Изображение О совершенствовании законодательства в сфере государственного регулирования оценки объектов животного мира
Изображение О совершенствовании законодательства в сфере государственного регулирования оценки объектов животного мира

О совершенствовании законодательства в сфере государственного регулирования оценки объектов животного мира

Законодательством о животном мире установлено, что объекты животного мира (дикие животные) в пределах территории Российской Федерации являются государственной собственностью. Логично полагать, что ценность каждого дикого животного должна быть величиной, условно, постоянной и может применяться в процессе оборота этих животных.

Однако, в действительности не все так просто и достаточно парадоксально.
Оценка объектов животного мира проводится либо в целях расчета и компенсации ущерба, вызываемого уничтожением и незаконным добычей отдельных экземпляров, либо для исчисления платежей за охоту.

Оценка уже добытых и ставших собственностью и даже товаром животных в данную систему не вписывается, поскольку отношения в этой сфере регулируются рынком (спросом и предложением).

• Оценка, проводимая в целях расчета и компенсации ущерба, вызываемого незаконным уничтожением и добычей объектов животного мира регулируется:

- статьей 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», согласно которой юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии – по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгод;

- статьей 58 Федерального закона от 27.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии – исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов;

- статьей 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Учитывая разделение диких животных на обособленные группы, с учетом их значимости и ценности, существуют различные методики определения размера вреда, причиненного объектам животного мира, например:

- Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденная приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948 (этим же приказом утверждены и Таксы для исчисления размера вреда, причиненного конкретным видам охотничьих ресурсов);

- Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания, утвержденная приказом Минприроды России от 28.04.2008 № 107.
Особенностью Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, являются пересчетные коэффициенты, применяемые в зависимости от причины причиненного ущерба.

Так, в случае причинения конкретному виду охотничьих ресурсов вреда по неосторожности, например в результате ДТП, применяется пересчетный коэффициент – 1, а если причиной вреда стала незаконная добыча, как отягчающее обстоятельство, то применяется пересчетный коэффициент – 3.

Следует отметить, что применяемые таксы достаточно высоки (см. табл.).

• Для исчисления платежей за охоту применяется сбор за пользование объектами животного мира, предусмотренный главой 25.1 Налогового кодекса РФ.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Совокупностью норм статей 8, 14, 29 Федерального закона от 27.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных.

Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов (далее в настоящей главе – плательщики), признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.

Объектами обложения признаются объекты животного мира в соответствии с перечнем, установленным пунктом 1 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу объектов животного мира, выдаваемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

• При сравнении размера таксы для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, и вышеуказанного сбора, складывается парадоксальная ситуация, при которой, условно, «стоимость» живого животного, которое предполагается законно добыть, в десятки раз меньше «стоимости» незаконно добытого животного. Хотя и в той и другой ситуации животное погибает.

 

 

 

 

 

 

 

Вид животного

 

 

 

 

 

 

 

Такса для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, рубли

 

 

 

Размер вреда, причиненного вследствие прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, рубли

 

 

Размер сбора за пользование объектом животного мира, рубли

 

 

Стоимость живого животного, рубли

 

(средняя цена из интернет источников)

 

 

 

по неосторожности

 

 

 

 

 

их незаконной добычи (отлова, отстрела)

 

 

Кабан

 

 

15000

 

 

15000

 

 

45000

 

 

450

 

 

15000

 

 

Медведь бурый

 

 

30000

 

 

30000

 

 

90000

 

 

3000

 

 

нет данных

 

 

Косуля сибирская

 

 

20000

 

 

20000

 

 

60000

 

 

450

 

 

30000

 

 

Олень пятнистый

 

 

30000

 

 

30000

 

 

90000

 

 

600

 

 

30000

 

 

Барсук

 

 

6000

 

 

6000

 

 

18000

 

 

60

 

 

7000

 

 

Заяц

 

 

500

 

 

500

 

 

1500

 

 

0

 

 

нет данных

 

 

Глухарь

 

 

3000

 

 

3000

 

 

9000

 

 

100

 

 

нет данных

 

 

Тетерев

 

 

1000

 

 

1000

 

 

3000

 

 

20

 

 

нет данных

 

 

Утка

 

 

300

 

 

300

 

 

900

 

 

0

 

 

500-3000

 

 

Представленные сравнительные данные позволяют судить о том, что законодатель недостаточно дальновидно поступил при определении ставок сборов за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.

В отношении ряда животных (волк, зайцы, лисица, хори, норки и т.д.), добыча которых осуществляется достаточно активно и наибольшей частью охотников, сбор попросту не установлен, при этом в отношении некоторых, фактически не добываемых видов, таких как водяной пастушок, погоныш, погоныш-крошка, погоныш, большой погоныш, камышница, установлен сбор – 20 рублей, в отношении саджи – 30 рублей.
Конечно нельзя считать данный сбор ценой конкретного вида охотничьего ресурса, но другого такого показателя нет и, повидимому, не ожидается.

Изображение фото: fotolia.com
фото: fotolia.com 

Очевидно, что при огромном разнообразии объектов животного мира, их различной ценности в зависимости от вида, среды обитания и т.п. налоговые ставки сбора должны учитывать в максимально возможной степени эти особенности и быть ориентированы не только на установление размера платежа пропорционально ценности изъятого объекта, но и на стимулирование рационального пользования с целью сохранения необходимого потенциала видов животных для их дальнейшего воспроизводства.

Фактической стороной данной ситуации является не поступление в федеральный бюджет значительных денежных средств, которые могли быть направлены на охрану тех самых охотничьих ресурсов.
Выходом из данной ситуации мог бы послужить пересмотр существующих размеров сборов, а именно установление единых сборов в отношении групп охотничьих ресурсов, например, пернатой дичи и пушных животных.

• Размер вреда вследствие прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения по неосторожности исчисляется как произведение таксы для исчисления размера вреда, причиненного данному виду охотничьих ресурсов, пересчетного коэффициента, и количества уничтоженных особей охотничьих ресурсов данного вида по формуле:

У = Т x К x N,

где:

У - размер вреда, причиненного вследствие прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения по неосторожности, руб.;
Т - такса для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, руб.;
К - пересчетный коэффициент;
N - количество особей уничтоженных охотничьих ресурсов.
Размер суммарного вреда вследствие прямого уничтожения нескольких видов охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения охотничьих ресурсов по неосторожности исчисляется как сумма вреда в отношении всех особей каждого вида охотничьих ресурсов.

Данный вид расчета не учитывает упущенную выгоду – стоимость продукции незаконной охоты (шкура, мясо и т.д.), которая может быть изъята у лица, совершившего незаконную добычу, и реализована, в случае, если ее состояние и качество соответствуют ветеринарно-санитарным требованиям.

Следовало бы полагать, что такса для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, уже включает в себя стоимость продукции. В таком случае изымаемая продукция незаконной охоты должна уничтожаться, независимо от ее состояния.

Однако, Правилами реализации или уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных объектов животного мира, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания, а также полученной из них продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2009 г. № 13, определено: «Решение о реализации объектов животного мира принимается в месячный срок с даты принятия решения о безвозмездном изъятии или конфискации с учетом заключений органов ветеринарного и санитарно-эпидемиологического надзора о безопасности их дальнейшего использования.

Средства, полученные от реализации объектов животного мира, перечисляются в полном объеме за вычетом налогов в доход федерального бюджета.

В случае если объекты животного мира не реализованы в 2-месячный срок, они подлежат возврату передавшему их уполномоченному органу по акту приема-передачи для уничтожения.»

На наш взгляд происходит двойное перекрытие стоимости дикого животного за счет таксы и средств, полученных от реализации объектов животного мира, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания.

При такой ситуации лицо, возместившее добровольно или через суд ущерб, причиненный животному миру, вправе потребовать возврат денежных средств в размере суммы реализованных объектов животного мира и полученной из них продукции.

В том случае, если такса для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, не включает в себя стоимость продукции, изымаемая и пригодная для реализации продукция незаконной охоты не должна уничтожаться.

Напрашивается вопрос, как быть с испорченной или использованной лицом, совершившим нарушение законодательства, продукцией. Логично предположить, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти необходимо разработать методику расчета стоимости использованной, испорченной или уничтоженной продукции, полученной из незаконно добытых объектов животного мира.

Что еще почитать