Изображение Поплавок летит далеко. Часть 2.
Изображение Поплавок летит далеко. Часть 2.

Поплавок летит далеко. Часть 2.

Оснастка и ее монтаж

В любой рыболовной снасти не бывает каких-то второстепенных элементов, которые бы не влияли в итоге на результаты ловли. И все же в снасти для ДЗ поплавок является тем основным звеном, которое определяет динамику поведения всей оснастки, то есть ее аэродинамику в полете после заброса и гидродинамику в воде при управлении ею. Это связано с тем, что кроме особых случаев, практически всегда большая часть веса всей оснастки для ДЗ сосредоточена именно в поплавке, точнее в его килевой части. (Окончание. Начало см. "РОГ №39").

Делать так приходится по двум причинам. Первая состоит в необходимости стабилизировать полет оснастки для предотвращения захлёстов, то есть предотвратить «кувыркание» ее элементов относительно друг друга, поскольку тонкая леска не дает ощутимой связи их между собой.

Практически все время полета поплавок «тащит» оснастку за собой, кроме конечной стадии — планирования на воду. Здесь уже огрузка из-за меньшего воздействия на нее потока воздуха (у огрузки больший удельный вес и существенно меньшая суммарная площадь поверхности, чем у поплавка) выходит вперед. В итоге вся оснастка вытягивается в одну прямую линию и мягко ложится на воду. Кстати, основной проблемой для многих рыболовов в технике ДЗ как раз и будет эта последняя стадия, поскольку идеальной она получается не автоматически, а является результатом грамотного выбора траектории полета и усилия при забросе. Если траектория будет слишком высокой, то оснастка развернется в линию далеко от воды и под углом к ее поверхности. В конце концов при приводнении огрузка упадет на поплавок, вероятность захлеста здесь велика. При низкой траектории полета, еще до прекращения поступательного движения вся оснастка (причем с сильным всплеском) «врежется» в воду. Обычно в этом случае крючок захлестывается за леску выше поплавка. В случае неоправданно сильного посыла оснастки, для того чтобы она не пролетела зону ловли, ее придется плавно тормозить. Резкое торможение выполнять нельзя, так как леска, сработав как пружина, отбросит оснастку обратно. Последствия в этом случае могут быть самые плачевные, вплоть до полного запутывания оснастки или обрыва лески.

Нижняя, килевая часть поплавка должна быть тяжелой и по другой причине. Дело в том, что большая часть скользящих поплавков для дальнего заброса конструируется с одной точкой крепления к леске. Это необходимо для того, чтобы максимально ускорить погружение оснастки на заданную глубину, особенно в сложных условиях ловли: сильное течение или боковой ветер, большая глубина в месте ловли. Но в поплавках с одной точкой крепления, как и в типичных любительских конструкциях, в отличие от поплавков с двумя точками крепления, есть проблема с остойчивостью при выполнении манипуляций с оснасткой уже во время ловли. Утяжеление нижней части поплавка позволяет в значительной мере решить эту проблему.

Изображение Схема нижней части поплавка с подгрузкой. 1 – антенна; 2 – тело поплавка; 3 – контейнер; 4 – подгрузка (свинцовая дробь или вольфрамовый стержень); 5 – резьба; 6 – наконечник; 7 – ушко. рисунок автора
Схема нижней части поплавка с подгрузкой. 1 – антенна; 2 – тело поплавка; 3 – контейнер; 4 – подгрузка (свинцовая дробь или вольфрамовый стержень); 5 – резьба; 6 – наконечник; 7 – ушко. рисунок автора 

Конструкции типичных спортивных скользящих поплавков для дальнего заброса представлены на фотографии.

Поплавок цилиндрической формы (поз.1) используется при небольшой дальности заброса и в спокойных условиях ловли, вес огрузки при этом, как правило, не превышает 5 г. Тело его делается из бальсы или из подвергнутого специальной обработке плодового стебля рогоза. Диаметр тела этих поплавков составляет 4-6 мм. Поплавки поз. 2, 3, 4 увеличенной грузоподъемности, кроме того из-за широкой и тяжелой нижней части отличаются значительной остойчивостью. Используются, когда необходима большая дальность заброса с хорошей точностью. Вес огрузки в этом случае превышает 5 г и достигает 20 г и больше. Хорошо работают в сложных условиях ловли. Тело их обычно вытачивается из бальсы (подходит и пенопласт), а антенна — из плотных сортов бальсы или делается из плодового стебля рогоза. Диаметр тела этих поплавков в зависимости от грузоподъемности колеблется от 10 до 30 мм, а длина — от 30 до 50 мм. Форма тела напоминает лесной орех. Антенна, как правило, делается диаметром 5-6 мм. Для увеличения чувствительности поплавка, изготовляют составную антенну, как это показано на поз. 3. Верхняя часть такой антенны обычно вытачивается из бамбука. Имеет диаметр 3-4 мм. Длина ее не превышает 1/6 длины всего поплавка. Часто для улучшения аэродинамических характеристик поплавка верхнюю его часть ниже сигнального участка снабжают стабилизатором, как это показано на поз. 4. Детали стабилизатора вырезают из тонкого листового лавсана и вклеивают в прорези на антенне. Длина всех указанных поплавков колеблется от 200 до 400 мм.

Как уже было сказано выше, килевая часть поплавков обычно дополнительно подгружается. Чтобы понять, как это делается, рассмотрим подробно устройство нижней части поплавка. На рисунке дана схема типичной конструкции такого киля.

Как можно понять из приведенной схемы, киль представляет из себя две свинчивающиеся между собой детали — контейнер и наконечник. Их обычно выполняют из латуни, поскольку этот металл технологичен и мало подвержен коррозии. В качестве подгрузки используют мелкую ружейную дробь или обломки вольфрамовых электродов диаметром 4 мм. Крайняя часть наконечника при изготовлении выполняется в виде шарика диаметром 4-5 мм. Затем с боков шарик симметрично стачивается до толщины 1,5-2 мм по центру образовавшейся площадки сверлится отверстие диаметром 3 мм, края его зенкуются. Получается ушко, в которое затем вводится застежка для крепления поплавка на леске. Вес дополнительной подгрузки имеет определенное ограничение. Как показывает практика, нужно, чтобы поплавок после приводнения находился в положении лежа на воде со слегка притопленной килевой частью. Такое его положение значительно облегчает проход лески сквозь пропускное отверстие застежки и ускоряет погружение снасти на заданную глубину. Конечно, это очень актуально лишь при большой глубине ловли или при сильном боковом сносе всей оснастки (ветер, течение). Также, иногда в ущерб аэродинамике оснастки, приходится основную ее массу сосредотачивать в огрузке. Например, при сильном боковом ветре давление его на леску может оказаться столь значительным, что легкая огрузка просто не сможет тянуть за собой леску, то есть не будет погружаться. Потому должно быть понятно, что на практике всегда нужно искать определенный оптиум, баланс между весом собственно поплавка и массой огрузки. Многие фирмы, производящие поплавки для ДЗ, предлагают свой вариант дополнительно подгрузки киля. Отдельно продаются стандартизованные цилиндрические, различной длины (и веса) детали, накручивающиеся с помощью резьбы.

Изображение Схема оснастки для дальнего заброса: 1 – леска, 2 – стопорный узел, 3 – бусинка, 4 – поплавок, 5 – застежка, 6 – огрузка, 7 – подпасок, 8 – поводок, 9 – крючок. рисунок автора
Схема оснастки для дальнего заброса: 1 – леска, 2 – стопорный узел, 3 – бусинка, 4 – поплавок, 5 – застежка, 6 – огрузка, 7 – подпасок, 8 – поводок, 9 – крючок. рисунок автора 

Зачастую, когда глубина в месте ловли мала (менее половины длины удилища) или делается ставка на верховодную рыбу, то для ДЗ применяют глухую оснастку, смонтированную на основе поплавков, используемых для глухих оснасток спортивной поплавочной удочки. У них удовлетворительная аэродинамика и хорошая остойчивость из-за наличия в конструкции достаточно длинного и массивного металлического киля, а также как минимум двух точек крепления к леске.

Обычно в оснастке для ДЗ используются с некоторыми вариациями две основные системы расположения грузиков: распределенная — в виде «гирлянды», и концентрированная огрузка.

Тип огрузки с широким распределением по леске элементов применяется при ловле на небольшой глубине, чтобы избежать сильного всплеска от падающей оснастки. Кроме того, такой вариант расположения грузиков применяется при осторожном клеве рыбы, когда необходимо максимально замедлять погружение насадки, заставляя оснастку как бы планировать в толще воды. Расстояние между грузиками в «гирлянде» составляет от 30 до 50 мм, а расстояние от «гирлянды» до подпаска 100-200 мм.

Тип огрузки с плотной концентрацией элементов применяется, как правило, в тяжелых оснастках при большой глубине ловли и достаточно активном клеве рыбы. Расстояние до подпаска здесь также 100-200 мм.

В огрузке оснасток для ДЗ используются как разрезные дробинки весом от 0,5 до 1 г, так и комбинация их со скользящими оливками весом от 1 до 3 г. В последнем случае как между оливкам, так и стопорящей их дробинкой следует установить короткие отрезки хлорвиниловой изоляции от проводов. Это предотвратит разбивание грузиков друг о друга.

Для того чтобы можно было понять место и функциональное назначение всех элементов в оснастке для ДЗ, рассмотрим ее полную схему, изображенную на рисунке.

Изображение рисунок автора
рисунок автора 

Важным элементом монтажа оснастки, во много определяющим ее работоспособность, являются стопорные узлы. Как правило, их вяжется два. Верхний стопорный узел определяет глубину погружения, нижний стопорный узел отделяет поплавок от огрузки, что уменьшает вероятность захлестов. Расстояние от огрузки до поплавка обычно не меньше, чем полторы длины поплавка. Иногда вяжется и третий узел — индикатор дальности заброса. Он показывает, сколько нужно подмотать после заброса лески, чтобы снасть оказалась в зоне прикормки, но теперь чаще леску в этом месте красят водостойким маркером. К стопорным узлам предъявляются довольно жесткие требования: они должны свободно проходить сквозь кольца, не сдвигаясь с установленного положения на леске; с некоторым усилием, не травмируя леску, перемещаться по ней; быть долговечными. Как вязать стопорный узел показано на рисунке.

Узел затягивается не сразу, а постепенно, с постоянным опробованием, с каким усилием он держится на леске. Недотянутый узел при выполнении забросов, проходя через кольца и ударяясь о них, будет сдвигаться с установленного места. Излишне затянутый узел при перемещении его по леске будет ее «спиралить» и деформировать, приводя в конце концов леску в полную негодность. Для вязки стопорных узлов обычно используется шелковая нитка яркого цвета диаметром 0,8-1,0 мм. После затяжки узла свободные кончики нитки коротко подрезаются. Для того чтобы стопорные узлы не проскакивали сквозь колечко застежки поплавка, между этими элементами оснастки на леску надеваются бусинки. Они должны свободно перемещаться по леске, не проходить сквозь колечко застежки, в их отверстиях не должны застревать стопорные узлы. Если бусинки будут двигаться по леске со значительным торможением, то при подмотке лески верхнюю бусинку может «протащить» сквозь кольца удилища. Если рыболов этого не заметил, то при последующем выполнении заброса обрыв оснастки будет неминуем. Внешний диаметр бусинок обычно не превышает 3 мм.

Поплавок соединяется с леской с помощью специальной застежки, имеющей в конструкции керамический элемент с отверстием, что облегчает скольжение поплавка и предохраняет леску от истирания. Если в месте ловли довольно часты мертвые зацепы, которые грозят потерей оснастки, то следует установить поводок, диаметр которого может быть всего на 0,02 мм меньше толщины основной лески. Для ДЗ редко применяются тонкие лески, обычно в диапазоне диаметров от 0,14 мм до 0,18 мм, предельно эластичные, часто используют тонущие. Это позволяет легко, не перегружая удилище, выполнять предельно далекие забросы, а также значительно облегчает управление оснасткой.

Крючок подбирается сообразно применяемой насадке и ожидаемого размера и вида добычи.

Что еще почитать