Изображение Откуда налетит первый вальдшнеп?
Изображение Откуда налетит первый вальдшнеп?

Откуда налетит первый вальдшнеп?

«И налетит ли вообще?» – подумают охотники, часто ошибающиеся в выборе места на тяге.

«Не налетит первый, налетит второй», – подумают владельцы хороших подружейных собак, для которых время результативного выстрела не имеет значения. Собака отыщет не только чисто битых вальдшнепов, но и поймает подранка, даже в кромешной темноте.

Но для охотников, у которых нет собак, а с годами падает острота зрения, особенно сумеречного, время добычи первого вальдшнепа имеет решающее значение, ведь часто первый вальдшнеп налетает еще засветло, а остальные летят, когда становится значительно темнее. Поэтому важно не только правильно выбрать место, где вы встанете на тяге, но и знать, откуда налетит первый вальдшнеп.

Апрельская тяга скоротечна, особенно в солнечную погоду, и составляет не более 25 минут. За такое короткое время охотникам не всегда удается найти сбитых вальдшнепов, они прекращают поиски и продолжают охотиться, надеясь после тяги воспользоваться фонарем. Однако иногда даже длительные поиски с использованием фонаря не приносят желаемого результата. В пасмурную погоду тяга длится до 55 минут, соответственно время на поиск битых вальдшнепов увеличивается.

Опытная, смышленая собака, не раз бывавшая на тяге, слышит «цвиканье» намного раньше охотника и поворачивается в сторону подлета вальдшнепа. Любители технических новинок используют электронные усилители звука, которые позволяют, услышав токовую песню вальдшнепа, заранее развернуться к налетающей птице и подготовиться к выстрелу.

Если бы читателем данной статьи стал охотник из богатого вальдшнепом места, живший в XIX веке и соблюдающий традиции правильной охоты, его негодованию не было бы предела: «Как это так, автор дает рекомендации читателям газеты встать на тяге, чтобы непременно стрелять по первому вальдшнепу – ведь это токовик».

Да-да, старые вальдшнепятники расскажут вам, что их деды охотились именно так. Как и на тетеревиных токах, считалось недопустимым стрелять токовика – первого косача, появившегося на току, так и на тяге не стреляли первого, налетевшего еще засветло вальдшнепа. Считалось, что это токовик, хозяин тока.

Возможно, стрельба тетеревов-токовиков и привела к тому, что в настоящее время компактных тетеревиных токов стало меньше, чаще тетерева токуют поодиночке или парами и очень широко.

Что касается вальдшнепиной тяги, то, конечно, отстрел первого вальдшнепа не приведет к тому, что тяги в данном конкретном месте не будет. Однако если вы из года в год приезжаете на тягу на одно и то же место, то можете лишиться возможности наблюдать первого вальдшнепа, летящего засветло.

Мне приходилось охотиться на тяге в Московской области, это Подольское, Чеховское, Ступинское и Серпуховское охотничьи хозяйства, а также во Владимирской области, это Иворовское охотничье хозяйство и угодья Суздальского ГЛОХа. Однако только в Суздальском ГЛОХе удалось найти место, где наблюдалась тяга вальдшнепов, но на них никто не охотился. Дело в том, что эти угодья соседствуют с заливными лугами реки Нерль, и охотники отдавали предпочтение охоте на гусей с профилями и манком из укрытия и охоте с подсадной на селезней.

Место тяги представляет собой заросшую кустами пойму пересыхающего летом ручья, текущего с севера на юг, окруженную с обеих сторон сосновым лесом, посаженным в шестидесятые годы XX века. Почва вокруг песчаная, бедная перегноем, поэтому беспозвоночных, основного корма вальдшнепа в тех местах, мало, вальдшнепа соответственно тоже, четыре, пять за вечернюю зарю.

Две весны я не стрелял там первого вальдшнепа, сначала просто прозевал его, а потом и специально. Он налетал засветло, летел в одном и том же направлении, пересекал самое широкое место поймы, «цвикал» и «хоркал». Остальные вальдшнепы летели с севера на юг и, наоборот, вдоль ручья в более темное время и чаще только «цвикали».

В то время благодаря посещениям заседаний клуба «Вальдшнеп» и публикациям в охотничьей прессе я уже мог отличить старого вальдшнепа от молодого. Так вот, все добытые мною в Суздальском ГЛОХе вальдшнепы оказались молодыми птицами. На третью весну я поднял ружье на токовика. Это оказался старый самец. Он снова летел по знакомой мне траектории.

С содроганием сердца я ждал четвертую весну. Подспудно меня точила мысль, что тяги не будет. Однако тяга была, но первый вальдшнеп летел по темному, вдоль ручья и оказался молодым.

Несколько лет спустя охоту в Московской области открыли рано, в лесу еще лежал снег по колено, земля не оттаивала, и тяги не было. Однако апрель делал свое дело, и уже во вторник мы с другом взяли единственного налетевшего на нас вальдшнепа в Ступинском охотничьем хозяйстве. Это был старый самец. И что интересно, направление его пролета совпало с направлением суздальского токовика.

Для подтверждения догадки о том, что направление пролета первого вальдшнепа, летящего засветло, в месте, где еще текущей весной никто не охотился, является строго определенным, начал искать новое место.

И такое место было найдено. Это узкая полоса леса и кустарника, шириной не более 5 метров, длиной порядка 100 метров, соединяющая два массива крупноствольного березового леса в направлении север–юг.

К моему изумлению, первый вальдшнеп на открытии охоты летел не над полосой леса, где я стоял, а пересекал полосу под углом, пролетая большую часть расстояния между лесами над полями, примыкающими к полосе с обеих сторон. Направление пролета оказалось таким же, как и в первых двух случаях – на только что скрывшееся за горизонтом солнце. Мой выстрел был дальним, вальдшнеп спикировал в полосу и скрылся из виду. Поиск не дал результата.

Три похожих случая хотелось бы считать закономерностью, поэтому наиболее вероятно, что первый вальдшнеп появится на поляне с восточной стороны и покинет ее в западном направлении.

Ну а если вы привели на поляну охотника, который на тяге впервые, в надежде, что в дальнейшем он разделит ваше увлечение, поставьте его без жребия на свое любимое место, спиной к заходящему солнцу, а по дороге к месту расскажите ему о традиции XIX века.

Вальдшнеп в лучах заходящего солнца, поющий полную токовую песню и летящий прямо на охотника, оставит в его памяти неизгладимое впечатление.

А уж поднимать ружье на хозяина тока или не поднимать пусть он решает сам.

Владимир Курганов

 От редакции:

Наблюдения автора подтверждают исследования ученых, свидетельствующих, что первый налетевший по светлому вальдшнеп (так называемый объездчик) – это, как правило, старый доминантный самец. Однако следует сделать два уточнения.

Во-первых, это характерно для необстрелянных на тяге мест. Как только на тяге добудут самца-доминанта, объездчиком может стать и молодой прошлогодний самец. Замечу, что как в тяге, так и в размножении, принимают участие с равным успехом и старые, и молодые вальдшнепы. На успешности размножения это никак не сказывается. Иногда, при отстреле объездчика-доминанта, интенсивность тяги даже возрастает, так как в воздух поднимаются те молодые, которые не решались принимать участия в тяге.

Во-вторых, большую роль играет время охоты. Если это раннее открытие и идет интенсивный пролет, то первыми могут лететь как старые, так и молодые (неместные) птицы. При позднем открытии, когда в тяге участвуют только местные вальдшнепы, чаще всего зарю открывают старики-объездчики.

Наблюдения относительно определенного направления полета первого вальдшнепа особенно интересны. Специальных работ по этому вопросу еще не проводилось. 

Сергей Фокин

 

Что еще почитать