Каким быть российскому мониторингу?

Ориентируясь на нормативную базу по организации и функционированию единых информационных систем в РФ, а именно — осуществление мониторинга по утвержденным и периодически обновляемым методикам, полезно проанализировать данный аспект в порядке Приказа № 963 — «Мониторинг объектов животного мира».

Фото Pixabay

Фото Pixabay

Пунктом 11 настоящего Порядка трактуется, что мероприятия по учету численности и распространению объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии — по имеющимся научным подходам.

В Приказе № 344 — «Мониторинг охотничьих ресурсов» вопрос методов сбора информации не затронут\вообще.

В настоящее время утверждена только одна методика зимнего маршрутного учета.

Относительно других применяемых методик учета такое положение позволяет широко трактовать формулировку «научные подходы».

В условиях слаборазвитого правового регулирования в части внедрения научных практик в правовое пространство государства подобные формулировки обладают большим коррупционным потенциалом.

Основываясь на нормативных положениях в других подсистемах экологического мониторинга, ведение мониторинга охотничьих ресурсов должно также проводиться по утвержденным методикам, что необходимо закрепить в Порядке ведения этого мероприятия и в соответствующих Приказах.

Россия имеет огромный опыт по учету и оценке охотничьих ресурсов, который обобщен в ряде монографий. Имеется более 40 методик, изданных в виде специальных инструкций. Ряд методик учета представлен на сайте ФГБУ «Центрохотконтроль».

Поэтапная доработка этих методик и их утверждение могут коренным образом изменить ситуацию с методическим обеспечением мониторинга охотничьих ресурсов.

В требованиях по составлению методик обязательны положения:

1) об использовании территориальной основы — классификации среды обитания охотничьих ресурсов и соответствующей карты среды обитания согласно Приказу Минприроды № 335 от 31.08.2010;

2) требования по разработке алгоритма расчета численности и статистической достоверности данных.

Организация полноценного мониторинга охотничьих животных для такой огромной страны, как Россия, несомненно, потребует огромных средств. Сейчас, когда эта система только выстраивается, а страна не так богата, как хотелось бы, необходим компромисс.

Вторая часть нашей публикации как раз и посвящена компромиссным походам к мониторингу охотничьих животных.

Совершенствование мониторинга охотничьих ресурсов — путь компромисса

Ключевая проблема современной экономики России недостаток финансовых средств для различных направлений ее развития. Иногда критически важных.

Как при весьма скромных финансовых возможностях системы охотничьего хозяйства и огромных территориях страны обеспечить мониторинг всех или основных видов охотничьих животных?

Даже в советское время попытка организации учета основных видов охотничьих животных не была реализована.

Изучение мирового и отечественного опыта показало, что наиболее приемлемой для России является система мониторинга животного мира, успешно используемая в Республике Беларусь. Такая система осуществляется как двухступенчатое мероприятие.

Первое мероприятие — ежегодный мониторинг всех видов охотничьих ресурсов на эталонных (модельных) участках репрезентативно охватывающих всю площадь субъекта РФ — это и будет наблюдательная сеть, предписанная нормативной базой экологического мониторинга.

Цель мониторинга получение на модельных территориях показателей: плотности населения (возможно, и общей численности) всех или большинства видов охотничьих ресурсов; характеристик среды их обитания; выявление многолетних тенденций в их состоянии; тенденций в состоянии видового разнообразия по мере накопления данных.

Данные такого мониторинга будут использоваться как для нужд охотничьего хозяйства, в частности, для корректировки ежегодных лимитов добычи соответствующих видов или иных способов регулирования добычи, так и для целей экологического мониторинга — выявления тенденций в состоянии видов и общего видового разнообразия как индикаторов благополучия окружающей среды.

Эталонная сеть наблюдений ежегодного мониторинга (как площадных, так и линейных) должна создаваться на принципах административного деления субъектов РФ, ландшафтных особенностей территории, территориального распределения видов животных, результатов бонитировки среды обитания охотничьих ресурсов, организационных возможностей соответствующих государственных структур — охотпользователей и особо охраняемых природных территорий федерального значения.

В данной системе мониторинга особо важную роль должны занять ООПТ федерального значения как система наблюдений, где, в отличие от охотпользователей, сбор информации осуществляется квалифицированными кадрами и где отсутствует прагматический интерес к результатам.

Включение в сеть наблюдений мобильных обследований тех или иных территорий не противоречит нормативной базе экологического мониторинга.

Мониторинг — учеты на модельных участках при их проведении два раза в год, в зимний и летний, ранний осенний периоды, — позволит обеспечить слежение за состоянием всего или почти всего списочного состава охотничьих ресурсов.

Планируемые затраты на данный вид мониторинга должны быть значительно ниже, чем на ЗМУ, при этом должна формироваться накопительная система финансовых средств на второе мероприятие.

Второе мероприятие — периодическое проведение мониторинга охотничьих ресурсов с интервалом в пять-шесть лет с целью оценки их общих запасов в субъектах РФ и в целом в РФ и с приоритетом для видов ресурсов, добыча которых регламентируется цифровыми показателями (годовые лимиты, суточные или сезонные ограничения норм добычи).

По мере укрепления материально-финансовых возможностей список видов по оценке их запасов должен расширяться.

Как первое, так и второе мероприятие в совокупности позволят обеспечить решение предписанных законодательством задач как по рациональному использованию охотничьих ресурсов, так и по оценке общего состояния окружающей среды и, таким образом, будут полностью соответствовать задачам государственного экологического мониторинга.

Реализацию мониторинга как двухступенчатого мероприятия целесообразно осуществлять в формате двух-трехлетней поэтапной программы с широким обсуждением ключевых вопросов с субъектами РФ, научной и охотничьей общественностью.

Законодательное и нормативное закрепление рассмотренных положений. В общей системе реформирования системы мониторинга целесообразна реализация следующих мероприятий:

1. Законодательное и нормативное обеспечение и последующая организация мониторинга охотничьих ресурсов — наблюдений на локальном, региональном и федеральном уровнях как общей информационной системы с головным Единым информационным центром, разработанным регламентами деятельности отдельных звеньев, в том числе статуса в этой системе особо охраняемых природных территорий федерального значения и охотпользователей.

2. Все другие рассмотренные выше нормативно-правовые вопросы необходимо закрепить по общепринятым процедурам.

В числе дополнительных положений следует уточнить показатели состояния численности и среды обитания охотничьих ресурсов; доработать формы ведения мониторинговой информации на региональном и федеральном уровнях; регламент представления данных от ООПТ федерального значения; технических требований по ведению баз данных, в том числе картографического отображения информации.

3. Проработка вопроса о функциях и полномочиях Единого федерального аналитического центра по ведению мониторинга ресурсов охотничьих животных. В других подсистемах экологического мониторинга полномочия этого органа как федеральной структуры весьма велики.

По такой аналогии многие вышезатронутые проблемы мониторинга могут без дополнительных законодательно-нормативных положений выправлены в Положении о вышеназванном федеральном центре.

Целесообразно расширить функции этого центра, включив в них сбор и обобщение информации по всем объектам животного мира (позвоночные животные), а также всей информации, собираемой ООПТ федерального значения в рамках программы «Летопись Природы».

4. В современных условиях коренного обновления стратегии управления страной актуальны и структурные изменения в Минприроды РФ. Уже не раз обсуждаемое курирование разными подразделениями Министерства охотничьих ресурсов, особо охраняемых природных территорий, объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ на предмет объединения в одно подразделение — должно произойти.

Затронутый в настоящей статье круг вопросов различен по значимости — одни вопросы носят частный характер, другие — принципиальный и особо значимый. Очевидно главное — неотложность реформирования российской системы государственного мониторинга охотничьих ресурсов и объектов животного мира в целом.

Виталий Кривенко 5 августа 2019 в 13:09






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

  • 0
    Андрей М офлайн
    #1  6 августа 2019 в 21:05

    граждане, включите, пжлст., хоть на миг логику. 1) вы чотко учли все ОЖМ., затратив на это все бабки, которые собрали со "спортсменов", 2) четко рекомендовали изъятие. 3) а дальше? а дальше одни предположения - что кто то будет соблюдать сроки, объемы и т.п. что кто то будет ловить тех, кто ничего не соблюдает, что нищий деревенский народ не захочет еды?

    Ответить

Принимать участие в голосовании могут только зарегистрированные пользователи. Авторизоваться / зарегистрироваться











наверх ↑