Изображение Охотничья культура —  исчезающее достояние России
Изображение Охотничья культура —  исчезающее достояние России

Охотничья культура — исчезающее достояние России

В радиопередачах, статьях, на официальных встречах и в разговорах у костра меня часто просят рассказать о русской охотничьей культуре. Но мало кто может внятно сформулировать, что он понимает под словосочетанием «охотничья культура». Веточки-выкладки, дудение в рожок, не стрелять шумовых зайцев при работе гончей, «выпьем, други, на крови» — все это частные проявления.

В действительности мы обсуждаем явление, суть которого плохо себе представляем. Поэтому, пока в сфере охотничьего хозяйства наблюдается относительное затишье, попробуем определиться с тем, что нужно понимать под словами «охотничья культура». Сразу оговорюсь: в этой статье я не претендую на масштабное, подробное описание охотничьей культуры. Моя задача лишь наметить общую структуру и показать основную проблематику.

Для начала нужно оттолкнуться от очень сложного и многогранного понятия «культура» вообще. Под ним в первую очередь подразумевается совокупность достижений человеческого общества в сфере технологий, общественной и духовной деятельности. Соответственно в этом ключе охотничья культура будет являться совокупностью достижений человечества в области охотничьей деятельности, всем тем опытом, который был накоплен за время существования и активности человека-охотника.

В первую очередь это опыт чисто технический, совершенствование которого можно увидеть при внимательном рассмотрении истории развития способов и видов охоты. Наиболее древними из них являются загонная охота, проводимая при участии всех членов племени, и охота с использованием ловушек (ловчих ям).

Возможна также их комбинация, при которой отдельный зверь или стадо загоняли в специально оборудованную или природную (овраг, расщелина) ловушку. 15–20 тысяч лет назад начала свое развитие охота с собаками, вернее, их полудикими предками.
Загонная охота, а также охота с применением ловушек и собак являются исконными для многих культур из-за наличия у древних племен однотипных примитивных охотничьих средств (камень, копье, собака).

С изобретением лука спектр охот значительно расширился, стала более эффективной охота скрадом. Зверя, для добычи которого раньше требовались усилия целого племени, теперь могла выследить и добыть небольшая группа охотников, в то время как остальные занимались собирательством или домашним хозяйством: уходом за детьми, поддержанием огня, изготовлением утвари и т.д.

Познание принципа устройства лука принесло древнему охотнику и возможность создания новых типов ловушек, поражения дичи на большем расстоянии, а также расширило возможность охоты на птиц.

Некоторые исследователи называют изобретение лука началом охотничье-технической революции, в результате которой охотничий и рыболовный промысел стали первыми механизированными отраслями хозяйства. Таким образом, охоту вместе с войной и ленью мы можем назвать значимым двигателем прогресса.

Наряду с техническим опытом необходимо отметить и опыт духовный, ведь мы понимаем культуру как правильное делание чего-либо: культуру общения, культуру чаепития и т.д. Можно описать культуру и как набор поощряемых значимых закономерностей в отношениях между людьми внутри сообщества. Усваивается культура через наблюдения за окружающим миром и взаимодействия с другими людьми.

В этом ключе охотничья культура может быть понята как традиция охоты, возникшая в определенной национальной среде. Это культура обращения с убитым зверем, организация охоты и досуга после нее. Вспомним хотя бы классический пример охотничьего праздника, описанный в книге Е.Э. Дриянского «Записки мелкотравчатого», медвежьи обряды коренных народов Севера или немецкую традицию вкладывать зеленую веточку в рот убитому зверю как «последнюю трапезу».

Такие традиции настолько сильны, что настоящий охотник будет следовать им, не только находясь в компании единомышленников, но и охотясь один, когда никто не наблюдает за тем, что он делает, будет поступать в соответствии с писаной и неписаной охотничьей этикой, уважать и любить окружающий мир, осознавать ответственность за свои поступки.

Он не будет палить по птице сверх меры или по неясно видимой цели, не пойдет на охоту вдрызг пьяным, не станет «мочить» все живое. И не только потому, что кто-то схватит его за руку, а потому, что он сам не захочет этого.

Охотничья культура постоянно развивается, все дальше отдаляясь от средневекового варварства. Это можно проследить на примере одного факта европейской культурной традиции. В немецкой охотничьей культуре имеется понятие prellen (das Fuchsprellen). Это развлечение, существовавшее в Европе до конца XVIII века, связанное с неоправданным мучением животных.

Ловцы становились друг напротив друга у разных концов растянутого на земле куска материи или сетки. По команде распорядителя охоты из клеток выпускали заранее пойманных лис (по некоторым свидетельствам и других животных).

Как только убегающая лиса наступала на лежащую на земле ткань, «охотники», державшие в руках ее края, резко растягивали полотнище, и зверь летел вверх. После этого лису на ткани роняли на землю и подбрасывали вновь. Это продолжалось до тех пор, пока животное не погибало. В подобной забаве принимали участие не только мужчины, но и женщины.

Так почему же она все еще упоминается в словарях? Объяснение, скорее всего, заключается в том, что именно знание такого черного прошлого охоты помогает современному охотнику не допускать подобных ошибок и относиться к дичи со всей возможной долей уважения, убивать, но не издеваться над зверем.

Сегодня наиболее культурным и правильным считается именно тот выстрел, который уложил зверя на месте, а наиболее удачной та охота, на которой удалось добрать всех подранков и отстрелять только тех особей, которых планировали.

Подобный пример можно привести и из истории русской охоты. В царских и княжеских дворах устраивались звериные травли (по свидетельству Кутепова, стравливали даже медведя со львом, но неудачно: царь зверей потерпел полное фиаско и едва был спасен из объятий Топтыгина).

Наряду с этим во времена царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича практиковалась забава, отражающая удаль и бесшабашность русского человека: бои с медведями, где смельчак-охотник с рогатиной и косолапый мишка рисковали на равных.

Со временем нравы общества изменились, травли и даже садочная стрельба утратили свою популярность. В конце XIX века Н.П. Кишенский открыто критиковал такого вида развлечение: «…травля какого бы то ни было пойманного зверя — варварство, — писал он, — и устройство садок ради потехи праздных ротозеев, на что падки некоторые господа, недостойно имени и звания настоящего охотника». На этом примере можно легко заметить значительные изменения в восприятии охоты и зверя.

Еще одно значение слова «культура» — высокий уровень развития какого-либо вида деятельности на определенной стадии существования человеческой общности. В этой связи с точки зрения охоты можно увидеть очень важный этап существования каждой, подчеркиваю это, каждой цивилизации — стадию охотничьей культуры древних людей.

Существует гипотеза, что именно увеличение в пище процента животного белка, добытого путем охоты, способствовало активному развитию человеческого мозга, а соответственно явилось одним из ключевых факторов, приведших к столь бурному процветанию человеческого вида.

До сих пор нельзя говорить о полном исчезновении охотничьих племен и охотничьих культур, принимая во внимание, к примеру, народы Сибири и Крайнего Севера. Это позволяет нам утверждать, что и такое понимание охотничьей культуры актуально до сих пор.

И последнее толкование понятия «культура» раскрывает ее как совокупность археологических памятников определенной эпохи. И здесь мы также находим возможность использовать данное определение в охотничьем ключе, поскольку значительная доля древнейших археологических памятников имеет охотничью тематику (наскальная живопись, примитивные фигурки из камня и кости).

Хрестоматийный пример этого — наскальная живопись в пещере Альтамира на севере Испании, которая не оставляет сомнений, что первые попытки выразить чувство прекрасного были предприняты именно первобытным художником-охотником. В современном обществе охотничья культура также может быть определена как общность уже не древних, а современных литературных и художественных памятников. Для этого достаточно вспомнить великолепную плеяду художников, писателей и поэтов, чье творчество связано с охотой.

Подведем итог вышесказанному.

Охотничья культура есть:

1) совокупность достижений человечества в области охотничьей деятельности, теоретический и практический опыт, накопленные за время существования и активности человека-охотника;

2) правильное осуществление процесса охоты, включающего в себя осуществление подготовительных мероприятий, выслеживание, преследование, добычу зверя, а по необходимости — добор подранка;

3) высокий уровень развития приемов и методов охоты и обработки трофея или иной охотничьей продукции;

4) совокупность охотничьих археологических памятников определенного периода.

Охотничья культура предстает перед нами как многогранное и интересное явление, базирующееся на непостижимой ментальной основе. Она обладает богатейшей историей и материальным воплощением: от видов и способов охот до уникальных национальных охотничьих традиций, от охотничьего оружия до традиции воспитания охотничьих собак. Сложно было бы найти какую-либо иную культурную традицию, которая бы оставила столь значительный след в истории человечества.

Сегодня в нашей стране сложилась интересная ситуация. В некогда великой охотничьей стране, в больших объемах экспортировавшей продукцию промысловой охоты в европейские страны, средства массовой информации и сформированное ими общественное мнение представляют охотника как кровожадного убийцу, который должен прятаться и оправдываться перед обществом.

Даже в школьных учебниках охота подается как фактор негативного воздействия на природу, подобный лесным пожарам или разливам нефти. И все это часто со ссылкой на «благополучные европейские страны».

А там... охотники бьют тревогу, опасаясь исчезновения из охотничьей культуры духовной составляющей, восприятия животного не как чуда творения, а как экологической единицы, избыточного вмешательства человека во внутренние процессы, протекающие внутри биотопов, превращения охотничьего участка в ферму, где разводят подлежащих отстрелу животных в заранее заказанном количестве. И активно пропагандируют охоту как один из способов семейного времяпрепровождения на природе.

Да, охотники добывают, то есть убивают животных. Ведь охота — это не только трепет перед огромной и прекрасной природой и уважение к той традиции, которую с любовью создавали наши предки.

Давайте будем честными перед самими собой. Наибольшую радость мы испытываем именно тогда, когда чудесный охотничий день заканчивается добычей желанного трофея. Удовольствие от общения с миром дикой природы и одновременно предвосхищение трофея и есть тот самый дух охоты, который по весне неудержимо тянет на вальдшнепиную тягу, заставляет сердце тревожно забиться в осеннем лесу, будто замершем в предчувствии раскалывающего его хрустальную тишину жаркого гона.

Это прикосновение к архаике и есть то, что объединяет с природой и окружающим миром современного охотника, увешанного рациями и GPS, и первобытного человека, сжимающего в руках рогатину.

Пребывание в угодьях (пресловутое любование природой), поиск, преследование (или «высиживание»), добыча зверя и его поедание, — из всего этого нельзя выделить что-то одно, да это и не нужно: охота есть неразрывное единство всех этих элементов.

Почему-то этот момент часто стыдливо замалчивается, и представляется культурная охота этакой прогулкой по угодьям с любованием животным миром. Только зачем-то еще ружье с собой носить надо.

Я думаю, многие согласятся со мной: вряд ли кто-то с любовью будет вспоминать день с тремя пустыми окладами или неделю, так и не завершившуюся выходом медведя на поле. Какие бы великолепные пейзажи он при этом ни созерцал.

Добыча зверя, его правильная разделка и употребление в пищу — важная часть охотничьей культуры, апофеоз охоты.

В социальных сетях и при личном общении мы часто сталкиваемся с агрессией со стороны «защитников» животных. Нас всячески пытаются унизить и оскорбить, называя убийцами беззащитных зверушек.

Мы не обязаны ни перед кем оправдываться. Не получится жить, никого не убивая. Комбайн, собирающий зерно, убивает за сезон больше зверушек, чем один охотник. Нужно просто понять и принять это. Охота и охотничья культура — часть нашего национального культурного достояния.

Давайте с честью хранить это, чтобы можно было спокойно и с гордостью сказать: «Я — охотник!»

Что еще почитать