Изображение Перемагнумные и перечокнутые
Изображение Перемагнумные и перечокнутые

Перемагнумные и перечокнутые

В пору моей светлой юности мы бегали со своими ружьями к плотам, цепляли на комель дерева газету и ревниво сравнивали кучность боя. Горе было тому, у кого ружье «рассыпало», он и его ружье подвергались всяческим насмешкам, порой доводя владельца до нервного срыва.

Со временем пришло понимание, что для разных охот нужны разные ружья с различным по кучности боем, или, по крайней мере, разного снаряжения патроны. Однако меня несколько смущает все более снижающийся уровень культуры наших охотников.

Наблюдения мои и моих знакомых показывают, что на охоте стрелять на запредельные дистанции стало в общем-то нормой. Кстати, на страницах «РОГ» и других охотничьих изданий об этом много пишется. На мой взгляд, этому исподволь способствует ассортимент патронов и ружей.

Вроде, что плохого, что у нас на прилавках половина ассортимента охотничьего оружия с патронником 76 мм, в достатке патроны «магнум» и «полумагнум». На весенней охоте на гусей, осеннем пролете эти патроны себя хорошо зарекомендовали, но, как писал, по-моему, Жан Дорст в книге «До того как умрет природа» «ненасытны глаза человека и рука обезьяны».

Получив в руки мощное ружье с двумя полными чоками или одним на полуавтомате, начинающие охотники не из самых бедных слоев нашего населения считают, что они достанут летящих гусей и за сто метров, и за двести. В результате такие охотнички и сами возвращаются домой пустыми, и, что хуже всего, портят охоту другим.

Бесполезно взывать к их совести, похоже, это понятие умерло в нашей стране вместе с перестройкой.

Во 2-й книге «Охотничьи просторы» за 1994 год опубликована статья Е.Т. Смирнова «Охотничья стрельба». Смирнов отмечает: «чем лучше бьет ружье, тем лучше должен быть и стрелок». Статья эта впервые увидела свет еще в 1901 году, но достаточно актуальна и на сегодняшний день.

Если в застойные времена даже в некоторых районных обществах были стенды, где охотники могли тренироваться в стрельбе по тарелочкам набить руку, то в настоящее время, хоть стенды и становятся вполне обычным делом, стрельба там далеко не всем по карману. Кроме того, большинство охотников неточно определяют расстояние до летящей дичи. Даже в дневное время, не говоря уже о сумерках, определить расстояние до летящей утки или гуся, особенно до быстро летящей, сложно.

Чаще всего в таких случаях определение таково: близко, в пределах выстрела, далеко. Определить в 30 м от стрелка дичь или в 50 - сложно. Отсюда стрельба дробью на запредельные расстояния, масса подранков.

При стрельбе из ружей с чоковой сверловкой до 25 м охотник не попадает в движущуюся цель из-за высокой кучности боя ружья, а дальше 35 м – из-за неправильно определенного расстояния до дичи и как следствие, неверного упреждения, в результате или подранок, или промах.

Любопытные данные опубликованы В. Бологовым в журнале «Охота и охотничье хозяйство» № 11 за 1973 г.

В течение пяти лет в конце 60-х – начале 70-х годов велись наблюдения за стрельбой охотников влет по водоплавающей, боровой и болотной дичи. Всего было произведено 37 940 выстрелов, добыто 9850 штук дичи. Средний процент поражения дичи – 26. Охотники были разбиты на 4 группы, показатели стрельбы сведены в таблицу.

С тех пор прошло более 30 лет, но мне кажется, стрелять лучше мы не стали, наоборот, появилась масса так называемых «бахал», которые твердо уверены, что у них есть шанс настрелять массу дичи, впервые взяв в руки ружье. Когда-то писатель Виктор Соловьев в своей книге «Охотничья тетрадь» поделил владельцев ружей, если мне не изменяет память, на три категории «Бахал», «Пукал» и «Поэтов».

Характеристика «Бахал» была примерно такая: «Бьют все, что движется, предпочитая всему кряковых уток. Нет кряквы, бьют чирков, грачей, ворон, сорок. В крайнем случае, бьют пустые банки и бутылки. Для них важен сам процесс так называемого «единения с природой», сопровождаемый хорошей выпивкой и достойной закуской».

С момента написания книги прошло лет сорок, а что изменилось? Да ничего, стало еще хуже. Когда человек не отягощен охотничьей культурой, а ему оттягивают карман деньги, в нем лежащие то сей «охотник» становится варваром в угодьях.

В этой связи поражают строки из статьи вышеупомянутого Е.Т. Смирнова: «... В нашем маленьком кружке по успешности стрельбы он обыкновенно шел вровень с другими, по бекасам же обстреливал только тогда, когда брал короткую и легкую двустволку 10 калибра, за что его старший брат всегда и неизменно ругал его подлецом».

В наше время в пору создавать «Общество любителей правильной охоты», а начинающим охотникам давать разрешение на приобретение курковой одностволки тридцать второго калибра. Возможно, тогда порядка в угодьях станет побольше, а охотники начнут ценить каждый выстрел.

Что еще почитать