Изображение Заметки про ловлю на поролон
Изображение Заметки про ловлю на поролон

Заметки про ловлю на поролон

Сначала – алиби. 20 лет я рыбачил на Беломорье, когда у спиннингистов был один вид приманок – колеблющиеся блесны. Следующие 20 лет – это Приморье, где спиннинговой рыбалки просто нет. Нет там ни щуки, ни судака, ни жереха. Не поверите, но нет там и окуня. И оказавшись на Каме, мне пришлось учиться многим вещам, которые другими постигаются в раннем детстве...

Край наш настолько богат рыбой, что какие-то апробации новых идей, приходящих из-за рубежа или из Москвы, здесь не приняты.

Рыбаков можно понять.

Какой смысл заниматься микроджигом или нахлыстом, когда традиционными способами, без головной боли, все ловят рыбу.

Так первые годы было и со мной.

Впервые увидел живого мотыля, купил, наловил лещей и язей.

Купил китайский спиннинг с соответствующей катушкой – и наловил щуки.

Но, к счастью, я отношусь к тому меньшинству, которое старается внести хоть какое-то разнообразие в процесс ловли.

А ведь многие у нас регулярно ловят леща на кольцо, за лето не меняя место, другие с весны до осени предпочитают ловить ладошечного карася.

Щуки, конечно, и сами по себе разнообразием балуют регулярно. Две одинаковых поклевки и не упомнишь, но ведь стопка прочитанных рыболовных изданий уже упирается в потолок и периодически хочется проверить ту или иную идею.

Будете смеяться, но поролоновую рыбку я купил на сдачу, хотя прочитал о ней достаточно много. Бесконечное развешивание твистеров по корягам не нравилось мне изначально. Что это за рыбалка? Бери больше, кидай дальше. И это очень уместное выражение.

То до бровки надо кидать, отвоевывая сантиметры, как на Олимпиаде, то легкая головка на течении не «простукивает» дно. Но, как это часто бывает в жизни, все решило совпадение. Купленная случайно рыбка оказалась в ящике, когда мы приехали на водоем с таким чистым дном, что оно напоминало теннисный корт.

И тут начались поиски, приведшие через пару выездов к полному взаимопониманию со щукой. Но для начала оказалось, что, взяв большую рыбку при головке в 16 граммов, я явно ошибся. Далеко кидать не было необходимости, но вот намокшая рыбка гасила скорость падения на дно и чувствовалось далеко не каждое касание.

Как и писали в умных изданиях, все поклевки были через секунду-две после касания грузом дна. Удары были чувствительными и произвели очень большое впечатление.

Вся моя предыдущая спиннинговая жизнь проходила под знаком вертушки и при ее проводке бесконечные задержки за траву, иногда дно напоминали современного форварда, которого по пути к воротам хватает руками только ленивый. И бесконечное число этих касаний мешало чутко читать процесс. Рыба ловилась, и совсем неплохо, но вот ощущения от ударов по «поролонке» – это совсем другое.

Если при проводке блесны можно успеть полюбоваться лебедями, наметить место для следующего броска, то при ловле на рыбку пауз просто нет. Я даже не сразу понял, что в итоге стал уставать гораздо сильнее.

Поклевок в день моего дебюта было много, но более половины были пустыми. Владимир Жданов, мой напарник и вдумчивый спиннингист, обнаруживший в своем ящике три «поролонки», не опробованные за пару лет его активной рыбалки, быстрее меня пришел к выводу, что стационарный двойник в передней части рыбки – это не оптимальный вариант. Прямо на месте он оснастил рыбку дополнительным тройником и результат не заставил себя ждать. Щуки стали доплывать до лодки чаще. Его примеру последовал и я.

Читайте материал "Гонка рыболовного вооружения"

В итоге в свой первый поролоновый день мы наловили много рыбы. Другие бы удовлетворились этим, а мы, не сговариваясь, принялись совершенствовать своих рыбок и не только рыбок. В первый день растерзанная крупная рыбка была заменена маленькой, щедро подаренной мне Володей. И я заметил, что «стучит» она лучше, а рыбу ловит не хуже.

В итоге, к следующему выезду мы оснастили штук по пять рыбок тройниками и сходов почти не было. Дополнительный тройник я изначально с помощью лавсановой нити и иглы закреплял к кольцу двойника. Это сейчас я понимаю, что действовал как чайник... Две-три щуки – и в итоге тройник стягивается к хвосту и болтается на нити. Пришлось закреплять нить к ушку грузила и эта проблема исчезла. Но не навсегда.

Одна из очередных щук откусила полрыбки, обрезав и проходящую в ее теле нить. Щука совершила этот подлый поступок совсем уж напрасно, ибо в этот момент уже была в подсаке. Казалось бы, чего проще – сделай, как советуют опытные мастера, закрепи тройник на проволоке, но...

Дело в том, что на таких «опроволоченных» рыбок Володя вдруг перестал ловить. Сделаны они были изящно, хоть продавай, а вот при этом прекратились поклевки. Если бы я параллельно не ловил, не было бы и загадки. В итоге я решил, что в толще рыбки будут проходить три лавсановых нити, и перекусить все три одномоментно рыбе будет нелегко.

Читайте материал "Выбор норной собаки: плюсы и минусы"

Интересного было много. Во-первых, в один из дней рыба была значительно крупнее, в среднем. Во-вторых, в другой день поклевки вдруг стали какими-то странными. Ударов было мало, а подрагивание тюльпана и какое-то шуршание по плетенке случались регулярно. И не сразу я стал делать в эти сомнительные моменты подсечку. Оказалось, что это щучьи проделки.

В этот же день неожиданно много толчков было в момент проводки. В итоге, для лучшего «чтения» я стал использовать крупные грузила (30 граммов): при оснащении их мелкими рыбками снасть работала безотказно.

Естественно, что первоначальный красивый окрас рыбки через пару проводок принимал грязный цвет илистого дна, что делает бессмысленным выбор в магазине.

При ловле на поролоновую рыбку значительно больше случаев забагривания рыбы, и это навело на мысль, что щука или промахивается, или для начала придавливает «упавшую» рыбку своим телом. Я был уверен, что причиной этого может быть и облачко мути, возникающее при каждом падении, но, проверив это на просматриваемой глубине, обнаружил, что рыбка втыкается в дно без мути. Грузило проваливается в ил, а рыбка стоит вертикально вверх. Промахнуться рыбе непросто и, значит, она «давит» жертву.

Намного чаще, чем при ловле на вертушку, бывают и повторные удары «в точке». Это говорит о том, что щука при ловле на джиг меньше накалывается в момент удара и не бросается в сторону, а ждет жертву вновь. Это, как мне кажется, дополнительный аргумент в пользу придавливания жертвы ко дну.

Необходимость подсечки при любой «шероховатости» я уже не подвергаю сомнению.

Интересно и еще одно наблюдение. Нередко удары происходят в момент первичного падения рыбки на дно, но вот результативных при этом очень мало. Возможно, падающая рыбка неожиданно возникает в поле зрения, а идущая ступенькой дает щуке возможность прицелиться.

Читайте материал "Точно в цель"

При большом количестве рыбы клев совсем не постоянен. Характер водоема не дает рыбе уходить за его пределы и возвращаться. Значит, щука как по команде перестает клевать. В один из дней при уже неплохом улове и «большом опыте» я вдруг попал в полосу, когда более 10 поклевок не принесли трофея.

Возникла мысль, что при большом количестве рыбы на дне она не желает кормиться, а отбивается от назойливых рыбок, падающих совсем рядом с ней.

Рыбаки мы дотошные и успели проверить многое. На вертушки, идущие в разных слоях воды, не было за все дни ни единой (!) поклевки. На колебалки были трофеи, но исключительно в момент падения блесны на дно. На глубоководный воблер я не получил ни одной поклевки.

Изображение Фото: Маилкова Анатолия.
Фото: Маилкова Анатолия. 

На воблеры и попперы, прицепленные к «ушастикам» и заменившие поролоновых рыбок, тоже не было ударов. Это удивило сильно, но вот самым поразительным оказалось то, что при четырех выставленных в зоне рыбалки кружках за все время ни на окуней, ни на плотву щука не обратила внимание.

При том, что при ловле на спиннинг поролоновые рыбки падали между кружками и там были удары. Это я могу объяснить только тем, что щука не «ела», а только отбивалась от падающих на нее «поролонок».

Пробовал я и самодельную рыбку, сделанную из берушей и украшенную капроновым хвостом. За короткий промежуток времени было несколько ударов, но щука не засеклась и я, решив, что тройники малы, вернулся к поролону.

Все это научное действо происходило на водоеме с максимальной глубиной до 3 метров и двумя боковыми бровками. Без единого клочка травы на глинистом дне.

Первично больше всего я был удивлен, что при таком «лунном» пейзаже там оказалась щука, да еще устойчиво и в таких количествах. Дважды щука брала исключительно на бровках, а вот в другой день все нападения хищницы были в центре ямы.

Читайте материал "Щуки предзимья"

Возможно, я не открыл для опытных рыбаков ничего нового, но согласитесь, что за короткий промежуток времени (10 дней) мы чему-то научились сами и, возможно, поможем в этом интересном начинании кому-то из читателей.

Что еще почитать