По личному опыту работы в спортивном охотничьем хозяйстве с высокой численностью кабана я вынес твердое убеждение, что эти звери могут представлять для нас опасность лишь в двух случаях: когда мать охраняет своих детенышей в первые месяцы после их появления на свет (весна и начало лета); когда кабан ранен и чрезвычайно озлоблен, а его обидчик или иной случайно подвернувшийся человек подойдет к нему на близкое расстояние.
Ожидать непредвиденного поведения от любого крупного животного можно также при вспышках опасного заболевания – бешенства, но я не припомню такого относительно кабана, хотя о бешенстве лисиц, волков, собак, кошек, домашних коров и телят приходилось слышать ежегодно, а однажды во время охоты на нас напал бешеный лось, и дело могло бы закончиться трагедией, если бы мы растерялись.
Минувшим летом участились набеги диких кабанов на картофельные огороды в нашей округе. Не на шутку встревожились жители деревень, когда непрошеные гости стали вторгаться на их приусадебные участки и выкапывать еще недоспевшие клубни. Люди начали поговаривать о чрезмерном размножении кабанов в местных лесах и непосредственной угрозе их человеку.
Действительно, по данным работников местного общества охотников, численность кабанов возросла. Основываясь на личных наблюдениях, я тоже считаю, что следы кабанов на дорогах и характерные покопки этих животных на задернованных участках почвы стали встречаться чаще. Такое, правда, бывает не только в тех случаях, когда плотность зверей возрастает, но и при оскудении их кормовой базы во время сильных засух и резком сокращении сельскохозяйственных площадей, что и случилось в последние годы у нас в Подмосковье.
Пока кабанята слабы и беззащитны, выводки держатся в крепких местах – в густых зарослях и заломах. Но есть ли смысл забираться туда без особой надобности? Мне случалось не раз набредать на кабаньи семьи. Помню, как поднималась с широкой постели из тонких веток крупная бурая самка и стояла, готовая ко всему, напоминая лохматый шалаш, а возле нее суетились, как мыши, шустрые и забавные поросята. Я лишь чуть-чуть отклонялся в сторону, боясь потревожить животных, и проходил мимо. В таком случае не следует останавливаться или сворачивать к выводку, чтобы получше разглядеть симпатичных детенышей – самка может неправильно понять ваши намерения.
Позже, когда малыши подрастут, мать их станет покладистей и не строгой, хотя говорить так применительно к кабанам вряд ли уместно: в стаде, где постоянно живут члены одной семьи (за исключением повзрослевших самцов), никогда не бывает мира. Родственнички непрерывно толкаются, кусают и поддают рылом друг друга, очевидно, считая подобное поведение хорошим тоном. Однако по отношению к человеку никто из них не позволяет опасных вольностей.
Снова привожу достоверный случай. Как-то осенью мы охотились на зайцев-русаков загонным способом. Цепочка стрелков расположилась на совершенно открытом пологом склоне в сотне метров от узкого и густо поросшего кустарником оврага. Я находился в середине стрелковой линии и, присмотрев поблизости удобную кочку, положил на нее перчатки и присел.
Неожиданно из оврага, по которому продвигались загонщики, вырвалось стадо разновозрастных кабанов. Эта лавина широким неровным строем хлынула вверх по склону на оторопевших охотников. Мои соседи слева и справа предпочли отбежать в стороны. Оказавшись на линии атаки, я решил оставаться на месте, так как был убежден, что в такой ситуации кабаны не опасны. Стадо, ухая, сопя и тонко повизгивая, обтекло меня со всех сторон и с топотом промчалось мимо.
Было и так. Жарким летним днем я в одиночку патрулировал территорию охотничьего хозяйства, имея при себе легонькую одностволку 28 калибра с снарядом мелкой дроби (на случай встречи с вороной). Шел по плоскому днищу длинного лесистого оврага, края которого постепенно сближались и под конец сошлись почти вплотную. Проходя мимо густого куста стоявшего от меня метров на восемь, я услышал тяжелый вздох, похожий на храп, и увидел огромного секача с седой головой и стоячими ушами. Зверь смотрел на меня, хотя его небольшие глазки были скрыты дремучей щетиной. Признаюсь, я с трудом подавил желание пуститься наутек, однако, не меняя темпа движения, благополучно проследовал дальше без паники.
Иначе может вести себя раненый зверь. Прежде всего любому охотнику, даже уверенному в себе опытному стрелку, следует помнить, что стрелять по бегущему на тебя крупному кабану опасно: зверь этот очень силен и вынослив, даже смертельно раненный, он может успеть по ходу посчитаться с обидчиком, прежде чем свалится замертво.
Однажды зимой бригада охотников отстреливала кабанов на сильно пересеченной местности, с ними работала лайка. Раненный стрелками зверь скрылся в густых кустах на крутом склоне оврага. Не в меру горячий владелец собаки по собственной инициативе, не дождавшись товарищей и держа в одной руке ружье, а другой цепляясь за ветки, полез по скользкому склону в кусты. Учуявший человека кабан бросился навстречу и, пренебрегая наскоками лайки, мгновенно сбил охотника с ног. Удар был настолько сильным, что смельчак отлетел на пару метров и упал, подминая кусты.
Развернувшись, зверь опять набросился на лежавшего без движений охотника и снова поддел его рылом. Подоспевшие товарищи добили рассвирепевшего зверя. Позже выяснилось, что пострадавшему повезло: кабан оказался не очень крупной свиньей, а у самок клыки намного скромней, чем у секачей. Бедолага отделался непродолжительным обмороком и ранками, не представлявшими опасности для жизни.
Комментарии (0)