но я преследую одну цель — раскрыть и показать содержание понятий «ОХОТА» и «РЫБАЛКА», побудить охотников и рыболовов-любителей самокритичнее обратиться внутрь себя и поглядеть правде в глаза.
Ведь, как многие из нас ведут себя на охоте и рыбалке, действительно греховно. И такая охота и рыбалка ничего общего не имеют с той страстью, воспетой нашими писателями и поэтами.
Мне не раз задавали вопрос, а что делать? В наше стремительно летящее время все меняется и все происходит очень быстро. Друзья мои! Остановитесь, оглянитесь вокруг, и вы поймете — так дальше жить нельзя.
Спалили пол-России, отравили реки, озера и моря, и еще спрашиваем, куда подевалась дичь и рыба. Главное, что должен сделать каждый лично, — это найти в себе силы и обратиться к нашим живительным корням и думать о последующих поколениях и не терять связи времен.
Комментарии (0)